Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов «Святые звонницы Кубани»
материал по краеведению (8 класс) по теме

Церковь – сердце русского пейзажа,

Но вдали виднеется едва

Не архи и не тектура даже,

Как мираж, блестящая глава.

Литературно-музыкальную композицию можно использовать во время проведения предметных Недель кубановедения и основ православной культуры.

Эта композиция формирует знания учащихся по истории народов Кубани, созданию черноморских колоколов. Воспитывает любовь к своему Отечеству, бережное отношение к историческим памятникам Краснодарского края.

Учащиеся младших классов принимают участие в вернисаже «Святые звонницы Кубани».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-muz_kompoz_svyatye_zvonnicy_kubani.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов 

«Святые звонницы Кубани»

МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск  Краснодарский край

Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна

Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна

Цель:        формирование знаний учащихся по истории народов Кубани, созда   нию черноморских колоколов, воспитание любви к своему Отечеству, бережного отношения к историческим памятникам Краснодарского края.

Оборудование:        Вернисаж работ учащихся «Святые звонницы Кубани».

 Презентация: «Наши златоглавые святыни»,  

 Фонограмма «Ростовские звоны», песня «Малиновый звон», романс А.Гумилева «Равнозвучный гремит колокольчик», романс  «Вечерний звон».

Звучат колокольные звоны. Выходят двое ведущих.

        Ведущий 1: Испокон веков славилась святая Русь златоглавыми храмами, святыми обителями, перезвонницей колоколов, звучавших и в радости, и в беде. А как все начиналось на Кубани?

        

Ведущий П: Первое упоминание о черноморских колоколах, доставленных в войсковой град Екатеринодар, датируется 1795 годом июля 24 дня, хотя история их возникновения была в документах отмечена несколько ранее.

        Ведущий 1: Ведь сначала не было надобности в них, так как церкви были походными. Они представляли собой полотняную палатку, одетую на реечно-деревянный каркас и перевозимую в походе на двух воловьих повозках. В этом храме всё было сделано из полотна, даже иконы были нарисованы на полотне. Поэтому колоколов в этом храме не имелось. (Слайды 1-3)

        Ведущий П: Помня о храмах, которые войско должно будет построить в своих будущих городах и куренных селениях, Антон Андреевич Головатый, войсковой судья Черноморской армии, обратился к Александру Васильевичу Суворову, генерал-аншефу, своему боевому товарищу, с просьбой, разрешить ему взять на острове Березань все находившиеся там в бывшей турецкой крепости трофейные медные пушки, чтобы затем отлить из них войсковые колокола. (Слайды 4-5)

        Ведущий 1: В Херсоне был отлит первый колокол. А.В.Суворов, медленно обходя колокол, вслух прочитал в верхней части колокола надпись, сделанную старославянскими литерами, текст, который сохранился до наших дней:

        Ученик: «В царствование великия Екатерины вторыя, в память великого гетмана восстановителя войска верных казаков Черноморских светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического, усердием господ кошевого атамана бригадира и кавалера Захария Чепеги и Войскового судьи армии полковника и кавалера Антона Головатого, сооружися звон сей в Херсоне лета 1793 октября 10 дня». (Слайды 6-7)

        Ведущий П: Такова своеобразная летопись создания колокола, являющаяся историческим документом. Так и появились в войсковом граде Екатеринодаре первые колокола, да и на всей Черномории.

        Ведущий 1:

                        Церковь – сердце русского пейзажа,

                        Но вдали виднеется едва

                        Не архи и не тектура даже,

                        Как мираж, блестящая глава.

        Ведущий П: Казаки, основавшие кубанские курени, были людьми набожными. Бога боялись. Святых почитали. Сама их жизнь, полная постоянной опасности и тревог, непрерывное участие в войнах и защите своих куреней заставляли обращаться за помощью к Богу. В дальних походах ставились походные церкви, при переселении строились сначала временные храмы, затем основательные – деревянные или кирпичные.

        Покровителем Куренивского куреня на Кубани стал Преподобный Савва Освященный. Вероятно, первым Кореновским священником храма Саввы Освященного был Мирон Трофименко. И хотя этот храм существовал с момента прихода казаков на место нынешнего поселения, датой его основания считается 1833 год, когда была построена деревянная церковь. (Слайды 8-10)

        Ведущий 1: По воспоминаниям старожилов, это было высокое строение с двумя или тремя куполами. В церкви был придел во имя Николая Чудотворца, действовали мужская и женская церковно-приходские школы. Эта была самая большая и красивая церковь станицы Кореновской и располагалась она на территории нынешнего сквера у школы № 3.

