Литературно-музыкальная композиция "Сегодня на проверке имена..." (о поэтах "серебряного века")
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Закинув голову и опустив глаза

Пред ликом Господа и всех святых - стою.

Сегодня праздник мой...

"Поэзии серебряного века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno.docx76.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Глубоковская основная общеобразовательная школа»

Литературно-музыкальная композиция

«Сегодня на поверке имена…»

 (о поэтах «серебряного века»)

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2016/01/serebrianyjvek9.jpg

Учитель        Исаева Наталья Васильевна

2017 год

Слово учителя. Закинув голову и опустив глаза

                             Пред ликом Господа и всех святых – стою.

                             Сегодня праздник мой…

                             «Поэзии серебряного века»

Сегодня на поверке имена: (На экране проецируются портреты и имена)

                                            Константина Бальмонта

                                           Вячеслава Иванова

                                           Валерия Брюсова

                                           Андрея Белого

                                           Игоря Северянина

                                           Николая Гумилева

                                          Осипа Мандельштама

                                          Анны Ахматовой

                                          Марины Цветаевой

                                          Сергея Есенина

                                          Николая Клюева

                                          Петра Орешина

1-й чтец: чтение стихотворения М. Волошина «Заклинание»

2-й чтец: Серебряный век русской поэзии – часть Ренессанса начала XX столетия. «Серебряный век» возник после «Золотого века», которым называли пушкинскую пору, т.е. первую треть 19 века. Обычно выражение «Серебряный век» используют к русской поэзии. Достижения русского искусства «Серебряного века» огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века. Это был подлинный расцвет мысли и талантов. В области философии Россия дала миру плеяду блистательных имен, из которых в первую очередь следует назвать Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франко, И.А. Ильина.

Русскую живопись представляли: И.Е. Репин и М.В. Нестеров, М.А. Врубель и группа «Мир искусств» (В.А. Серов, Н.К. Рерих, М.В. Добужинский).

Театр представляли выдающиеся деятели сцены: Ф.И. Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевский, М.А. Чехов.

Даже краткий этот перечень должен дать почувствовать в какой атмосфере, в каком соседстве рождался и развивался серебряный век русской поэзии.

3-й чтец: чтение стихотворения И. Северянина «Блестящая поэма»

2-й чтец: Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком поэзии, то есть со временем, когда писал А.С. Пушкин. Поэты «серебряного века» следовали пушкинским традициям.

4-й чтец: Игорь Северянин лучшими своими стихами доказал право быть причисленным к поэтам серебряного века. Свои первые стихи Игорь написал, когда ему было 8 лет. В 1907 году он получил своё первое признание от поэта Фофанова, в 1911 году появление в мире российской поэзии Игоря Северянина приветствовал Брюсов. С 1905 по 1912 годы вышло 35 поэтических сборников Игоря, издания в основном были провинциальными. В 1913 году увидел свет его сборник «Громокипящий кубок», принёсший поэту славу. Игорь Северянин стал ездить по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались невероятным успехом, ведь он, помимо таланта, обладал ещё непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта – Маяковский и Северянин. Игорь объездил пол-России: Минск и Кутаис, Вильно и Тифлис, Харьков и Баку, Екатеринослав и Ростов-на-Дону, Одессу, Екатеринодар и Симферополь. Он принял участие в 48 сборных поэтических концертах, 87 ещё дал лично.

Чтение стихотворения И.Северянина «Моя Россия»

5-й чтец: А. Блок говорил: «Всему свое место под солнцем».

Чтение стихотворения А. Блока «Россия»

Звучит романс на стихи А. Блока «Сирень»

6-й чтец: В августе 1921 года, когда умер А. Блок и был расстрелян Н. Гумилев, - «серебряный век» русской поэзии прервался.

        Таким образом, временные рамки «века» составляют менее 20 лет, но созданное его поэтами во всей красоте и глубине русского слова – только в наши дни полностью становится достоянием читателей.

        Анна Андреевна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев – три поэта-акмеиста вошли в круг поэтов «серебряного века»

