Культура как средство исторического образования и эстетического воспитания учащихся
статья (11 класс) на тему

Варфоломеева Татьяна Федоровна

Успех преобразований в стране невозможенн без усвоения духовных богатств , накопленных отечественной и мировой культурой. В сязи с этим, изучение вопросов культуры имеет чрезвычайно важное значение на уроках истрии, обществознания,МХК., чтобы современный человек не обрекал себя на жизнь в бесцветном, тусклом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_kak_sredstvo_istoricheskogo_obrazovaniya.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

         Культура как средство исторического образования

                      и эстетического воспитания учащихся

                          ( Варфоломеева Т.Ф.)

Успех преобразований  в любой   стране требует глубокого  и прочного усвоения  духовных богатств, которые накопила отечественная  и мировая культура.  Вопросами культуры занимаются многие предметы, но именно история раскрывает  культуру как одну из важных сторон общественной жизни. Современный учитель истории имеет разносторонние гуманитарные знания, обладает эрудицией, способен приобщить учащихся к творчеству, к поиску. Культура помогает человеку познавать  мир и через культуру, самого себя.

  Оторвавшись от поэзии, музыки, театра, живописи мы обрекаем себя на бесцветный мир. Памятники культуры позволяют эмоционально осмыслить эпоху, раскрывают эстетические и этические идеалы своего времени.  Работая на уроках истории с вопросами культуры, особенно в старших классах  учащиеся получают знания об исторической эпохе, пробуждается интерес  к предмету, развивается эстетический вкус, что позволяет отличать прекрасное от безобразного.

 Памятники культуры выступают на уроках истории разнопланово. При изучении социально – политической ситуации  они являются документами, раскрывающими определенные стороны жизни. На уроках по теме культура показывают развитие , являются научным и художественным средством познания мира .   В отличие  от естественнонаучных дисциплин изучение научных открытий  , научных знаний должно быть направлено на мировоззренческий характер достижений.  Обращаясь к теме связанной с  развитием общественной мысли,  выявляем ее связь с политической жизнью  общества,  наблюдаем  борьбу идей.  Особое место в изучении истории имеют произведения  литературы, искусства, которые позволяют погружаться в эпоху, образно представить  изучаемый период, выяснить какие мысли и чувства вызывает художественное полотно или литературное произведение.  Культура является основой  нравственного воспитания молодого поколения. Особенно большую роль играет изучение отечественной культуры, ее место и роль в развитии мировой цивилизации.  Изучая вопросы культуры, мы воспитываем патриотизм, чувство толерантности.   Но изучение вопросов культуры сопряжено с определенными трудностями. Дети не всегда в состоянии понять ценность предметов культуры далеких от нас, осмыслить их место в познании мира. Поэтому только свободное владение материалом позволяет учителю  эмоционально  излагать его, добиваясь сопереживания.  Как правило, изучение определенного периода истории, завершается изучением культуры. Это связано с тем, что , понять культуру страны или отдельного народа можно только изучив первоначально особенности социально – экономического и политического  развития страны.

Так на уроке по теме « Культура первой половины XIX века», начинаем с того, что предлагаем вспомнить о процессах и  событиях, которые могли оказать влияние на развитие просвещения, науки, искусства. Ученики вспоминают о кризисе феодально – крепостнического строя.  А это означает, что начинаются поиски выхода из кризиса.

Т. е., подводим к мысли, что политика власти носила реакционный характер, а значит только путем развития просвещения  и науки можно стимулировать развитие общества. Рассказываем о развитии просвещения и науки при этом не углубляемся в тему научных открытий, а рассматриваем их с позиции их направленности, влияния на развитие взглядов на мир. Например, говоря о развитии металлургии, о исследованиях П.П. Амосова обращаем внимание не на  сам металлургический процесс, а на то, что процесс получения высококачественной стали  позволил России укрепить военную промышленность , использовать достижения в машиностроении и на железнодорожном транспорте. Говоря о деятельности историка – западника Т.Н. Грановского обращаем внимание на единство исторического процесса на Западе и в России, подводим к мысли о неизбежности отмены крепостного права в России.   При работе с творчеством писателей необходимо опираться на знания, полученные на уроках литературы. Если темы на уроках литературы совпадают с периодами в истории, желательно интегрированное проведение уроков. Это позволит качественно осмыслить и само произведение и сформирует понятие о литературе как явлении в общественной жизни. Уроки по изобразительному искусству,  музыке, архитектуре    способны эмоционально воздействовать  на сознание ребенка. С целью погружения в эпоху это могут быть уроки  - экскурсии  по залам Третьяковской галереи или  Русского музея. Для придания им эмоциональной окраски экскурсии сопровождаются видеозаписями, музыкальным сопровождением, голосами за кадром. Это позволяет создавать не только эмоциональный фон,  но и заставляет вслушиваться.  Звучит музыка, мы входим в зал А.Г. Венецианова и рассматриваем его полотна , обращаемся к картине « Весна на пашне». Ученик делает сообщение, обращает внимание на главных героев полотен   и делает вывод о тяжелом труде крепостных крестьян. Учитель напоминает слова художника Микрицкого: « Никто лучше Венецианова не изображал деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте. Он предал их типически, не утилизируя и не идеализируя, а потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры…». А картины с изображением женщин, позднее воспетых А.Н. Некрасовым в поэме «Русские женщины».

 При изучении вопросов культуры, живописи, музыки необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, опираться на знания, полученные на уроках литературы, МХК. Знакомство с историей культуры позволяет приобщить, особенно учеников старших классов, к чтению художественных произведений, к знакомству с музыкальным творчеством композиторов, живописцев. Привитие интереса к чтению имеет большое значение, особенно в последнее время, когда большинство учащихся знания об изучаемом событии, личности, сводят только к поискам и копированию материала из интернета. Цель  учителя при изучении вопросов культуры, разбудить интерес к теме, желание работать с историческим источником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""

В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся

В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...