Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Дурапова Ольга Александровна

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx28.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дурапова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»

город Котлас Архангельской области

Литературно-музыкальная композиция

«Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века:

поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

Учитель: Сегодня я открываю двери литературной гостиной. Звучит тихая музыка, а за окном волшебный мир, а это значит, что мы будем читать стихи. Забудьте про все свои тревоги, заботы, оставьте проблемы в прошлом. Думайте только о ней, о нашей общей гостье, о ПОЭЗИИ, которая вновь украсит нашу будничную жизнь. А темой нашего разговора станет перекличка  эпох:  начала ХХ столетия, эпоха «Серебряного века» и современная рок-поэзия.  Рубеж XIX и XX веков – эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований.

 «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» - задаётся вопросом А.Блок. Неслучайно этот период назван Русским Ренессансом. Подобно европейскому возрождению, культура этого времени в России содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство «Серебряного века» стало философией, универсальным, синтетическим взглядом на мир. Никогда ещё в русской культуре СЛОВО не было так тесно связано с музыкой, живописью.

 Блистательный фейерверк имён породила и наша эпоха: музыканты – Шевчук, Шахрин, …………

Но  каждый из представителей русского поэтического искусства мог бы вслед за Анненским повторить:

Но я люблю стихи – и чувства нет святей:

Так любит только мать и лишь больных детей…

Песня «Мой рок-н-ролл»

Ученик: Зинаида Николаевна Гиппиус. Красивая, нарядная. Высокая, тонкая, как юноша, гибкая. Пышные тёмно-золотистые волосы спускались на нежно-белый лоб, оттеняли глубину удлинённых зелёных глаз, в которых светился внимательный ум. Улыбка почти не сходила с её лица, но это её не красило. Казалось, вот-вот с накрашенных тонких губ сорвётся колючее, недоброе слово. Ей очень хотелось поражать, притягивать, покорять. Высоко откинув острый локоть, она поминутно подносила к близоруким глазам золотой лорнет и, прищурясь, через него рассматривала людей, как букашек, не заботясь о том, приятно им или нет. Держалась она как признанная красавица, к тому же – поэтесса, но от блестящей Зинаиды шли холодные сквознячки.

Ученик: Зинаида #Гиппиус

Моя душа во власти страха

И горькой жалости земной.

Напрасно я бегу от праха -

Я всюду с ним, и он со мной.

Мне в очи смотрит ночь нагая,

Унылая, как темный день.

Лишь тучи, низко набегая,

Дают ей мертвенную тень.

И ветер, встав на миг единый,

Дождем дохнул - и в миг исчез.

Волокна серой паутины

Плывут и тянутся с небес.

Ползут, как дни земных событий,

Однообразны и мутны.

Но сеть из этих легких нитей

Тяжеле смертной пелены.

И в прахе душном, в дыме пыльном,

К последней гибели спеша,

Напрасно в ужасе бессильном

Оковы жизни рвет душа.

А капли тонкие по крыше

Едва стучат, как в робком сне.

Молю вас, капли, тише, тише...

О, тише плачьте обо мне!

Песня Агата Кристи «Мы не ангелы, парень»

Ученик. Сочинять стихи – дело совсем непростое, но для героя нашего дальнейшего разговора – не было ничего проще. «Дитя вселенной» - так называли критики этого поэта. Константин Бальмонт. Судьба к нему была на редкость несправедлива: им восхищались, а потом мстили ему за то, что он восхищал. Вся поэзия его была на редкость восхитительной, похожа на сказку, на музыкальную сказку, где всё наполнено светом, всё переливается, искрится. Он славит минуту, мгновенье, миг. Как самый истинный поэт, Бальмонт любил всё грандиозное: горные вершины, пропасти, океан. Обласканный славой, стал слегка высокомерным, но это не мешало быть ему истинным поэтом:

 Ученик. Константин #Бальмонт

Я БУДУ ЖДАТЬ

Я буду ждать тебя мучительно,

Я буду ждать тебя года,

Ты манишь сладко-исключительно,

Ты обещаешь навсегда.

Ты вся - безмолвие несчастия,

Случайный свет во мгле земной,

Неизъясненность сладострастия,

Еще не познанного мной.

Своей усмешкой вечно-кроткою,

Лицом, всегда склоненным ниц,

Своей неровною походкою

Крылатых, но не ходких птиц,

Ты будишь чувства тайно-спящие,

И знаю, не затмит слеза

Твои куда-то прочь глядящие,

Твои неверные глаза.

Не знаю, хочешь ли ты радости,

Уста к устам, прильнуть ко мне,

Но я не знаю высшей сладости,

Как быть с тобой наедине.

Не знаю, смерть ли ты нежданная

Иль нерожденная звезда,

Но буду ждать тебя, желанная,

Я буду ждать тебя всегда.

