Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»
план-конспект занятия (литература, 11 класс) на тему

Сенькина Елена Владимировна

 

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit.docx731.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»

Цель:  обобщить и углубить знания о духовном  и эстетическом наследии Серебряного века

Задачи: способствовать

  • формированию представления о сущности социокультурного феномена Серебряного века;

    формированию  уважения к культурному прошлому страны
  • развитию познавательных и творческих способностей учащихся
  • развитию связной   устной речи и навыков выразительного чтения
  • пробуждению  интереса к поэзии «серебряного века» и к творчеству отдельных поэтов

Действующие лица: 

  1. Ведущий
  2. Блок
  3. Брюсов
  4. Гиппиус
  5. Ахматова
  6. Гумилев
  7. Маяковский
  8. Хлебников
  9. Северянин
  10. Есенин
  11. Восторженная почитательница
  12. Спутница Есенина
  13. Звездочки кафе(2 певицы)

Ход мероприятия

Звучит «Над розовым морем»(слова Г.Иванова)

Ведущий:О,этот неподражаемый Георгий Иванов! О этот блистательный Серебряный век:

блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. 

Добрый вечер, друзья. Прошу вас, чувствуйте себя, как дома в нашем литературном  кафе. Вижу, что в здесь собрались истинные ценители поэзии, любители и знатоки чудного, утонченного, изысканнейшего  и противоречивейшего периода русской литературы, называемого Серебряным веком,особой эпохой,о которой Бердяев сказал так: «Это была эпоха пробуждения в России  самостоятельной  философской мысли, расцвета поэзии и обострения  эстетической чувственности.»

Сегодня я жду в гости поистине цвет и гордость нашей литературы.А помогут мне принимать гостей мои девочки,мои звездочки,…………………………….

(видит,что  в уголке сидит Восторженная почитательница. Представляет ее)

А это наша Танечка,восторженная  почитательница  поэзии.Как всегда ,пришла первой и тихонько сидит в уголочке.

А вот и первые гости(входят Брюсов,Гиппиус,Блок)

Имею честь представить вам мэтра русских символистов – Валерия Яковлевича Брюсова, нашу очаровательную     «декадентскую  мадонну» - Зинаиду Николаевну Гиппиус     и младосимволиста- Александра Александровича Блока.

Брюсов: Мне очень приятно представлять лучшую часть русской поэтической мысли - символизм. Лучшую и многочисленнейшую.Что может быть  для поэта выше,интереснее,и прекраснее,чем выражение идей посредством символов.

Блок:О,этот символ!  «Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине, неисчерпаем в своем значении»-как гениально сказал Вячеслав Иванов! Сколько пищи для ума,души…..Валерий Яковлевич,прочтитайте что-нибудь свое!

Пока есть небо, будь доволен!
Пока есть море, счастлив будь!
Пока простор полей раздолен,
Мир славить песней не забудь!

Пока есть горы, те, что к небу
Возносят пик над пеньем струй,
Восторга высшего не требуй
И радость жизни торжествуй!

Везде - торжественно и чудно,
Везде - сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой - в раздольях пустоты;

Как в поле, в городе мятежном
Все те же краски без числа
Струятся с высоты, что нежным
Лучом ласкает купола;

А вечером еще чудесней
Даль улиц, в блеске фонарей,
Все - зовы грез, все - зовы к песне:
Лишь видеть и мечтать - умей.

Гиппиус:Поистине символизм-солнце поэзии.А музыкальность символизма? Сколько всего мы дали миру? "симфонии"Белого), Ноктюрны Анненский ,  сонаты Брюсоа… а  «музыка    слова»? Девочки,может,исполните что-нибудь?

Звучит  «Моя звезда» на стихи  Анненского-  

Ведущий( девочкам):браво (обращается к Гиппиус) Зинаида Николаевна, Вас считают негласным лидером символизма, правда ли это

Гиппиус: Наш мэтр – Валерий Яковлевич, но если кто-то меня считает лидером - вольному воля...