(Исполняется песня «Малиновый звон»).

        Ученик: Во все времена на Руси боролись со злом: кто мечом, кто кистью, кто словом. А кто-то строил храмы.

        Сотни лет народ чтит свято память заступников Отечества Дмитрия Донского, Александра Невского. Сколько поколений людей склонялись перед неповторимой иконой Святой Троицы Андрея Рублёва. Шестьсот лет прошло с тех пор, как святой Сергий Радонежский воздвиг Свято-Троицкий монастырь, который сейчас именуется Троице-Сергиевой Лаврой. Со всего мира стекаются сюда люди, чтобы прикоснуться к святыне. Очиститься душой. (Слайды11-14)

        Ученица: В 2006 году Свято-Троицкому храму станицы Платнировской исполнилось 100 лет. Всем миром  шло восстановление храма. И теперь он вновь засиял куполами, зазвучал колокольным звоном, вновь стал духовной жемчужиной кубанской земли.

        Строительство величественного храма в честь Святой Троицы платнировские казаки начали в конце Х1Х столетия по красивейшему проекту архитектора Екатеринодара И.Мальгерба. По этому проекту по всей Руси построено всего три таких храма.

        Храм объединял людей, был сердцем и душой казаков на протяжении десятилетий. Во время Великой Отечественной войны община Свято-Троицкого храма собрала огромные денежные средства на формирование танковой бригады. За этот жертвенный подвиг община храма получила благодарность лично от главнокомандующего Вооруженными Силами страны. (Слайды 15-16)

        Ведущий 1: В 1900 году была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, где сейчас аллея Славы, ведущая к вечному огню. Все годы своего существования церковные храмы благословляли казаков на ратные дела.

        В 30-е годы ХХ века Успенская и Саввинская церкви были разрушены. Говорят, что в ночь перед снятием колоколов с Успенской церкви в ней до самого утра слышались громкий женский плач и причитания. На рассвете церковь открыли, а в ней никого не оказалось. Но в тот день один из снимавших колокола, осмелившийся забраться выше всех на колокольню, погиб, сорвавшись оттуда.

        Ведущий П: Лишь в последние годы на прежнем месте закончилось строительство Саввинской церкви, воздвигли храм святого Равноапостольного князя Владимира в центре города, действует Свято-Успенский женский монастырь. Это ростки духовного возрождения России. (Слайды 17-19)

        Здание Свято-Успенского женского монастыря – величественное сооружение начала ХХ века, с красивым архитектурным орнаментом, построена в 1911 году на частный капитал купечества станицы Кореновской.

        Ведущий 1: В нем разместился банк взаимного кредита. Потом были прогимназия, средняя школа, педагогический техникум, школа пилотов, выпускники которой освобождали Кубань в 1943 г. в составе легендарного 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. С 1961 года – штаб топографической войсковой части. А теперь, с 1992 года – Свято-Успенский женский монастырь.

        Ведущий 1:

                        Церковь в лесистой глуши –

                        Только листы шелестят,

                        Стоны ли бедной души

                        Успокоенья хотят.

                        Крест над церковью вознесён,

                        Символ власти ясной, Отеческой,

                        И гудит малиновый звон

                        Речью мудрою, человеческой.

        (Звучит песня «Малиновый звон»).

        

Ведущий П:

                        Ах, ты Русь моя – песня нежная,

                        Сторона моя неоглядная!

                        Колокола веков, колокольный звон,

                        Колокольчики в лугах,

                        Колокольчик под дугой.

        (Исполняется романс А.Гумилева «Равнозвучный гремит колокольчик»).

        Ведущий 1: Колокол – это символ России, её голос, это голос русского народа.

        (Фонограмма. Ростовские звоны).

        Ведущий П: Появление на Кубани колоколов, звон которых стал со временем не только частью богослужения, но и ветвью национальной культуры, торжественная красота русского колокольного звона ещё в старые времена была связана с народной культурой. Традиционное построение наших звонов: в начале размеренные удары большого колокола с басовым звуком, затем ритмический гул средних колоколов, а потом вступают малые с высоким звоном.

