Литературно- музыкальная композиция для учащихся 6 класса "Родная природа в поэзии ХХ века"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Бурганова Фарида Фаатовна

Урок литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka_dlya_ekologicheskoy_pravdy.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Родная природа в поэзии ХХ века

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 6 класса

Цели:

- познакомить учащихся с замечательными образцами пейзажной лирики А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, Н.Рубцова;

- через поэтический мир автора воспитывать у учащихся душевную чуткость, доброту, умение видеть красоту вокруг себя и учиться беречь ее;

- развивать творческие возможности учащихся;

- помочь детям проникнуть в поэтический мир художественного слова.

Оборудование: выставка книг, портреты поэтов, слайды, магнитофонные записи.

Ход урока.

                                                Моя лирика жива одной большой любовью –

                                                любовью к родине. Чувство родины – основное

                                                в моем творчестве.

                                                        С.Есенин

Сегодня мы только немножко прикоснемся к поэзии А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой, Н.Рубцова. Познакомимся лишь с некоторыми стихотворениями, послушаем песни и романсы на стихи наших замечательных русских поэтов. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.А.Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Но эти слова можно отнести в равной мере и к А.Блоку, и к А.Ахматовой, и к Н.Рубцову.

        Вслушайтесь в слова «природа», «родина»… Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня.

        Итак, Александр Александрович Блок. Его поэзию отличает предельная искренность, необычайная чуткость. Его лирика – размышления о судьбах России.

                «Ветер принес издалека…» (читает ученик)

        Образы России видятся Блоку через мотивы ветра, дороги, пути.

                «О, как безумно за окном…»  (читает ученик)

        А Блок безумно любил Родину – Россию. В своем творчестве он обращается к истории Руси, мечтает о ее будущем, верит в то, что Русь никогда не пропадет.

                 «Россия» (муз. Г.Пономаренко)

        Сергей Александрович Есенин.

                Звучит романс «Отговорила роща золотая»

        У Есенина, как и у Блока, Русь – это прошлое, настоящее и будущее Родины. В его стихах встает перед нами Русь с ее красками и запахами, ее полями и дорогами, родная и любимая.

                «Пороша» (читает ученик)

        Родина и природа неразрывны в поэзии Есенина. Человек един с природным миром. Природа у него живет, движется, слушает, мечтает.

                «Клен, ты мой опавший» (романс)

                «Черемуха» (читает ученик)

        Просторы полей, синь небес, голубизна рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы-березы, «алый цвет зари», «топи да болота» - во всем этом Есенин увидел неброскую красоту и щемящую прелесть средней полосы России.

                «Береза» (романс)

        И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

        Анна Андреевна Ахматова.

        Близкий друг А.А.Ахматовой поэт О.Мандельштам так говорил о творчестве Ахматовой: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

                «Перед иконой…» (читает ученик)

        Чувство единения с Родиной у Ахматовой идет в русле традиций Пушкина, Лермонтова, Блока.

        Внешне сдержанно, но глубоко неразрывна ее связь с родной землей.

                «Жарко веет ветер душный…» (читает ученик)

        Для А.Ахматовой русский язык – синоним величия русского народа, самого его существования на земле.

        А сейчас мы услышим с вами голос самой А.Ахматовой

                «Родная земля» (пластинка с авторским чтением)

        Николай Михайлович Рубцов.

        Природа в его стихах всегда очеловечена, помогает раскрыть сложный духовный мир современника, его чувства и переживания.

                «Когда заря…» (читает ученик)

        То щемящее грустная, то веселая и радостная, то пронзительно глубокая, наводящая на философские обобщения, любовь к родной природе является у Рубцова отражением всеобъемлющей любви к родной русской земле – к Родине.

                  «Улетели листья» (муз.А.Морозова)

                «Звезда полей» (читает ученик)

        Поэзия для Рубцова – это сила, которая гонит из дома, заставляя слушать вьюгу, путешествовать, ловить ритмы жизни, но это и своеобразная стихия, какая часто не подвластна сознанию: «…поэзия, она звенит – ее не остановишь! А замолчит – напрасно стонешь! Она незрима и вольна».

                «В горнице…» (муз. А.Морозова)

        Сегодня на уроке мы говорили с вами о поэзии. Влияние поэзии на человека велико. Она открывает для нас красоту и богатство красок. Но, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Этой палочкой является слово, яркое, необычное, эмоциональное. У каждого поэта свои законы, свой язык. Чтобы понять фразу в обыденной речи, достаточно понять значение каждого слова. Для понимания поэзии этого мало, надо еще уметь вдумываться в слово, уметь фантазировать.

        Вглядитесь в эти кадры, попробуйте и вы пофантазировать, попробовать свои силы в поэзии.

                Показываются слайды с пейзажными зарисовками.

Ученики пробуют написать четверостишья. Несколько работ анализируются.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся стихотворению, выучить это стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов «Святые звонницы Кубани»

Церковь – сердце русского пейзажа,Но вдали виднеется едваНе архи и не тектура даже,Как мираж, блестящая глава.Литературно-музыкальную композицию можно использовать во время проведения предметных Недел...

Путешествие в страну сказок (Әкиятләр иленә сәяхәт) литературно- музыкальная композиция для учащихся начальных классов русскоязычных групп.

Сценарий для учащихся начальных классов русскоязычных групп.Герои из знакомых сказок: "Репка" русская народная сказка, "Шурале", "Водяная" сказки Г. Тукая, "Лиса и журавль" татарская народная сказка....

Литературно-музыкальная композиция «Романтическое путешествие в страну французской поэзии» - « Le voyage romantique au pays de la poésie française»

Мы предлагаем вам совершить романтическое путешествие в страну французской поэзии и познакомиться с творчеством самых известных поэтов XYIII , XIX , XX веков. Тема нашей встречи – любовь. Со...

«ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)

литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...

Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....

Литературно-музыкальная композиция "Сегодня на проверке имена..." (о поэтах "серебряного века")

Закинув голову и опустив глазаПред ликом Господа и всех святых - стою.Сегодня праздник мой..."Поэзии серебряного века"...