Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""
статья

В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kosteckaya_l.v..doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Л. В. Костецкая, учитель русского ячзыка и литературы МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2» Благовещенского района Алтайского края

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ - СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

На протяжении нескольких лет педагоги, ученые, методисты работают над проблемой, как повысить качество знаний, умений, навыков учащихся по преподаваемым дисциплинам. В связи с этим в последнее время появился ряд нестандартных форм проведения уроков.

Большая часть традиционно построенных уроков литературы скучны для детей. Они не будоражат их мысль. В этих условиях не может быть и речи о личностном восприятии художественных произведений, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно-художественного образования учащихся, качества их гуманитарной подготовки.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений, не представляет возможностей всем без исключения школьникам для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Преодолеть эти недостатки традиционных уроков помогает применение нестандартных форм.

На уроках по литературе можно использовать различные формы: литературная гостиная, литературное кафе, литературный вернисаж, урок-беседа, урок-исследование, урок-конференция, урок игра, бинарный урок и другие.

Литературная гостиная- это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цель литературной гостиной - развитие познавательных потребностей, интереса к изучаемой дисциплине, нравственных ценностей, творческих способностей учеников.

Основная задача литературной гостиной - научить детей ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу.

В форме литературной гостиной можно провести урок по любой теме учебной дисциплины, организовать встречу студентов с писателями, поэтами, литературными героями. Для того чтобы встреча прошла интересно, требуется немалая подготовительная работа: изучение творчества писателя или поэта, подбор наиболее интересного материала, составление сценарии, распределение ролей. Особое место в подготовительной работе занимает подбор костюмов, изготовление декораций и оформление аудитории. Я не жалею времени и сил для этого, потому что от того, насколько серьезно подойдешь к подготовительной работе, зависит исход всего урока, результат проделанной работы.

В ходе литературной гостиной ученик должен мобилизовать весь спой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для литературной гостиной составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Во время подготовки к уроку по теме «Лирика Марины Цветаевой» класс был разбит на малые группы. Одни получили задание провести исследовательскую работу по выявлению особенностей лирики поэтессы, другие изучали биографию Марины Цветаевой, третьи учили стихотворения наизусть, четвертые продумывали оформление аудитории, костюмы. В ходе занятия были инсценированы эпизоды из жизни поэтессы, позволяющие ближе познакомиться с ее духовным миром, личностными особенностями. На встрече в литературной гостиной «присутствовали» не только друзья и знакомые Марины Цветаевой, но и сама поэтесса.

В проведении внеклассного мероприятия по творчеству Сергея Есенина « Приветствует мой стих младых царевен...» в форме литературной гостиной участвовали старшеклассники, посещающие литературный кружок. Они с увлечением изучали биографию поэта, учили стихотворения наизусть, помогали преподавателю составить сценарий мероприятия. У каждого участника было свое задание: подобрать музыку, нарисовать плакаты, продумать оформление зала.

Встреча в литературной гостиной проходила при свечах. Оформление было неброским, но в то же время помогающим прочувствовать то, о чем рассказывалось. Ведущие повествовали о самых интересных моментах из жизни поэта. Студенты, принимавшие участие в мероприятии, сидели группами за красочно оформленными столиками. Под музыкальное сопровождение они декламировали  лучшие произведения Сергея Есенина. Песни на слова поэта звучали не только в аудиозаписи, но и в исполнении студентов. Говорили участники и преподаватель спокойными, чуть приглушенными голосами, что позволило добиться такой атмосферы в аудитории, которая не могла оставить в зале ни одного равнодушного слушателя. На этой встрече «присутствовал» поэт в разные периоды жизни, его мама, женщины, которых он любил на протяжении всей своей жизни. Самые интересные сцены были театрализованы.

Проведение уроков и мероприятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта  или   писателя,   рассказывающего   об   этапах   своего  бытия   и   вехах литературного творчества.

Занятие, где имеет место не только знание темы, но и творчество, где присутствуют не только унылая дисциплина и вежливая тишина, но и логичный шум и взрыв радости, смеха, удивления, сюрпризности и игры, театрализации, конкурсности, здорового соперничества можно назвать уроками, на которых происходит учение с увлечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

Культура как средство исторического образования и эстетического воспитания учащихся

Успех преобразований в стране невозможенн без усвоения духовных богатств , накопленных отечественной и мировой культурой. В сязи с этим, изучение вопросов культуры имеет чрезвычайно важное значение на...

Литературные гостиные – средство эстетического воспитания учащихся

Литературные гостиные – средство эстетического воспитания учащихся...

Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся

В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...