Песня ДДТ   «Это всё»

 Ученик. А следующего героя нашего разговора попробуйте угадать: автор «Трилогии вочеловечения», революцию называл «хаосом» и принял её только потому, что считал «не бывает гармонии без очистительного хаоса» и слушал, слушал «музыку революции». Конечно, это Александр Александрович Блок. Об этом поэте вы подробно узнали на уроках литературы. Давайте послушаем его стихотворение

Ученик. Александр Блок

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Ученик: Рубеж XIX и XX веков для России окрашен в тревожный цвет. Следующим героем нашего разговора станет прекрасный педагог, директор Царскосельского лицея, член Учёного комитета Министерства народного просвещения, действительный статский советник – вот насколько богата жизнь этого человека. И всё же главным делом его жизни станет – поэзия. Иннокентий Федорович Анненский. Так случилось, что именно он стал судьбоносным звеном между символизмом и акмеизмом. Ахматова скажет о нём: «Я веду своё начало от стихов Анненского. Он был преддверием, предзнаменованием всего, что с нами позже совершилось». Акмеисты увидели, что вечно встревоженное, больное сердце Анненского, свершавшего свой тайный подвиг во имя русской поэзии, - всё из огня:

 

Ученик:

Ты опять со мной, подруга осень,

Но сквозь сеть нагих твоих ветвей

Никогда бледней не стыла просинь,

И снегов не помню я мертвей.

Я твоих печальнее отребий

И черней твоих не видел вод,

На твоем линяло-ветхом небе

Желтых туч томит меня развод.

До конца все видеть, цепенея...

О, как этот воздух странно нов...

Знаешь что... я думал, что больнее

Увидать пустыми тайны слов...

песня (ДДТ Последняя осень)

Ученик. Представляю вашему вниманию ещё одну супружескую пару: он – уже признанный поэт, она – начинающая поэтесса, которой суждена необыкновенная слава в русской литературе:

-Николай Степанович Гумилёв

-Анна Андреевна Ахматова

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Николая Гумилёва. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стиха, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям.

Ученик. Николай Гумилев

Однообразные мелькают

Всё с той же болью дни мои,

Как будто розы опадают

И умирают соловьи.

Но и она печальна тоже,

Мне приказавшая любовь,

И под её атласной кожей

Бежит отравленная кровь.

И если я живу на свете,

То лишь из-за одной мечты:

Мы оба, как слепые дети,

Пойдём на горные хребты,

Туда, где бродят только козы,

В мир самых белых облаков,

Искать увянувшие розы

И слушать мёртвых соловьёв.

Песня Агата Кристи «Два корабля»

Ученик. Владимир Владимирович Маяковский. О себе он сказал: «Я – поэт, этим и интересен». Современники называли его «агитатором», «горлопаном», «бунтарём». Но знавшие поэта ближе говорили о легкоранимой, чуткой душе Маяковского, человеке, умевшем быть «исключительно нежным». И только такой человек мог сказать следующие слова:

Ученик.  Маяковский В.

Послушайте!

 Ведь, если звезды зажигают —

 значит — это кому-нибудь нужно?

 Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

 Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

 И, надрываясь

 в метелях полу́денной пыли,

 врывается к богу,

 боится, что опоздал,

 плачет,

 целует ему жилистую руку,

 просит —

 чтоб обязательно была звезда! —

 клянется —

 не перенесет эту беззвездную му́ку!

 А после

 ходит тревожный,

 но спокойный наружно.

 Говорит кому-то:

 «Ведь теперь тебе ничего?

 Не страшно?

 Да?!»

 Послушайте!

 Ведь, если звезды

 зажигают —

 значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

 чтобы каждый вечер

 над крышами

 загоралась хоть одна звезда?!

Ученик. Игорь Северянин назвал ахматовских героинь – несчастными. На самом же деле они – гордые, «крылатые», как сама Ахматова – своенравная, царственная, «с детства была крылатой»

 

Ученик:

               Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Песня   Трофим «Крылья»

Ученик. Марина Ивановна Цветаева. Судьба этого поэта никого из нас не оставила равнодушным. Судьба Марины Цветаевой безмерно трагичная: разлука с мужем, смерть от голода совсем ещё крошечной дочери Ирины, семнадцатилетняя эмиграция, которая не принесла Марине ни личного счастья, ни творческой успешности, далее репрессии мужа и старшей дочери Ариадны, война, голод.… И даже после собственной страшной смерти, как будто по инерции, ещё одна смерть – совсем ещё юного сына Георгия, погибшего на войне.

 Только она давала силы – жить, только она давала силы – быть. ЕЁ ПОЭЗИЯ.

Ученик.

* * *

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты –

О проклятие! – у тебя остаешься – ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!

Ученик. Творческий путь Б. Пастернака не был исключением. Он, как и многие поэты ХХ века, испытал влияние определенных литературных течений, это освежило язык пастернаковского поэзии, помогло поэту в работе над словом, позволило осмыслить его глубинную, первородную суть. Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию.

ПЕСНЯ на стихи:

Борис Пастернак

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель.  Уважаемые гости! Спасибо всем за СОучастие, за СОпереживание, за СОтворчество. Мне очень хочется верить, что сегодняшняя встреча надолго сохранится в вашей памяти, а искусство Серебряного века всегда будет волновать ваше воображение. До скорого свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»

Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.

Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»...