Литературная гостиная , посвященная 201 годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
методическая разработка по литературе (10 класс)

Кузьменко  Анна Николаевна

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный дню рождения М.Ю.Лермонтова.Содержит записи музыкальных произведений на стихи поэта, видеоклипы.

Это мероприятие расширит знания обучающихся о Лермонтове как поэте и человеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_literaturnogo_portreta_m.yu_.lermontova.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и  молодежи

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым

Симферопольский колледж радиоэлектроники

Литературная гостиная

ВЕЧЕР ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА,
посвященный 201 годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова

 «Страницы мятежной жизни»

Преподаватель высшей категории

Кузьменко Анна Николаевна

Симферополь

2015


Внеклассное мероприятие

Цели мероприятия:

Чествование памяти великого поэта.

Проникновение в эмоциональную суть стихов поэта.

Расширение знаний обучающихся и открытие своеобразия Лермонтова как поэта и человека.

Формирование у обучающихся потребности в самостоятельном чтении русской классической литературы и произведений великого поэта

Развитие познавательного воображения.

Методическое обеспечение:

  • Сценарий мероприятия
  • Слайд-показ по теме
  • Стенгазеты к 201 годовщине  М.Ю.Лермонтова
  • Записи музыкальных произведений на стихи поэта и видеоклипов

Оборудование:

  • Мультимедийный  проектор
  • Ноутбуки
  • Музыкальный центр

Ход мероприятия

 Выходят ведущие

Слайд 1

Ведущие:

В этом году  исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.

Вальс из «Маскарада» Танцует пара.

Звук выстрела.

Звучит стихотворение «СМЕРТЬ ПОЭТА» (отрывок)

Слайд 2

Чтец

Погиб поэт! — невольник чести, —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь... он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,

 Увял торжественный венок.

1-й ведущий

На всю Россию прогремел выстрел: 27 января 1837 года в Петербурге, за Черной речкой, был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. Не менее горьким выстрелом стало стихотворение молодого офицера Лермонтова. Возвестившего, что в Росси родился новый, талантливый, отчаянно смелый поэт, подхвативший высокое знамя русской поэзии из рук покинувшего строй Пушкина.

 Портрет М.Ю.Лермонтова. Звучит романс “Парус”.

2-й Ведущий:

В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Слайд 3 Родители и бабушка.

1-й Ведущий: 

Родился Лермонтов в Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии. Мише Лермонтову было  2 года и 4 месяца  когда не стало его матери. Отец, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Александровна не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. И отец уступил, желая сыну добра. Хотя уступил и не бесплатно: за свой отказ от сына он получил от Елизаветы Алексеевны 25 тысяч рублей.

Слайд 4. Дом в Тарханах

2-й ведущий:

Дом в котором рос Миша был большим и  красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей, на нее работало 600 крестьянских семей. Комнаты Миши были вверху, на хорах, пол застелен сукном. Мальчик любил ползать по нему и рисовать мелками. В след за мелками пошли акварельные краски. Когда бабушка показывала картины внука гостям, те только ахали;

— Какой одаренный ребенок! Ведь это подлинные пейзажи!

Чтец: (на фоне мелодии Сен-Санса “Лебедь”)

…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…

1-й Ведущий: 

Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, фортепиано. Флейте, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи – без сомнения, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно выделял двух авторов: Байрона и Пушкина.

Слайд 5 Портреты Пушкина и Байрона

Слайды 6 и 7

                                        Чтец 1:         Чтец 2:

2-й Ведущий: 

Да, в таком юном возрасте такие глубокие строки!!!

1-й Ведущий: 

Дайте угадать… Это тоже все Лермонтов?

2-й Ведущий: 

Да. Лермонтов владел несколькими иностранными языками, французский английский и немецкий языки знал, как родной русский., читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм дал грузинское название — «Мцыри».

Слайд 8 Виды кавказских гор

1-й Ведущий: 

Кавказ станет для юного Лермонтова вдохновением, второй родиной и, к сожалению, последним приютом.

Чтец:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носил меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю о вас да о небе.

Слайд 9. Виды Пятигорска

2-й ведущий:

С детства Миша Лермонтов страдал ревматизмом ног, бывало, что даже не мог ходить, и бабушка решила укрепить его здоровье. Для этого она трижды возила внука к Кавказским водам, в Пятигорск, где жили родственники Арсеньевых. Миша посещал источники, принимал ванны и влюблялся в Кавказскую природу. Эту любовь к Кавказу он пронесет через всю жизнь. 

Чтец:

Посвящение к поэме “Демон” – “Тебе, Кавказ, суровый царь земли…”.

Слайд 10 Московский университет

1-й Ведущий:

Михаил Юрьевич Лермонтов учился в Московском Благородном пансионе, потом в Московском университете. Но как-то на экзамене по риторике Михаил Юрьевич неожиданно вступил в пререкания с экзаменатором. После объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов появилась угрожающая запись: «Посоветовано уйти». И он ушел.

Чтец декламирует стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу! Хочу печали…»,

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман.
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Слайд 11 Виды Москвы 19 века

2-й ведущий:

Эти стихи Лермонтов напишет в 18 лет. Его думы обращены к Москве, к городу, в котором он родился. Из его письма: “Москва – моя родина, такой она будет для меня всегда. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.

