Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся
    статья по литературе по теме

    Терентьева Людмила Михайловна

    Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи – формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения школьников.Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция является средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturno-muz_kompoziciya.doc_2.doc118.5 КБ

    Предварительный просмотр:


    МОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа» Янтиковского района Чувашской Республики















    Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся









                                                         

















                                            Автор Терентьева Людмила Михайловна,



                                                         учитель   русского  языка  и    литературы



                                                         МБОУ «Янтиковская СОШ»


















                                                   

       Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит  ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

       Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой…

       Неоценимую помощь в преподавании литературы учителю оказывает искусство. Использование музыкально-литературных записей, произведений живописи повышает культуру учащихся, развивает их вкус, учит понимать прекрасное. В органическом единстве мысли и чувства, размышления и эмоционального переживания заключается преимущество уроков литературы, обогащенных образцами других видов искусства.

       Широкое применение таких методов в школе может дать много интересного и привести к более эффективным результатам эстетического воспитания.

        Я хотела бы остановиться на одной из форм организации учебного процесса – литературно-музыкальной композиции, так как уже несколько лет работаю над методическим проектом « Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся». Цель этой работы: дать учащимся систематические знания в области художественной культуры; привить глубокий интерес к искусству; научить жить и трудиться в соответствии с требованиями эстетики; научить учащихся эмоциональной чуткости; помочь им открыть все богатство красок, звуков, форм окружающего мира.

       На мой взгляд, литературно-музыкальная композиция способна решить ряд актуальных проблем, стоящих в настоящее время перед обществом, - проблему бездуховности, отсутствия культуры, проблему равнодушия ко всему, что тебя окружает и т.д.

         В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык струны лишь капля( этого звука) попадает, и стихами, не смоченными влагой, не спасешься… Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

       Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:

       1.Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

       2.Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.

       3.Развернутость во времени.

       4.Эстетическое отношение к жизни.

       5.Интонационная природа.

       6.Общность жанров – песня, поэма, баллада, сказка и другие.

       7.Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности, но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

       8.Параллельность эмоционального воздействия текста( музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.

       Привлечение музыки на уроки литературы является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей. Музыка может включаться в уроки изучения обзорных тем, сопутствовать знакомству школьников с жизнью и творчеством писателя, на уроках анализа литературных произведений и т.д.

       Одной из форм организации учебного процесса, позволяющей с максимальной полнотой обеспечить взаимодействие всех образных систем, является литературно-музыкальная композиция.

       Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи – формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения школьников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция является средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции дает возможность ученикам испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли – не только носителя культуры, но и ее творца.

       В рамках работы над проектом мною были разработаны конспекты планов уроков и внеклассных мероприятий по следующим темам: «По-прежнему жива сказка»(Обобщающий урок-КВН по произведениям писателей-сказочников XX века в 5 классе), «Не смолкла песня фронтовая», «Родился я с песнями в травном одеяле…»(Песенное творчество С.А.Есенина), «Пока горит свеча»(Вечер русского романса), «Я не могу любовь определить, но это – страсть сильнейшая…»(Урок по любовной лирике М.Ю.Лермонтова), «Наполним музыкой сердца»(Авторская песня), совместно с учителями-словесниками – «Любовь – волшебная страна»(Литературное кафе для старшеклассников), «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить…»(Урок по творчеству А.Грина) и другие. Были даны уроки на школьном, районном и республиканском уровнях. В качестве примера привожу следующие материалы открытых уроков:

    Литературно-музыкальная композиция «Не смолкла песня фронтовая» 

       Цели: познакомить с песнями Великой Отечественной войны, которые помогали преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их; способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.

       Оформление: для проведения урока необходимы фонограммы песен «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова), «До свиданья, города и хаты…»(сл.М. Исаковского, муз. М. Блантера), «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова), «Шумел сурово брянский лес» (сл. А. Софронова, муз. С. Каца), « Темная ночь» (сл. В. Агатова, муз.            Н. Богословского), «Огонек» (сл. М. Исаковского, муз. народная), «Катюша»  ( сл..М Исаковского, муз. М. Блантера), «Ехал я из Берлина» (сл. Л.Ошанина, муз. И. Дунаевского), « Случайный вальс» (сл.Е. Долматовского, муз. М Фрадкина»).

