Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
методическая разработка

 Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс423.91 КБ
Файл Презентация к мастер-классу942.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей научно-естественного цикла: «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

Автор: Коляда Ольга Николаевна, учитель географии и биологии ГБУ ОО ЗО «СОШ № 5 им. Героя Советского Союза П.И.Матюха» г. Токмак

Специальная форма организации познавательной деятельности – интерактивное обучение. Оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.

Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.


C:\Users\1\Desktop\F:\Карта знаний сервисы веб  учителя Коляды О.Н. ООШ №5 город Токмак C:\Users\Михаил\Desktop\

Многим учителям знаком « кластер-прием», позволяющий изобразить факты и мысли в схеме. Это рисуночная форма, суть которой заключается в следующем: в середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним.

Использую такую форму, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к доске со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Дети активны во время уроков-путешествий, уроков-конференций. При проведении игр на уроках учащиеся описывают компоненты природы, географические явления, формируют новые знания и умения (ролевая игра «Круговорот воды в природе», игра-путешествие «Влажные экваториальные леса планеты»

Использование на уроках географии и биологии интерактивных методов позволяет вести преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления, возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель СОШ №5 г.Токмак Коляда О.Н. Применение интерактивных методов на уроках биологии

Слайд 2

Мастер - класс. Что это такое? Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете. Конфуций

Слайд 3

Интерактивные методы позволяют учащимся самостоятельно искать знания, анализировать, оценивать свою работу . Учитель выполняет роль помощника, «учит не науки, а учит учиться», создает условия для инициативы детей. Интерактивные методы строятся на схеме : Учитель ученик ученик . Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Д. Дьюин . Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут. Аристипп.

Слайд 4

Задачи интерактивных методов: 1.Научить самостоятельному поиску и анализу информации. 2.Научить работать в команде. 3.Научить формировать собственное мнение. Методы и приемы интерактивного обучения: Мозговой штурм Кластер Круглый стол Деловые игры Аквариум Метод проектов Корзина идей Инсерт Кубик Блума Синквейн Дерево успеха Фишбоун Реставратор Шесть шляп.

Слайд 5

Прием «Кластер» Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними Основной принцип составления – кластер оформляется в виде грозди или планет со спутниками. Можно оформлять на доске, на листе, в тетради. Рекомендации: применяется на любых уроках, учащиеся находят связь между смысловыми единицами, форма работы может быть групповой, индивидуальной. Достоинства: Охватывает большой объем информации, Работают все учащиеся, учатся ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, переходить от частного к общему.

Слайд 6

Пример использования «Кластера»

Слайд 7

Прием «Корзина идей» Прием позволяет в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, учиться анализировать, обобщать. Проводят в начале урока. Алгоритм работы 1.Обьявляют тему урока. 2.Каждый ученик коротко записывает информацию по данной теме. 3. Учащиеся образуют группы, обмениваются информацией, высказывают свое мнение. Учитель коротко пишет на доске, идет сбор информации. Потом из «корзины» убирают все неправильные утверждения.

Слайд 8

Достоинства данного приема Ученики самостоятельно определяют цели урока Привлечены к работе все учащиеся На уроке работают с мотивацией «хочу узнать» Такой процесс обучения более эффективен Учащиеся внимательно слушают ,так как их идеи не должны повторяться.

Слайд 9

Прием « Инсерт » Это технология эффективного чтения. Как использовать 1.Учащиеся читают текст, маркируют его специальными значками: V – я это знаю,+ -это новое для меня, - я ошибался, ? – это я не понял. 2.Заполняют таблицу Я это знаю, V Это новое + Я ошибался - Я не понял ?

Слайд 10

3. Несколько учащихся читают свои таблицы. 4.Повторное чтение текста, тезисы переходят из одной колонки в другую 5.Рефлексия. В классе обсуждают записи внесенные в таблицу. Идет анализ. Данный прием целесообразно использовать на уроках усвоения новых знаний.

Слайд 11

Прием « Фишбоун » В основе – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Учащиеся должны установить причинно – следственные взаимосвязи между объектом анализа. Достоинства приема: развивает критическое мышление, учит устанавливать причинно – следственные связи, учит работать в группах.

Слайд 12

Прием «Верю – не верю » Этот прием используют в начале урока . Учитель объявляет тему, зачитывает предложения, вопросы, а учащиеся ставят +,- или хлопком выделяют ошибку. Прием «Реставратор» Учащиеся реставрируют текст с ошибками, читают исправленный текст, комментируют.

Слайд 13

Прием « Синквейн » используется на стадии рефлексии(самооценки). Этот метод универсален. Биология Естественная , молекулярная Изучает, классифицирует, описывает Наука о живой природе Жизнь.

Слайд 14

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Хороший вопрос – это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив

Слайд 15

Прием «Дерево успеха» Рефлексия на уроке – это самооценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год   Руководитель: Кислова Н.А. Цели:         ...

Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки

Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....

План работы методического объединения учителей естественно - научного цикла

План работы  методического объединения учителей естественно - научного цикла....

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла"Развивающие тесты на уроках географии"

Материал содержит  информацию об уроках ФГОС(типы уроков,виды развивающих тестов на уроках)...

Материалы методического объединения учителей естественно-научного цикла

План работы методического объединения учителей естственно-научного цикла. Протоколы заседаний методического объединения учителей естественно-научного цикла....

План работы школьного методического объединения учителей иностранного языка на 2022-2023 учебный

Методическая тема: «Формирование функциональной грамотности обучающихся, как условие повышения качества образования»....

План работы методического объединения учителей естественно-научных дисциплин на 2023 – 2024 учебный год.

План работы  методического объединения учителей естественно-научных дисциплин на 2023 – 2024 учебный год....