7-й чтец: краткое сообщение о Н. Гумилеве

Н. С. Гумилев родился в г. Кронштадте в семье военного врача. Рос в Царском Селе. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.О. Анненский. Он стал наставником Гумилёва. В 1906 г. получил аттестат об окончании Николаевской Царкосельской гимназии. В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров», изданный на средства родителей, обративший на себя внимание В. Я. Брюсова. В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. В Париже начал издавать литературный журнал «Сириус». Вышло всего три номера; основные авторы – сам Гумилёв и молодая поэтесса Анна Горенко (Ахматова). В Париже Гумилев продолжает образование в Сорбонне, где слушает лекции по французской литературе. Там в 1908 г. выходит второй сборник Гумилева "Романтические цветы". Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил. В 1907 совершил своё первое путешествие в Африку. Весной 1910 он обвенчался с Ахматовой, а осенью вновь отправился в Африку. В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое литературное направление – акмеизм. Весной 1910 года умер отец Гумилёва, давно уже тяжело болевший. А несколько позже в том же году, 25-го апреля, Гумилёв женился на Анне Андреевне Горенко. После свадьбы молодые уехали в Париж. В 1912 у него родился сын. Сразу после начала Первой мировой войны Гумилёв пошёл добровольцем. В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию. Жизнь Гумилева трагически прервалась: в 1921 был арестован по подозрению в участии контрреволюционного заговора, который, как теперь стало известно, был сфабрикован, и расстрелян. Николай Гумилёв стал первым, с которого начался счёт поэтов, убитых Советской властью, –за ним следуют тени Осипа Мандельштама, Павла Васильева, Т. Табидзе, Д. Андреева...

Чтение стихотворения Н. Гумилева «Еще не раз вы вспомните меня…»

8-й чтец: краткое сообщение об А.А. Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова явилась через девяносто лет после рождения А.С. Пушкина, через полвека с небольшим после его гибели. Звали ее Анной Горенко, псевдонимом взяла фамилию бабушки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжен, - Ахматова, и в мир пришла поэтесса, равной которой не было со времен легендарной Сафо. Стихи она начала писать в 11 лет, в 18 лет стала знаменитой, однако первые четыре ее книги вышли общим тиражом в 4300 экземпляров. Это очень мало. Она писала – ее почти не печатали, потом совсем перестали печатать, потом она уже не записывала стихи, а выучивала их, не доверяя бумаге.

Чтение стихотворения А. Ахматовой «Прошло пять лет, - и залечила раны…»

9-й чтец: краткое сообщение об  О. Мандельштаме

Одна из самых трагических судеб была уготована советской властью такому великому поэту, как О. Мандельштам. Биография его сложилась так во многом из-за непримиримого характера Осипа Эмильевича. Он не мог терпеть неправду и не хотел склоняться перед сильными мира сего. Поэтому иначе в те годы и не могла сложиться его судьба, что осознавал и сам Мандельштам. Биография его, как и творчество великого поэта, многому нас учит... Будуший поэт родился в Варшаве 3 января 1891 г. Детство и юность провел в Петербурге. Автобиография его, к сожалению, не была написана им. Однако воспоминания его легли в основу книги "Шум времени". Ее можно считать во многом автобиографичной. Воспоминания Мандельштама о детстве и юности строги и сдержанны - он избегал себя раскрывать, не любил комментировать как свои стихи, так и свою жизнь. Осип Эмильевич был рано созревшим поэтом, вернее, прозревшим. Строгость и серьезность отличают его художественную манеру. Принадлежал Мандельштам к группе акмеистов, к организованному Н. Гумилёвым «Цеху поэтов». В 1913 вышла первая книга его стихотворений «Камень». 1920-е были для Мандельштама временем интенсивной и разнообразной литературной работы: вышло несколько поэтических сборников, статьи о литературе, изданы две книги прозы, несколько книжек для детей. Много времени он отдавал переводческой работе.

В 1934 был репрессирован, выслан в Чердынь, а затем в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио.

 По не вполне подтверждённым данным, Мандельштам умер 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере под Владивостоком. Его тело вместе с другими усопшими лежало непогребённым до самой весны, когда весь «зимний штабель» был захоронен в одной братской могиле.  

Звучит песня на стихи О. Мандельштама «Ленинград»

10-й чтец: краткое сообщение о Н. А. Клюеве

Свой след в поэзии «серебряного века» оставили и крестьянские поэты. Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937) – русский поэт, происходящий из народной среды. Его творчество не было похоже на работы других поэтов «от сохи». Оно наполнено символизмом и религиозными образами.
Родился будущий поэт 10 октября 1884 года в Олонецкой губернии. Отец его был урядником. Мать будущего поэта оказала большое влияние на его развитие.

В 1904 году впервые были опубликованы стихи молодого поэта. Публика приняла их благосклонно. Стихи были мелодичны, полны символов, что вызывало любопытство и желание разгадать загадку. Кроме того, Клюев не скрывал свою религиозность, вовсю использовал в творчестве библейские темы. Все шло к тому, что скоро должен был появиться первый сборник поэта, но события сложились иначе.
Близким другом Клюева стал Блок. Именно благодаря ему стихи поэта начали печататься в литературных журналах. В 1911 году вышел сборник «Сосен перезвон». Критики в один голос заявили о появлении нового гениального поэта. Это привлекло к Клюеву повышенное внимание. Он стал желанным гостем во многих литературных объединениях.