       Готовится экспозиция с книгами о песнях военных лет и артистах, выезжавших с концертами на фронт, фотографиями композиторов и поэтов-фронтовиков.

       Используются видеосюжеты с хроникой военных лет (видеокассета «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы».)

       

      В классе полумрак. Двое ведущих в солдатской форме и учитель располагаются за столиком сбоку. На столике перед ними – свеча.

      На фоне негромко звучащей мелодии песни «Случайный вальс»( сл. Е.Долматовского, муз. М.Фрадкина) учитель начинает урок.

     

      Учитель: Наиболее трагичные, переломные, яркие события истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому - песни Великой Отечественной войны. С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом.

      Песни военных лет - это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики, женщины, подростки, работавшие в тылу. Эти песни помогали им жить, верить в победу.

      «Песни, опаленные войной», песни, написанные в тяжелый период войны. С ними боролись, погибали, побеждали наши солдаты. Эти песни не должны уйти вместе с последними участниками былых легендарных сражений.

      Тема сегодняшнего урока - песни Великой Отечественной войны. История военной песни - это хроника мужества, стойкости, любви к Родине.(Слайд 1)

     1 ведущий:

    А песня ходит на войну.                                                              

    А песня рушит доты.

    Я тоже песню знал одну,

    Как подданный пехоты.                                                                

    На том гремучем рубеже,

    Когда трясет планету,

    Она приходит - и уже

    Ни зла, ни страха нету.

    В нее стреляет миномет,

    Ее сечет граната.

    А песня - влет. И все поет.

    И все ведет солдата.

    Она ведет. Она поет.

    Она, как свет, живуча.

    Над нею рыщет самолет.

    Летит снарядов туча.

    В нее стреляют сто полков...

    Висит разрывов проседь...

    Но в мире нет таких стрелков,

    Чтоб мир обезголосить.(Слайд 3)

       Учитель: Чем больше отдаляется от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Многие люди знают о войне лишь по рассказам старших, по книгам и кинофильмам. Среди памятников военного времени почетное место принадлежит песням.

      В суровые годы Великой Отечественной войны советскими поэтами и композиторами были созданы песни, о которых можно сказать, что они тоже были боевым оружием в борьбе с ненавистным врагом. И сейчас они самые любимые не только у тех, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, но и у молодежи.

      «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая…Музыка удваивает, утраивает армию...»- так говорил Александр Васильевич Суворов. (Слайд 4)

      Многие поэты и композиторы находились в частях Советской Армии. Корреспондентами военных газет были поэты А. Сурков, А. Твардовский, К. Симонов, Е. Долматовский. В различных ансамблях служили композиторы Б. Мокроусов, М. Фрадкин, В. Макаров.

      (Слайд5 .)

      Сама жизнь подсказывала им слова и образы, ритмы и интонации, которые безошибочно доходили до миллионов людей. По меткому выражению А. Суркова, «они получили право писать свои военные стихи от лица сражающегося советского человека».

      Отсюда - и особая жизненность, человечность, удивительная верность, высокая гражданственность их содержания, естественно сливавшиеся с проникновенным лиризмом.

      Летопись песен о Великой  Отечественной войне открывается песней   « Священная война», ставшей музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.(Слайд 6)

      ( Включается видеозапись с фрагментами начала войны: под запись песни « Священная война» солдаты уходят на фронт.)

      - Звучит запись песни «Священная война»

      Ведущий 1: Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война»(Слайд7). Стихи были написаны поэтом за 2 дня. Их прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. И сразу сел за рояль. На следующий день ансамбль уже репетировал новую песню. Премьера состоялась 27 июня на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт боевые эшелоны(Слайд 8). Так, в необычайно короткий срок, удалось создать песню, которая навсегда вошла в историю, которая признана одной из лучших песен военных лет, одной из самых ярких героических песен нашей эпохи. «С первых же тактов песня захватывала бойцов, - вспоминал Александров. - А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается нам - исполнителям... И вот отзвучал последний куплет. Бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - 5 раз подряд! - пели мы «Священную войну». Так начался путь, славный и долгий путь песни. Её пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио.

