Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов «Святые звонницы Кубани»
    материал по краеведению (8 класс) по теме

    Церковь – сердце русского пейзажа,

    Но вдали виднеется едва

    Не архи и не тектура даже,

    Как мираж, блестящая глава.

    Литературно-музыкальную композицию можно использовать во время проведения предметных Недель кубановедения и основ православной культуры.

    Эта композиция формирует знания учащихся по истории народов Кубани, созданию черноморских колоколов. Воспитывает любовь к своему Отечеству, бережное отношение к историческим памятникам Краснодарского края.

    Учащиеся младших классов принимают участие в вернисаже «Святые звонницы Кубани».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lit-muz_kompoz_svyatye_zvonnicy_kubani.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов 

    «Святые звонницы Кубани»

    МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск  Краснодарский край

    Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна

    Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна

    Цель:        формирование знаний учащихся по истории народов Кубани, созда   нию черноморских колоколов, воспитание любви к своему Отечеству, бережного отношения к историческим памятникам Краснодарского края.

    Оборудование:        Вернисаж работ учащихся «Святые звонницы Кубани».

     Презентация: «Наши златоглавые святыни»,  

     Фонограмма «Ростовские звоны», песня «Малиновый звон», романс А.Гумилева «Равнозвучный гремит колокольчик», романс  «Вечерний звон».

    Звучат колокольные звоны. Выходят двое ведущих.

            Ведущий 1: Испокон веков славилась святая Русь златоглавыми храмами, святыми обителями, перезвонницей колоколов, звучавших и в радости, и в беде. А как все начиналось на Кубани?

            

    Ведущий П: Первое упоминание о черноморских колоколах, доставленных в войсковой град Екатеринодар, датируется 1795 годом июля 24 дня, хотя история их возникновения была в документах отмечена несколько ранее.

            Ведущий 1: Ведь сначала не было надобности в них, так как церкви были походными. Они представляли собой полотняную палатку, одетую на реечно-деревянный каркас и перевозимую в походе на двух воловьих повозках. В этом храме всё было сделано из полотна, даже иконы были нарисованы на полотне. Поэтому колоколов в этом храме не имелось. (Слайды 1-3)

            Ведущий П: Помня о храмах, которые войско должно будет построить в своих будущих городах и куренных селениях, Антон Андреевич Головатый, войсковой судья Черноморской армии, обратился к Александру Васильевичу Суворову, генерал-аншефу, своему боевому товарищу, с просьбой, разрешить ему взять на острове Березань все находившиеся там в бывшей турецкой крепости трофейные медные пушки, чтобы затем отлить из них войсковые колокола. (Слайды 4-5)

            Ведущий 1: В Херсоне был отлит первый колокол. А.В.Суворов, медленно обходя колокол, вслух прочитал в верхней части колокола надпись, сделанную старославянскими литерами, текст, который сохранился до наших дней:

            Ученик: «В царствование великия Екатерины вторыя, в память великого гетмана восстановителя войска верных казаков Черноморских светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического, усердием господ кошевого атамана бригадира и кавалера Захария Чепеги и Войскового судьи армии полковника и кавалера Антона Головатого, сооружися звон сей в Херсоне лета 1793 октября 10 дня». (Слайды 6-7)

            Ведущий П: Такова своеобразная летопись создания колокола, являющаяся историческим документом. Так и появились в войсковом граде Екатеринодаре первые колокола, да и на всей Черномории.

            Ведущий 1:

                            Церковь – сердце русского пейзажа,

                            Но вдали виднеется едва

                            Не архи и не тектура даже,

                            Как мираж, блестящая глава.

            Ведущий П: Казаки, основавшие кубанские курени, были людьми набожными. Бога боялись. Святых почитали. Сама их жизнь, полная постоянной опасности и тревог, непрерывное участие в войнах и защите своих куреней заставляли обращаться за помощью к Богу. В дальних походах ставились походные церкви, при переселении строились сначала временные храмы, затем основательные – деревянные или кирпичные.

            Покровителем Куренивского куреня на Кубани стал Преподобный Савва Освященный. Вероятно, первым Кореновским священником храма Саввы Освященного был Мирон Трофименко. И хотя этот храм существовал с момента прихода казаков на место нынешнего поселения, датой его основания считается 1833 год, когда была построена деревянная церковь. (Слайды 8-10)

            Ведущий 1: По воспоминаниям старожилов, это было высокое строение с двумя или тремя куполами. В церкви был придел во имя Николая Чудотворца, действовали мужская и женская церковно-приходские школы. Эта была самая большая и красивая церковь станицы Кореновской и располагалась она на территории нынешнего сквера у школы № 3.