Следующие сборники «Братские песни» и «Лесные были» закрепили славу поэта.

В 1915 году состоялось знакомство Клюева с Есениным. Последний увидел в нем своего учителя и в дальнейшем неоднократно заявлял об этом. Оба пришлись друг другу по душе. Они даже неоднократно организовывали совместные выступления. Но отношения их были неровными, с частыми ссорами и разногласиями.
События 1917 года привели Клюева в восторг. Он полагал, что наконец-то сбывается его мечта о духовном обновлении России.

Однако его постигло жестокое разочарование. Новые сборники «Медный кит» и «Львиный хлеб» отражают растерянность Клюева, его попытки увидеть в происходящем страдания во имя искупления. Он понимает, что любимая земля оказалась во власти не тех людей, что она разрушена и растоптана, деревня гибнет, как и вся Русь.

Постепенно Клюев начал клеймить новые порядки. Его стихи практически не печатались, но это не мешало им распространяться нелегально.

В 1937 году поэт был арестован. Его признали виновным в участии в повстанческой организации «Союз спасения России». Несмотря на то, что на самом деле такого объединения никогда не существовало, Клюев был приговорен к расстрелу.

Чтение стихотворения Николая Клюева «За лебединой белой долей»

11-й чтец: краткое сообщение о П.В. Орешине

Петр Васильевич Орешин (1887-1938). Сын приказчика мануфактурной лавки и швеи, из-за бедности не смог закончить 4-классную школу. Подолгу жил у деда-крестьянина в селе Галахово Саратовской губернии (сбегал от отца, не желая становиться подручным в лавке). Увлекался чтением русской классики; с 1911 г. стал публиковать собственные стихи в саратовских газетах. В 1913 г. переехал в Петербург, устроился работать на железную дорогу, но искал путей в литературный мир. При поддержке Иванова-Разумника (который вел литературно-критический отдел в журнале «Заветы» и охотно печатал новокрестьянских поэтов) несколько стихотворений Орешина появляются на страницах столичной прессы. Ранняя лирика пронизана религиозными мотивами: нищая смиренная Россия предстает страдающей, но прекрасной, ожидающей своего воскресения. В 1916 был призван в армию, воевал простым солдатом, был награжден двумя Георгиевскими крестами, но в стихах все это время отчетливо звучали антивоенные мотивы. Революцию встретил восторженно; в 1918 г. издал первый сборник стихов «Зарево» (его похвалил С. Есенин). Во вторую книгу «Красная Русь» вошли новые произведения, воспевающие и благословляющие разрушение старого мира. В 1919-1921 гг. жил в Саратове, регулярно издавал в Саратове и Москве книжки стихов и прозы («Дулейка», 1919; «Мы», 1921; «Голод», 1921; «Алый храм», 1922; «Радуга», «Ржаное солнце», 1923, и др.). Но постепенно восторженное принятие новых перемен в жизни в реалистически-честных стихах Орешина оборачивается тревогой и разочарованием. В 1937 г. был арестован, 15 марта 1938 — расстрелян по обвинению в террористической деятельности.

Чтение стихотворения П. Орешина «Журавлиная»

12-й чтец: краткое сообщение о С.А. Клычкове

Клычков (настоящая фамилия - Лешенков) Сергей Антонович (1889 - 1940), поэт, прозаик.
Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906 - 1908 начинает публиковать свои стихи: "Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" (были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906).
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни", имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений: "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 - "Кольцо Лады", в 1923 - "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован.

Чтение стихотворения С. Клычкова «Страданья много в жизни»

1-й чтец: краткое сообщение о М.И Цветаевой

 Отчетливо слышен в поэзии «серебряного века» голос М. Цветаевой. Биография Марины Ивановны Цветаевой в юные годы отмечена тем, что она в детстве из-за болезни матери жила подолгу в Германии, Швейцарии, Италии. Перерывы в обучении в гимназии восполнялись занятиями в пансионах во Фрейбурге и Лозанне. Марина владела свободно немецким и французским языками. Будучи шестилетним ребенком, Марина уже писала стихи и на русском, и на французском, и на немецком языках. А в восемнадцать лет издала свой дебютный сборник, который назвала «Вечерний альбом». Ей легко давались языки, и впоследствии она часто зарабатывала переводами, поскольку творчество не приносило больших доходов такой поэтессе, как Марина Цветаева. Биография и стихи ее лишь после смерти стали вызывать у многих интерес.