    Ведущий 2: Среди песен высокого патриотического звучания, ставших в суровые дни войны подлинным боевым оружием, заняла своё почетное место и песня композитора, народного артиста СССР М.И.Блантера «До свиданья, города и хаты».(Слайд 9)

      Текст песни продиктовал композитору по телефону поэт Михаил Исаковский 23 июня 1941 года. Композитор несколько часов не отходил от рояля, а вечером позвонил М.Исаковскому и спел в телефонную трубку новую песню.

      Композитору, как и поэту, удалось сделать прощание воинов, уходящих на фронт, оптимистичным, вселяющим надежду на далекую радостную встречу.

      - Звучит запись песни «До свиданья, города и хаты...»

      Ведущий 1: Даже в самый тяжелый период Отечественной войны песни помогали людям жить, воевать, трудиться, верить в победу, они стали как бы своеобразным каналом общения, потому что люди, которые создавали песни, были такими же солдатами, рядовыми великой борьбы, как те, кому песни эти предназначались. (Слайд 10)Автор знаменитой «Землянки» А.Сурков вспоминал: «День 27 ноября 1941 года был, пожалуй, самым трудным днем в моей жизни в годы Великой Отечественной войны. В деревне Кашино, около Истры, занятой танками и мотопехотой противника, я участвовал в неравной схватке на прорыв из окружения. На следующий день, когда я писал письмо жене, только что пережитое напряжение вылилось в 16 строк стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь». Стихи эти я не собирался печатать. Но когда к нам в редакцию фронтовой газеты пришел композитор К. Листов в поисках подходящих стихов для песни, я, не имея ничего под руками, переписал с черновика это «домашнее» стихотворение, не рассчитанное на то, что из него получится песня. Но песня  все-таки родилась и встала в ряд с другими песнями-долгожительницами военных лет».

      - Звучит запись песни « В землянке»

      Ведущий 2: В штаб Брянского фронта пришла радиограмма осенью 1942 года: « Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту А.Софронову и композитору С.Кацу с предложением выполнить просьбу партизан.(Слайд 11)

                                   

       В ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере у брянских партизан в землянке близ города Трубачевска впервые прозвучала песня «Шумел сурово Брянский лес...»

      - Звучит запись песни « Шумел сурово Брянский лес ...»

      Ведущий 1: (Слайд 12) «Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают...» Трудно поверить, песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно. В 1943 году режиссер Леонид Луков на Ташкентской студии снимал фильм «Два бойца». Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат, роль которых исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес. Фильму нужна была песня.

    «Луков так зримо обрисовал ситуацию персонажей фильма, - вспоминает впоследствии композитор Никита Богословский, - так ярко передал чувства героев, их внутренний мир, так взволнованно и талантливо раскрыл тему песни, ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и тут же, ни разу не останавливаясь, сыграл ему мелодию. Так она потом и вошла в картину без единого изменения - случай в моей практике единственный. Песня появилась сама, откуда-то из глубины сознания. Так же быстро и удачно сложились и стихи на эту музыку у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем».

      Когда фильм вышел на экраны страны, « Темная ночь» стала знаменитой. Ее сразу запели и на фронте, и в тылу.

      - Звучит запись песни« Темная ночь»

     

      Учитель: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Надо сказать, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценкой личной, особенно интимной, жизни человека. И только незадолго до войны любовная лирика стала несколько решительнее и серьезнее заявлять о себе в стихах Н. Тихонова, А. Прокофьева, С. Щипачева, К. Симонова, М. Исаковского, А. Фатьянова и др. Многие из них стали песнями.

      Ведущий 2: (Слайд 13) «Огонек». Эта бесхитростная песня широко распространилась в годы войны, стала боевым духовным оружием фронтовиков. Тут есть секрет. Он прост...

      Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно - сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах - ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.

      И вдруг на фронт по радио прилетела песня « Огонек». Представьте себе: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

      Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

      Автором этой задушевной песни стал поэт М. Исаковский, а музыку сложил народ.