        Ведущий 1:

                        Большой колокол, как гром,

                        Средний – как гул лесов,

                        А самые малые – как звонкий щебет птиц,

                        Оживленный голос природы.

(Фонограмма. Ростовские звоны)

        Ученик:         Бом, бом, бом!

                        Звон плывет, как сталь.

                        Русь святая живет,

                        Пока звонит звонарь.

        Ведущий П: На Кубани, как и на Руси, школы звонарей никогда не существовало. Просто были талантливые люди, которые передавали из поколения в поколение давние, сочиненные другими мастерами, композиции колокольного звона.

        Ученик:

        Старики-звонари рассказывали, как они звонили под поговорки:

Большой колокол утверждал свой звон так:

Исполнитель:         - Ко-лом прит-кнись!

                        - Ко-лом прит-кнись!

А более мелкие тут же вступали в спор:

Исполнитель:                - Ко-лыш-ками при-ты-ка-ли!

                        - Ко-лыш-ками при-ты-ка-ли!

Большой колокол проспал, и спросонья, не открывая глаз, рявкнул:

Исполнитель:                - По-чём су-дак?

                        - По-чём су-дак?

Малые же колокола, не зная истинной цены рыбы, затараторили:

Исполнитель:                - Две копейки с половиной!

  1. Две копейки с половиной!

Ведущий П: Такие и другие приговорки употреблялись звонарями кубанских храмов.

Ведущий 1: Колокола играли важную роль в общественной жизни населения Черномории:

- Колокола звонили при встрече высокого гостя.

- Извещали своим звоном о пожаре, от которых кубанские города и селения сильно страдали.

- Предупреждали об опасности при нарушении государственной границы закубанскими разбойниками.

- Указывали путнику в метель или туман дорогу к человеческому жилью.

- Время тоже измерялось звоном колокола. Раз в сутки, в полдень, слышался удар часового колокола.

(Фонограмма. Ростовские звоны.)

        Ученик:         Колокол дремавший

                        Разбудил поля,

                        Улыбнулась солнцу сонная земля,

                        Понеслись удары к синим небеса,.

                        Звонко раздается голос по лесам.

        Ученица:         Как нежный звук любовных слов

                        На языке полупонятном

                        Твердит о счастье непонятном

                        Далекий звон колоколов.

        Ученик:         В прозрачный час вечерних снов

                        В саду густом и ароматном

                        Я полон дум о невозвратном,

                        О светлых днях иных годов.

        Ученица:        Но меркнет вечер, догорая,

                        Теснится тьма со всех сторон,

                        И я напрасно возмущен

                        Мечтой утраченного рая.

                        И в отдаленье, замирая.

                        Смолкает колокола звон.

        Звучит романс, сочиненный еще в первой половине 19 века русским офицером и композитором Александром Алябьевым на слова И.Козлова, который прославил его имя на века:

                Вечерний звон, вечерний звон!

                Как много дум наводит он.

                О юных днях в краю родном,

                Где я любил, где отчий дом,

                И как я с ним, навек простясь,

                Так слушал звон последний раз

        Уже не зреть мне светлых дней,

        Весны обманчивой моей!

        И скольких нет теперь живых,

        Тогда весёлых, молодых!

        И крепок их могильный сон –

        Не слышен им вечерний звон!

                Лежать и мне в земле сырой!

                Напев унылый надо мной

                В долине ветер разнесёт:

                Другой певец по ней пройдет,

                И уж не я, а будет он

                В раздумье петь вечерний звон!

        Ведущий: мы являемся свидетелями, как русский народ постепенно возвращается к почти забытым элементам своей культуры, когда колокольный звон, как и в старые годы, пробуждает у русских людей не только эстетическое наслаждение, но и уважение к своим талантливым предкам, к их труду, укрепляющему в народе великое чувство любви к Родине. (Слайды 20-25)

(Звучат колокола).

Использованная литература:

  1. Соловьев В.А. Черноморские колокола: (К 2000-летию со дня Рождества Христова). - Краснодар: «Периодика Кубани», 2000.
  2. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 год /Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996.
  3. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории /Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1994.
  4. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. (репринтное воспроизведение). Екатеринодар, 1910-1913. Краснодар, 1992.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «И в феврале суровом, снежном пришла победа на Кубань»

Сегодня 12 февраля 2015 г. в 72-ю годовщину освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, мы отдаем дань памяти и уважения людям, стойко защищавшим наш город....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...