 Первые литературные опыты были связаны с кругом символистов из Москвы. Марина Ивановна познакомилась с Брюсовым, который оказал большое влияние на ее раннюю поэзию, а также с таким поэтом, как Эллиос (Кобылинский Лев Львович). Также большое воздействие оказали художественный и поэтический мир дома (в Крыму) художественного критика и поэта Максимилиана Волошина. Она гостила в Коктебеле много раз. В 1912 году Марина вышла замуж за друга своей юности - Сергея Эфрона, любовь к которому сохранила на всю жизнь. В браке с ним у нее родились дочери Ирина и Ариадна, а во время эмиграции – сын Георгий. Во время революционного лихолетья Сергей Эфрон воевал в Белой армии, а после ее разгрома эмигрировал, поступил в Пражский университет.

Марина Ивановна Цветаева пережила арест мужа и дочери в 1939 году, это подкосило поэтессу. Она осталась одна с сыном Георгием. Причем отношения с ним, разбалованным чересчур восторженным вниманием, были неоднозначными. Сильно переживала из-за всего этого в последние годы Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография по датам последних лет ее жизни завершается следующим роковым событием. 31 августа 1941 года, после эвакуации в Елабугу в связи с началом Второй мировой войны, Цветаева повесилась на реке Каме, в сенях домика, который был выделен для них с сыном. Так и не была найдена могила Марины Цветаевой, несмотря на усилия, предпринимаемые сестрой Анастасией, которую в 1959 году реабилитировали, а также дочерью Ариадной (в 1955 году реабилитирована). В августе 1941 года в Москве был расстрелян Сергей Эфрон.

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»

Чтение стихотворения М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась»

2-й чтец: В конечном счете, у нас должна быть восстановлена справедливость. Ибо судьба поэта у нас никогда не была частным делом.

3-й чтец: Поэт в России – больше, чем поэт.

Чтение стихотворения С. Есенина «Русь»

Звучит романс на стихи С. Есенина «Спит ковыль»

5-й чтец: сообщение о С. Есенине

Великий поэт всех времен и народов Сергей Есенин остался в памяти не только русского народа, но и всего мира, не только как легендарная творческая личность, но и как небывалой красоты человек, умеющий лирическими и красивыми словами разить сердца людей. Особенно, что привлекает любителей его творчества – это его непревзойденный дар стихотворчества. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константиново, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Биография Есенина – это жизнь активного и целеустремленного человека. Несмотря на огромный талант и умственные способности, Есенин имел всего четыре класса образования сельского училища. В 1912 году в поисках работы перебирается в столицу нашей родины Москву. Книжный магазин и типография стали первым местом его работы. В то же время поэт активно посещает музыкальные литературные общества и лекционные занятия. В 1914 году первые работы молодого, но талантливого поэта увидел свет, когда начали публиковаться в столичных редакциях. Спустя всего год в Северной столице нашей страны встречается с С. Городецким, А. Блоком и Н. Клюевым, которые оказали огромное влияние на творчество Есенина. Литературная жизнь столицы приняла его с любовью. Через два года Сергей Есенин выпускает свое первое собрание сочинений под названием «Радуница». Проходил военную службу в царских войсках, но по-прежнему уделял огромное время своему творчеству.

Невозможно пропустить тот факт, что этот человек был постоянным объектом внимания женщин и пользовался у них огромной популярностью благодаря своей красоте как внешней, так и слова. Некоторое время Сергей Есенин жил в гражданском браке с Анной Изрядновой и у них был сын Юрий. В период с 1917 по 1921 года вел семейную жизнь со своей женой Зинаидой Райх. В этом браке у него родились дочь и сын. Айседора Дункан, всем известная танцовщица, была его очередной супругой. Жизнь поэта была переполнена одиночеством и депрессией несмотря на то, что его постоянно окружало женское внимание. Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений. Динамичная жизнь, поездки, укрывательство от самого себя и от власти, разрушили его последний брак с Софьей Толстой, которая была родной внучкой всем известного писателя. Хоть их семья и распалась, но эта женщина продолжала посвящать свою жизнь во имя памяти поэта и написала огромное множество мемуаров о нем. Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась в 1925 году, когда ему всего лишь было тридцать лет. Последним пунктом его странствий и творческой деятельности стало Ваганьковское кладбище в Москве.

Звучит песня на стихи С. Есенина «Ой ты, Русь моя…»

Звучит романс на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Учитель: Никому не дано сказать о поэте больше, чем говорит он сам в своих стихах. И, наконец, никому не дано знать о нем больше, нежели сам он знает.

Только потомкам – нам. Судьба всегда больше поэта, потому что может быть и посмертной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Литературно-музыкальная композиция "Колокола веков"

Композиция  дает возможность приобщить учащихся к познанию истории, литературы, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жизни.   ...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...