      - Звучит запись песни « Огонек» 

      Ведущий 1: В годы войны Блантер написал около 40 песен, и, пожалуй, самые лучшие - с М. Исаковским. Больной, потерявший зрение поэт жил в эвакуации в городе Чистополе, завидуя товарищам, которые бьют фашистов на фронте.

      Он посылал композитору стихи, которые вскоре становились песнями и отправлялись в действующую армию.

      Их знаменитая «Катюша» прошла с нашей армией от Волги до Берлина. (Слайд 14)

                             

       ... Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы прокрутили ее раз, потом второй, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них песню!

      Дело кончилось тем, что группа солдат совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще опомниться не успели, «Катюша» - пластинка вместе с патефоном - была доставлена к своим».

      Учитель: А знаете, когда эта песня была написана? Песня «Катюша» была написана еще до войны - осенью 1938 года.

      Трудно найти на нашей планете страну, где бы не знали песню «Катюша».

      «Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы - грозное для врагов оружие того времени. Больше того - вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша».

      «Катюшу» пели и за рубежом нашей Родины. В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали «Катюшу» своим гимном.

      В Болгарии «Катюшу» считали партизанским гимном.

      Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов сопротивления.

      Песня стала поистине народной, более того, интернациональной.

      Давайте споем вместе эту нежную лирическую песню.

      -Звучит песня« Катюша» под караоке.

      Ведущий2: Весна 1945 года...(Слайд 15)

    ... Ехал я из Берлина по дороге прямой,

    На попутных машинах ехал с фронта домой,

    Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла -

    Там, где русская слава все тропинки прошла.

       «... Эти строки пришли мне в голову, как только наши войска начали штурм Берлина,- вспоминает Лев Ошанин. - Всех тогда переполнила радость близкой победы. Каждый знал, что не далек тот день, когда воины-победители вернутся домой. Я, например, очень ярко представлял такую картину: молодой солдат, лихой парень с выбившимися из-под пилотки золотистым чубом, широко улыбаясь, стоит в кузове видавшей виды фронтовой машины, которая мчит его к родному дому, к невесте...

      Когда настал долгожданный день великой Победы, стихотворение было закончено. Я показал его Иисаку Дунаевскому, который в то время возглавлял ансамбль песни и пляски железнодорожников. Прочитав стихи, Дунаевский сел за рояль, начал импровизировать…» Но в стихах Ошанина еще не было припева. Дунаевский, продолжая импровизировать, сказал ему: « По-моему, надо так. Попробуйте на эту мелодию написать слова».

      Мелодия припева так запала в душу поэта, что стихи на нее сложились сразу же по дороге домой. Это была первая совместная творческая работа Дунаевского и Ошанина.

                       

       Песня стала одним из первых произведений, посвященных возвращению солдат на любимую Родину.

      -Звучит запись песни « Ехал я из Берлина...» на фоне кинохроники времен Великой Отечественной войны.

     

     Учитель: (Слайд 16) Победно закончилась вторая мировая война - Великая Отечественная. В этом году мы отмечаем 65-летие Победы. 65 лет мы живём под мирным небом, не слышим разрывов бомб, рёва самолётов, воя сирен…

      Как ни необходимо забыть горе и страдания, принесенные на землю германским фашизмом, мы, молодые, должны помнить тех, кто оберегал нас от этой чумы.(Слайд 17)

    Помните!

    Через века, через года-

    помните!

    О тех,

    кто уже не придет никогда, -

    помните!

    Не плачьте!

    В горле сдержите стоны,

    горькие стоны.

    Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!

      - Звучит запись песни « Журавли» Р. Гамзатова.

    Литературно-музыкальная композиция «Пока горит свеча»(Вечер русского романса)

    Оформление: газета «Пока горит  свеча», свечи, выставка портретов исполнителей романса.

    Оборудование: слайды с портретами русских композиторов и поэтов, видеофильмы из серии «Классики русской литературы» ( фрагменты об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Ф.И. Тютчеве), магнитокассеты «Романсы на стихи А.С. Пушкина», «Храни меня, мой талисман», «Двадцать шедевров русского романса», «Никогда я не был на Босфоре» (Олег Чесноков), «Самые известные русские романсы» (караоке).