Ведущий: талантливая поэтесса, драматург, критик вы, известны всем под псевдонимом Антон Крайний. чаще вас называют «декадентской мадонной», иногда «дамой с лорнетом»
Гиппиус: Валерий Яковлевич зовет меня Зиночкой, Александр Александрович.- «Зинаида Прекрасная», Андрей Белый - «зеленоглазая наяда», Я не сержусь, т.к. это признак популярности, признания.

Восторженная почитательница, не выдержав: Зинаида Николаевна,позвольте мне выразить СВОЮ признательность.Особенно за это: (читает стихотворение З.Гиппиус……..)

Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,

Как ветер черный, поешь: ты мой!

Я древний хаос, я друг твой давний,

Твой друг единый,- открой, открой!

Держу я ставни, открыть не смею,

Держусь за ставни и страх таю.

Храню, лелею, храню, жалею

Мой луч последний - любовь мою.

Смеется хаос, зовет безокий:

Умрешь в оковах,- порви, порви!

Ты знаешь счастье, ты одинокий,

В свободе счастье - и в Нелюбви.

Охладевая, творю молитву,

Любви молитву едва творю...

Слабеют руки, кончаю битву,

Слабеют руки... Я отворю!

Восторженная почитательница:а можно еще прочитать? Я называю это СЕРЕБРЯНЫЕ СТИХИ…Валерий Яковлевич,Ваше..

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
             Этот мир из серебра!

А это Константина Бальмонта:

К. Д. Бальмонт - «Нежнее всего»


Твой смех прозвучал, серебристый,
Нежней, чем серебряный звон,-
Нежнее, чем ландыш душистый,
Когда он в другого влюблен.

Нежней, чем признанье во взгляде,
Где счастье желанья зажглось,-
Нежнее, чем светлые пряди
Внезапно упавших волос.

Нежнее, чем блеск водоема,
Где слитное пение струй,-
Чем песня, что с детства знакома,
Чем первой любви поцелуй.

Нежнее того, что желанно
Огнем волшебства своего,-
Нежнее, чем Польская панна,
И, значит, нежнее всего.

Ведущий:спасибо,Танечка.(обращаясь к Блоку) Александр Александрович,Иннокентий  Анненский назвал вас самого символом.Как вы это восприняли?

А.Блок:Им со стороны видней, каждый имеет право на свое мнение. Мы, младосимволисты, ориентируемся на философию Владимира Соловьева, задачу свою видим в поиске Вечной Женственности.(читапет стихотворение…..)

Входят Ахматова, позже  Гумилев

Ахматова:

Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Ведущий: До Анны Андреевны Ахматовой история знала много женщин – поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Ваше слово, царственная Анна.

Ахматова:Символисты - мечтатели, мистики, они отрешены от реальной действительности. Мы, акмеисты, твёрдо стоим на ногах и воспеваем «прекрасную ясность».

Восторженная почитательница: Анна Андреевна,вы  Сафо, вы  показали все проявления любви: встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством.

(читает стихи Ахматовой)

Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился - он что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

          2

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

          3

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся -

И загадочных древних ликов

На меня поглядели очи...

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слов

И сказала его - напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.

Входит Гумилев.

Гумилев: Стихи о любви…. (подходит к Ахматовой)Боже,как я любил тебя!(целует руку),рассказывает:

Я встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически.

А потом….Я несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них я отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: о был задержан полицейским, принявшим меня за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и меня нашли без сознания  в глубоком рву старинных укреплений.

Я боролся – но ничего не мог с собой поделать. Ты околдовала меня (читает стихи….)

 Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, - и хочет топиться.

Твержу ей: «Крещеному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору.
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную лысую гору».

Молчит - только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую
Над очастью, Богом заклятою.

В. Брюсов: Акмеизм – выдумка, прихоть, столичная причуда, и обсуждать её серьёзно можно лишь потому, что под его призрачное знамя стало несколько поэтов, несомненно талантливых…

Ахматова:Символизм. Акмеизм. Каждый находит для себя самое близкое в жизни. И я нашла….