    (Исполняется песня «Малиновый звон»).

            Ученик: Во все времена на Руси боролись со злом: кто мечом, кто кистью, кто словом. А кто-то строил храмы.

            Сотни лет народ чтит свято память заступников Отечества Дмитрия Донского, Александра Невского. Сколько поколений людей склонялись перед неповторимой иконой Святой Троицы Андрея Рублёва. Шестьсот лет прошло с тех пор, как святой Сергий Радонежский воздвиг Свято-Троицкий монастырь, который сейчас именуется Троице-Сергиевой Лаврой. Со всего мира стекаются сюда люди, чтобы прикоснуться к святыне. Очиститься душой. (Слайды11-14)

            Ученица: В 2006 году Свято-Троицкому храму станицы Платнировской исполнилось 100 лет. Всем миром  шло восстановление храма. И теперь он вновь засиял куполами, зазвучал колокольным звоном, вновь стал духовной жемчужиной кубанской земли.

            Строительство величественного храма в честь Святой Троицы платнировские казаки начали в конце Х1Х столетия по красивейшему проекту архитектора Екатеринодара И.Мальгерба. По этому проекту по всей Руси построено всего три таких храма.

            Храм объединял людей, был сердцем и душой казаков на протяжении десятилетий. Во время Великой Отечественной войны община Свято-Троицкого храма собрала огромные денежные средства на формирование танковой бригады. За этот жертвенный подвиг община храма получила благодарность лично от главнокомандующего Вооруженными Силами страны. (Слайды 15-16)

            Ведущий 1: В 1900 году была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, где сейчас аллея Славы, ведущая к вечному огню. Все годы своего существования церковные храмы благословляли казаков на ратные дела.

            В 30-е годы ХХ века Успенская и Саввинская церкви были разрушены. Говорят, что в ночь перед снятием колоколов с Успенской церкви в ней до самого утра слышались громкий женский плач и причитания. На рассвете церковь открыли, а в ней никого не оказалось. Но в тот день один из снимавших колокола, осмелившийся забраться выше всех на колокольню, погиб, сорвавшись оттуда.

            Ведущий П: Лишь в последние годы на прежнем месте закончилось строительство Саввинской церкви, воздвигли храм святого Равноапостольного князя Владимира в центре города, действует Свято-Успенский женский монастырь. Это ростки духовного возрождения России. (Слайды 17-19)

            Здание Свято-Успенского женского монастыря – величественное сооружение начала ХХ века, с красивым архитектурным орнаментом, построена в 1911 году на частный капитал купечества станицы Кореновской.

            Ведущий 1: В нем разместился банк взаимного кредита. Потом были прогимназия, средняя школа, педагогический техникум, школа пилотов, выпускники которой освобождали Кубань в 1943 г. в составе легендарного 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. С 1961 года – штаб топографической войсковой части. А теперь, с 1992 года – Свято-Успенский женский монастырь.

            Ведущий 1:

                            Церковь в лесистой глуши –

                            Только листы шелестят,

                            Стоны ли бедной души

                            Успокоенья хотят.

                            Крест над церковью вознесён,

                            Символ власти ясной, Отеческой,

                            И гудит малиновый звон

                            Речью мудрою, человеческой.

            (Звучит песня «Малиновый звон»).

            

    Ведущий П:

                            Ах, ты Русь моя – песня нежная,

                            Сторона моя неоглядная!

                            Колокола веков, колокольный звон,

                            Колокольчики в лугах,

                            Колокольчик под дугой.

            (Исполняется романс А.Гумилева «Равнозвучный гремит колокольчик»).

            Ведущий 1: Колокол – это символ России, её голос, это голос русского народа.

            (Фонограмма. Ростовские звоны).

            Ведущий П: Появление на Кубани колоколов, звон которых стал со временем не только частью богослужения, но и ветвью национальной культуры, торжественная красота русского колокольного звона ещё в старые времена была связана с народной культурой. Традиционное построение наших звонов: в начале размеренные удары большого колокола с басовым звуком, затем ритмический гул средних колоколов, а потом вступают малые с высоким звоном.

            Ведущий 1:

                            Большой колокол, как гром,

                            Средний – как гул лесов,

                            А самые малые – как звонкий щебет птиц,

                            Оживленный голос природы.

