Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся
статья

Губа Леонид Иванович

В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дополнительное музыкальное образование как  средство эстетического воспитания учащихся

             Современная школа – школа самоопределения. Наша цель, воспитать человека,   умеющего самостоятельно искать пути самореализации.

        Уже в детстве каждый ребенок задумывается, кто он? Зачем он? Какой он? Зачем вообще жизнь? С этих вопросов начинается духовный путь человека и как важно, чтобы этот путь был освещен главными эстетическими и эстетическими ценностями жизни: Красотой, Любовью, Добротой и Справедливостью.

         Искусство обладает удивительной силой воспитывать в человеке – человеческое. Оно обогащает нас совершенно особенными знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Познавая миры других людей, мы изучаем и самих себя. Каждый вид искусства своеобразен, специфичен, но предмет исследования любого вида искусства – един. Таким предметом является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом. Необходимо открыть ребенку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для улучшения ее, выбрать в ней свой путь.

           Именно на долю музыки выпало вместить в себя весь мир человеческого сердца, стать «языком души». В общей сложности музыка, чутко резонируя на человека, всегда стремилась быть «как человек» и стала по своей сути глубочайшим «человековедом».

            Дополнительное образование детей социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

           Система дополнительного образования детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

           Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксирующую функции.

            Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета (вида деятельности), педагога и объединения по интересам. Дополнительное образование востребовано детьми, родителями, педагогами, обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности, формировать ключевые компетенции воспитанников.

           Основная цель модернизации дополнительного образования в образовательных учреждениях: создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования.

           Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- Обеспечение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей.

- Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания общего и дополнительного образования детей.

- Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.

- Повышение роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.

            Содержание обучения вокальному искусству построено на концентрическом способе развертывания материала с опорой на следующие принципиальные позиции: 1) «наблюдение вокального искусства», от его музыкальной природы через содержание звуковых образов к пониманию выразительной и изобразительной вокальной символики (по Б.В. Асафьеву); 2) Воплощение вечной истины «прекрасное пробуждает доброе», когда подлинно художественное произведение вокального искусства, вызывая сильное переживание, просвещает и изменяет все существо растущего человека; 3) Пробуждение «инстинкта песенности» - подсознательного, безотчетно-искреннего песенного чувства в каждом растущем человеке, от которого рождается «мера всех вещей», благородство и достоинство исполнения; 4) Организация мыслительной деятельности учащихся, воспитание самостоятельности суждений о фактах и событиях в искусстве пения, соотнесение, оценивание, дифференциация звуковых впечатлений.

                 Огромное значение имеет выбор репертуара соизмеримый с индивидуальными психологическими и возрастными особенностями.

                Одним из главных критериев при отборе репертуара является духовная ценность, определяемая художественно-образным содержанием, певучестью и благозвучием, вокальной красочностью, грациозностью и пластичностью мелодики, звуковым колоритом.

                Очень важно обратить внимание детей на богатство и уникальность внутреннего, духовного мира каждого человека, самого себя. Общение с музыкой помогает учащимся познать самого себя, узнать в себе и о себе что-то новое. Окрашенный лучшими образцами музыкальной культуры, построенной на взаимообогащающем диалоге этот процесс способствует становлению нравственного облика подрастающего поколения.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителей. М., 1985.

Апраксина, О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.

Ражникова, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. Москва, 2002.

Стулова, Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Из опыта работы отдела дополнительного образования по патриотическому воспитанию учащихся

Патриотическое воспитание подрастающего поколения я вляется одним из приоритетных направлений в деятельности отдела дополнительного образования. В каждой школе Подольского района созданы и функциониру...

Культура как средство исторического образования и эстетического воспитания учащихся

Успех преобразований в стране невозможенн без усвоения духовных богатств , накопленных отечественной и мировой культурой. В сязи с этим, изучение вопросов культуры имеет чрезвычайно важное значение на...

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на основе реализации дополнительной общеобразовательной авторской программы "Нескучное рукоделие"

Дополнительное образование детей – это та сфера, где возможна наиболее активная реализация их творческих возможностей в самых разных направлениях. Образовательные программы художественной направ...