(читает стихотворение « я научилась просто, мудро жить»)

Блок : Анна Андреевна  пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог.В Вас говорит прежде всего женщина…

Ахматова:Бог..Женщина..есть в этом сочетании  что-то  цветаевское…

Звучит «Посвящение женщине» на стихи Цветаевой)

Входит Маяковский

Маяковский: Извините, господа, за опоздание. Я только что выступил в Политехническом и сразу сюда.Видели бы вы,как я громил Есенина!!!!!!!!Что Есенин? Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. бросить с Парохода современности.Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к лирике Бальмонта? Только мы — лицо нашего Времени.

Брюсов: Маяковский, мы с товарищами читали ваши стихи и ничего не поняли.

Маяковский: Надо иметь умных товарищей.

Блок:Ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают!

В. Маяковский: Мои стихи не море, не печка, не чума

Гиппиус :Маяковский, почему Вы так много говорите о себе?

Маяковский: Я говорю от своего имени. Не могу же я, например, если полюбил девушку сказать ей: «Мы вас любим». Мне просто это не выгодно.Впрочем,могу не только о себе.

Со мной Хлебников. Знакомьтесь: математик, поэт, футурист, реформатор, «честнейший рыцарь в нашей политической борьбе».

Послушайте его эксперимент!

(Хлебников читает «Заклятие смехом»)

Гумилев: Хлебников! Вы издеваетесь над нами? Конечно, это смелый эксперимент! Но где же смысл?

Хлебников: Зачем Вам смысл? Сегодня цель поэзии – слово, а слово – самоцель.Это же ЗАКЛЯТИЕ! Ворожба словом!

Маяковский: Браво!Нам сегодня нужны сильные разящие слова.

(Читает левый марш или нате)

Восторженная почитательница:Владимир Владимирович,вы же не такой на самом деле…обращаясь к остальным:господа,послушайте: читает Скрипка и немножко нервно и ……

Девушки-звездочки:А можно и мы,Владимир Владимирович?

Звучит «Неоконченное»( муз Тухманова ,исп.Носков)

Ахматова:Надо же..никогда бы не подумала,что Маяковского можно петь….

Маяковский:Не время сейчас для…..не время!

Входит Северянин.

Северянин:Надеюсь,мне не нужно представляться? Перед вами король поэтов!

Гиппиус: нескромное заявление.

Северянин. Меня публика королем избрала.

Ведущий:Чем покорили публику ваши стихи?

Северянин. Не стихи, а поэзы. Привлекли они своей гениальностью, поэтому и вечный праздник, беззаконное торжество. Цветы, слава, море поклонниц и денег - золотой дождь

Блок: А вы не преувеличиваете свою популярность?

Северянин. Отнюдь, факты говорят за себя: меня забрасывают цветами, толпы почитателей даже останавливают уличное движение.

Гумилев :Говорят, что славу вам создали истерички-курсистки и восторженные юнцы.

Северянин. Это от зависти. Кто бы ни создавал, а слава у меня немалая...Кстати,на улице до мпеня доносились звуки музыки.Тут пели? Очень люблю Вертинского..Особенно когда он поет мои стихи.Девочки,доставьте мне удовольствие!

Звучит «Это было у моря» Сергей Федотов - (Т. Смольская)

Гениально! (продолжает:Я,гений Игорь Северянин…..)

Входит Есенин со спутницей

Есенин:О,у вас тут душевненько! Поем,я слышал? (обращаясь к даме) пожалуй,и мы споем!Кстати,господа,как я сейчас в политехническом Маяковского разделал..(видит Маяковского).Мое почтение, Владимир Владимирович!(даме)Давай,милая.

Звучит «Не жалею,не зову,не плачу….»