    Эпиграф: Люблю я слушать, в негу погружась,

                      Романсов пылких вздохи огневые.

                                                                    С. Данилов

    Учитель: О музыка! Наш сон нарушив,  

                     Ты бьешься в спящие сердца,

                     Врачуешь сморщенные души,

                     Пророком делаешь певца.

        Смиряя грозную стихию

        словами, полными любви,

        Ты всю бескрайнюю Россию                                                              

       Зовешь в объятия свои.

      - Звучит «Романс о романсе».

    Учитель: Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним  всегда приятна и желанна. А почему? На этот вопрос мы постараемся ответить вместе с вами.

            

    1. Русский романс... В чем же заключается притягательная сила и непреходящая прелесть этого, казалось бы, несложного музыкально-вокального жанра? Непритязательная лирическая песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает. Почему она живет, почему близка многим из нас?

    - Звучит романс «В лунном сиянии».

         Известный композитор и музыкальный критик Борис Владимирович Асафьев в своем «Путеводителе по концертам» писал: «Романс - усложненный вид «комнатной», «домашней», салонной песни, песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики - личных душевных настроений, и потому тесно спаявшийся с лирической поэзией. Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов».

    2. Где впервые появился романс и что означает это слово?

        Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр - романс. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит «романский»,т.е. исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс - это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

        В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине - словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

    - Звучит романс «Мой костер в тумане светит».

    3. С момента своего появления в России в 18 веке романс начал развиваться в двух направлениях: классический романс и городской романс. К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных откровений, тетрадью эскизов к более крупным сочинениям. Здесь уместно вспомнить имена таких композиторов, как: М. Глинка, П. Чайковский, А. Гурилев, П. Булахов, А. Варламов, Н. Римский- Корсаков, А. Даргомыжский, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, а также поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, Г. Баратынский, А. Дельвиг, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков. ( Показываются слайды с портретами русских композиторов и поэтов.)

    4.  Судьба многих известных романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.

    (Рассказ ведется на фоне видеозаписи «А.С .Пушкин .В Михайловском.».)

          Осенью 1825 г. А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда- то, еще в 1819 г. в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19-летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала.

          С тех пор А.С. Пушкин и А.П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Они вспоминали Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье...», посвященными А. П. Керн.

    Уч. читает ст. А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»

     5.  Прошло почти 15 лет. В марте 1839 г. композитор М. И. Глинка, удрученный разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву  в Смольном монастыре, где управляющим работал ее муж Дмитрий Степанович. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна. М.И. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к А.П.Керн и попросил текст стихотворения А.С. Пушкина, посвященного ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновенье ...», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.

    -Звучит романс «Я помню чудное мгновенье ...»

     46 романсов написано на стихи А. С. Пушкина. И только на один текст его стихотворения «Не пой, красавица, при мне» написано около 50 романсов!

    ( На экране – фрагменты из видеофильма «Классики русской литературы. М.Ю. Лермонтов».)

    6. Среди стихотворений М. Ю .Лермонтова можно встретить несколько, озаглавленных буквами : «К Н.», «К Н.И.», «К Н.Ф. И.» Все это стихи о любви. Литературоведы долго не могли понять, к кому они обращены, кто скрывается за этими инициалами. Загадку «Н.Ф.И.» раскрыл Ираклий Андронников. Стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. Она была дочерью московского литератора. Первые стихи, адресованные Наталье Федоровне, были полны восхищения ею, но со временем в них стала звучать мысль о непостоянстве любимой. А произошло вот что. Пять дней провел М. Ю. Лермонтов в гостях на даче у Ивановых. Здесь он узнал о том , что его любимая выходит замуж за другого. Вернувшись, он пишет другу: «Я теперь сумасшедший совсем ...болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры...» Поэт тяжело переживал замужество Н. Ф. Ивановой. Обида, разочарование звучат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Мне грустно...» Его положил на музыку композитор А. С. Даргомыжский.

    -Звучит романс «Мне грустно...»

    ( На экране – фрагменты из видеофильма «Классики русской литературы. Ф.И. Тютчев».)