    (Фонограмма. Ростовские звоны)

            Ученик:         Бом, бом, бом!

                            Звон плывет, как сталь.

                            Русь святая живет,

                            Пока звонит звонарь.

            Ведущий П: На Кубани, как и на Руси, школы звонарей никогда не существовало. Просто были талантливые люди, которые передавали из поколения в поколение давние, сочиненные другими мастерами, композиции колокольного звона.

            Ученик:

            Старики-звонари рассказывали, как они звонили под поговорки:

    Большой колокол утверждал свой звон так:

    Исполнитель:         - Ко-лом прит-кнись!

                            - Ко-лом прит-кнись!

    А более мелкие тут же вступали в спор:

    Исполнитель:                - Ко-лыш-ками при-ты-ка-ли!

                            - Ко-лыш-ками при-ты-ка-ли!

    Большой колокол проспал, и спросонья, не открывая глаз, рявкнул:

    Исполнитель:                - По-чём су-дак?

                            - По-чём су-дак?

    Малые же колокола, не зная истинной цены рыбы, затараторили:

    Исполнитель:                - Две копейки с половиной!

    1. Две копейки с половиной!

    Ведущий П: Такие и другие приговорки употреблялись звонарями кубанских храмов.

    Ведущий 1: Колокола играли важную роль в общественной жизни населения Черномории:

    - Колокола звонили при встрече высокого гостя.

    - Извещали своим звоном о пожаре, от которых кубанские города и селения сильно страдали.

    - Предупреждали об опасности при нарушении государственной границы закубанскими разбойниками.

    - Указывали путнику в метель или туман дорогу к человеческому жилью.

    - Время тоже измерялось звоном колокола. Раз в сутки, в полдень, слышался удар часового колокола.

    (Фонограмма. Ростовские звоны.)

            Ученик:         Колокол дремавший

                            Разбудил поля,

                            Улыбнулась солнцу сонная земля,

                            Понеслись удары к синим небеса,.

                            Звонко раздается голос по лесам.

            Ученица:         Как нежный звук любовных слов

                            На языке полупонятном

                            Твердит о счастье непонятном

                            Далекий звон колоколов.

            Ученик:         В прозрачный час вечерних снов

                            В саду густом и ароматном

                            Я полон дум о невозвратном,

                            О светлых днях иных годов.

            Ученица:        Но меркнет вечер, догорая,

                            Теснится тьма со всех сторон,

                            И я напрасно возмущен

                            Мечтой утраченного рая.

                            И в отдаленье, замирая.

                            Смолкает колокола звон.

            Звучит романс, сочиненный еще в первой половине 19 века русским офицером и композитором Александром Алябьевым на слова И.Козлова, который прославил его имя на века:

                    Вечерний звон, вечерний звон!

                    Как много дум наводит он.

                    О юных днях в краю родном,

                    Где я любил, где отчий дом,

                    И как я с ним, навек простясь,

                    Так слушал звон последний раз

            Уже не зреть мне светлых дней,

            Весны обманчивой моей!

            И скольких нет теперь живых,

            Тогда весёлых, молодых!

            И крепок их могильный сон –

            Не слышен им вечерний звон!

                    Лежать и мне в земле сырой!

                    Напев унылый надо мной

                    В долине ветер разнесёт:

                    Другой певец по ней пройдет,

                    И уж не я, а будет он

                    В раздумье петь вечерний звон!

            Ведущий: мы являемся свидетелями, как русский народ постепенно возвращается к почти забытым элементам своей культуры, когда колокольный звон, как и в старые годы, пробуждает у русских людей не только эстетическое наслаждение, но и уважение к своим талантливым предкам, к их труду, укрепляющему в народе великое чувство любви к Родине. (Слайды 20-25)

    (Звучат колокола).

    Использованная литература:

    1. Соловьев В.А. Черноморские колокола: (К 2000-летию со дня Рождества Христова). - Краснодар: «Периодика Кубани», 2000.
    2. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 год /Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996.
    3. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории /Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1994.
    4. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. (репринтное воспроизведение). Екатеринодар, 1910-1913. Краснодар, 1992.

                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

    Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции «И в феврале суровом, снежном пришла победа на Кубань»

    Сегодня 12 февраля 2015 г. в 72-ю годовщину освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, мы отдаем дань памяти и уважения людям, стойко защищавшим наш город....

    Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

    История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...