Есенин:Ну как,Маяковский? Это вам не ЛЕВОЙ,ЛЕВОЙ! Имажинизм-сила!На первый план выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности, как в символизме, не слово-название вещи, как в акмеизме, не слово-звук, так называемый «заумный язык», , а слово-метафора,слово-образ(даме)давай         еще!

Звучит «Отговорила роща золотая…»или «Клен ты мой опавший….»

По окончании песни раздается вой ветра..на его фоне голос за кадром: . «Чёрный ветер./ Белый снег!/

Ветер, ветер!/

 На ногах не стоит человек.

/Ветер, ветер!/

 На всём божьем свете!»/     

Маяковский: революция! Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Иду  в Смольный. Работать.(уходит с Хлебниковым)

голос за кадром: Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Есенин: Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

 

голос за кадром: Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Брюсов:

 Что такое революция? - Буря,

Ураган, вырывающий с корнем

Столетние кедры,

Освежающий недра

Воздухом горним, -

Оживляющий все ураган,

Крушащая многое буря!

Там

Для тысяч раскрыты могилы,

Там никто

Не предвидит судьбы: все - слепые!

Что

Наши ничтожные силы

Пред волей стихии!

Революция - буря...

 (уходят с Блоком)

голос за кадром:

Разыгралась чтой-то вьюга,

           Ой, вьюга, ой, вьюга!

        Не видать совсем друг друга

           За четыре за шага!

 Гиппиус встает:

Если гаснет свет - я ничего не вижу.

Если человек зверь - я его ненавижу.

Если человек хуже зверя - я его убиваю.

Если кончена моя Россия - я умираю.

 Северянин:

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи были розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы

Вернуться в дом Россия ищет троп...

Как хороши, как свежи будут розы

Моей страной мне брошенные в гроб!

  Ахматова:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

(уходит с Гумилевым)

голос за кадром: Ветер, ветер!/ На ногах не стоит человек. /Ветер, ветер!/ На всём божьем свете!

 Появляются тени Маяковского и Есенина

— Здорово, Сережа!

— Здорово, Володя!

Умаялся? — Малость.

— По общим? — По личным.

— Стрелялось? — Привычно.

— Горелось? — Отлично.

— Так стало быть пожил?

— Пасс в некотором роде.

…Негоже, Сережа!

…Негоже, Володя!

А помнишь, как матом

Во весь свой эстрадный

Басище — меня-то

Обкладывал? — Ладно

Уж… — Вот-те и шлюпка

Любовная лодка!

Ужель из-за юбки?

— Хужей из-за водки.

Опухшая рожа.

С тех пор и на взводе?

Негоже, Сережа.

— Негоже, Володя.

А впрочем — не бритва —

Сработано чисто.

Так стало быть бита

Картишка? — Сочится.

— Приложь подорожник.

— Хорош и коллодий.

Приложим, Сережа?

— Приложим, Володя.

Звучит – «Ленинград, Ленинград!»(О. Мандельштам)  исп.Тамара Гвердцители

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез.
Я вернулась сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать.

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать

Ленинград! Ленинград!

Я еще не хочу умирать,
Я еще не хочу умирать,
Я еще не хочу умирать,
Я еще не хочу умирать

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.

Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая поэтам Серебряного века

Данная разработка поможет учителю провести знакомство с поэтами Серебряного века и поможет окунуться в таинственный мир прошлого......

Литературно-музыкальная композиция "Сегодня на проверке имена..." (о поэтах "серебряного века")

Закинув голову и опустив глазаПред ликом Господа и всех святых - стою.Сегодня праздник мой..."Поэзии серебряного века"...

Презентация к литературной гостиной по творчеству поэтов Серебряного века

Данная презентация может сопровождать внеклассное мероприятие "Литературная гостиная по творчеству поэтов Серебряного века"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Литературная гостиная в 11 классе "Поэты Серебряного века в Царском Селе"

Сценарий для постановки на школьной сцене для учащихся 11-х классов создан в форме литературной гостиной, где разыгрывается сцена из жизни русских поэтов начала 20-ого века, творчество которых связано...