    7.  На стихи Ф.И. Тютчева создано много красивых, лирических романсов. В 1823 г. поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16- летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III.Она была побочной сестрой другой дочери этого короля - русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая 1. Ф.И. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 г. он написал стихотворение « Твой милый взор, невинной страсти полный ...», посвященное Амалии. В нем есть строки:

    Как жизни ключ, в душевной глубине

    Твой  взор живет и будет жить во мне,

    Он нужен ей, как небо и дыханье...

         В 1825 г. поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига 1, чьей красотой и обаянием восхищались Г. Гейне, А.С. Пушкин и царь НиколайI, выходит замуж за сослуживца Ф.И. Тютчева- А.С. Круденера. Поэт по-прежнему любит ее и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 г. в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Ф.И. Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт написал стихотворение « Я встретил вас...» Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.

     -Звучит романс «Я встретил вас».

    8.  Примером романса, имеющего сходство с элегией, может служить прекрасный романс "Утро туманное" на слова И.С.Тургенева. В нём с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью. И.С.Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 г., все еще находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной (сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина), происшедшего полтора года назад. Тогда, в марте 1842 г., он написал ей прощальное письмо: «Я все хочу забыть, все, исключая Вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу...»

        Музыку к стихам И.С.Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г. Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное» часто приписывается певице Варваре Абаза - жене одного из братьев Эраста. Вероятно, она в свое время не воспротивилась тому, что ее посчитали автором музыки этого произведения ,или вообще не придавала большого значения авторству.

     -Звучит романс «Утро туманное».

    9.  Сергей Есенин... Каждое его стихотворение - песня, и песня Есенина не осталась в прошлом. Она - с нами, и быть ей с людьми - вечно...

     - Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу...»

        В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину, его сестра Александра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Г. Пономаренко.

    -Звучит романс «Отговорила роща золотая».

    10. Борис Иванович Фомин музыкально был феноменально одаренным человеком. Он -потомок М.В.Ломоносова. Родился Б.И.Фомин в семье врача. Ввиду тогдашних исторических событий (первая мировая война, гражданская война) он не смог получить музыкального образования, но ему помогли талант и упорное самообразование. Возвратившись после окончания гражданской войны в 1921 году с фронта в Москву, Б.И. Фомин увлекся театром, сочинял детские балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставят на него клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начинает заниматься жанром романса. Огромную известность принес ему сочиненный в 1924 г. романс «Только раз бывает в жизни встреча». А несколько позднее большими тиражами были изданы и мгновенно раскупались его романсы «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые», «Эй, друг гитара». Но к концу 20-х годов в нашей стране старинный романс был запрещен, что Б.И.Фомин болезненно переживал.

         Композитор много сделал для развития романса. Более 20 лет его квартира была вокальной мастерской для известных певиц: Тамары Церетели, Клавдии Шульженко, Лили Черной и мн. других. В годы Великой Отечественной войны песни Б.И.Фомина были очень популярны. Композитор верил, что критика, которой постоянно подвергалось его творчество, и гонения- это лишь временное заблуждение, что его романсы все равно будут звучать, будут жить. Он был прав.

     

    - Звучит романс «Дорогой длинною».

    11. Яркий образец современного романса - «Очарована, околдована» на стихи Н. Заболоцкого.

      - Звучит романс «Очарована, околдована»

    Учитель: Подошел к концу урок, посвященный русскому романсу - «Пока горит свеча». В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы заканчиваем урок романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча». Желаем всем, чтобы надежда была всегда с вами.

     - Звучит романс «Пока горит свеча».

    Учитель: Большое всем спасибо за внимание. Мы все будем рады, если вам удалось хоть чуточку отвлечься от повседневных забот и душой отдохнуть вместе с нами.

         В заключение хочется напомнить слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника,- увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».

       Согласитесь, что литературно-музыкальная композиция в этом смысле хороший для нас помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентаций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""

    В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...

    Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

    Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

    эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

    эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

    Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

    Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

    Литературные гостиные – средство эстетического воспитания учащихся

    Литературные гостиные – средство эстетического воспитания учащихся...

    Образовательная программа "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год

    Образовательная программа  "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год включает в себя деятельность двух кружков : I.Вокальный кр...

    Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся

    В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...