Чтец:

Москва, Москва! ...
     (из поэмы “Сашка”).

2-й ведущий:

Лермонтов поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Отъезд в Петербург стал для поэта расставанием не только с домом и бабушкой, но и с девушкой, которая ему очень нравилась – Варварой Лопухиной..

Слайд 12. На экране  портрет Вари Лопухиной.

Чтец:

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

1-й ведущий:

Лермонтов был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную и восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Когда Лермонтов уезжал в Петербург, Варенька тяжело переживала разлуку и обещала ждать его возвращения

2-й ведущий:

И вдруг, как гром среди ясного неба, Варвара Лопухина выходит замуж! Тяжело перенес Лермонтов это известие. Почему Варенька приняла предложение немолодого Бахметева, которого явно не любила? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

1-й ведущий:

Это семья Лопухиных выступила против брака их дочери с Михаилом Лермонтовым. Родные выдали Вареньку за богатого Бахметьева против ее воли. Позже, узнав о смерти Лермонтова, Варенька тяжело пережила это известие, от которого она не смогла оправиться и умерла молодой.

Звучит песня «Я не люблю Вас и люблю..» (В исполнении А. Руссо)

Слайд 13 Портреты  Бенкендорфа и императора Николая

2-й ведущий:

В 1837 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.

Чтец:

“Вы, жадною толпой, стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

(можно читать до конца)

2-й ведущий:

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Чтец читает стихотворение  “Молитва”

2-й ведущий:

Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.

Чтец читает стихотворение  “Родина”

Слайд 14. Первая ссылка

1-й Ведущий:

25 февраля 1837 года последовало Высочайшее повеление: “Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Этот полк был расквартирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.

Слайд 15. Виды Тифлиса.

2-й ведущий:

Итак, Лермонтов отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

1-й Ведущий:

По дороге на любимый Кавказ, поэт задержался в Москве, которая готовилась к празднованию 25-летия Бородинского сражения, Лермонтов описал великий день  в стих отворении  «Бородино».

Слайды 16 и 17. Вид Бородинской битвы

Звучит военный марш, на сцену выходят учащиеся, исполняющие роли солдата-ветерана и мальчика инсценируют стихотворение «Бородино».)

Мальчик:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
 Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Солдат-ветеран:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут-как-тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

 Как наши братья умирали!»

— И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Слайд 18. Вторая ссылка.

-й ведущий:

Лермонтов отправлялся в тот самый Нижегородский полк, который вел войну с горцами. Новая встреча с любимым Кавказом, только на этот раз он уже не путешественник, а изгнанник.

Слайд 19  с изображением бегущих  облаков

Звучит музыка М. Огинского.

Исполняется стихотворение «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники…)

Слайд 20

1-й ведущий

Лермонтов был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов. Он неоднократно представлялся к награде за беспримерное мужество и воинское мастерство, даже к золотой сабле «За храбрость», но имя его постоянно вычеркивалось из списка награжденных, и делал это лично император Николай I.

2-й ведущий:

Однажды, на одном из приемов, Михаил Юрьевич при дамах шутливо назовет своего бывшего одноклассника Мартынова «господином с большим кинжалом», но в этот момент стихнет музыка, и слова Лермонтова услышат все присутствующие, а кто-то из барышень засмеется. Хотя обидного в этих словах Лермонтова, вроде, ничего и не было, но взбешенный Мартынов в ответ на это вызовет поэта на дуэль.

Слайд 21  Место дуэли Лермонтова на горе Машук

1-й ведущий:

Условия дуэли были «тяжелые»: расстояние в 10 шагов, выбор пистолетов самого крупного калибра, право трех выстрелов. На месте дуэли не было врача, не было даже экипажа на тот случай, если кто-то будет ранен или убит. Двоих секундантов во время дуэли не было, они опаздывали из-за грозы и к месту дуэли подъехали, когда Лермонтов уже был убит, а Мартынов трусливо сбежал.

2-й ведущий:

Дуэль без секундантов и врача – это убийство. Известно, что Лермонтов свой пистолет поднял кверху, тем самым давая понять, что стрелять в Мартынова не будет. Еще вечером он заявил это секундантам.

Фрагменты художественного фильма о Лермонтове (сцена вызова и сцена  дуэли)

1-й ведущий:

Лермонтов  описал дуэль Дантеса и Пушкина:

Его убийца хладнокровно

Навел удар. Спасенья нет!

Пустое сердце бьется ровно.

В руке не дрогнул пистолет»

Так можно сказать и о дуэли с Мартыновым.

2-й ведущий:

Лермонтова похоронили на скале у подножия горы Машук. Местный священник запретил отпевание в церкви и похороны на кладбище, поскольку умершего на дуэли приравнивали к самоубийце. На могиле не было креста.

Слайд 23  Могила Лермонтова

1-й ведущий:

Поэта не стало, а Николай Мартынов – не был наказан, прожил долгую жизнь, удачно женился, имел 11 детей, по настоянию знакомых несколько раз начинал писать мемуары, но до дуэли с Лермонтовым так и не дошел. Каждый год, 15 июля, в день смерти Лермонтова, он запирался в своем кабинете и напивался до беспамятства.

2-й ведущий:

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, со смертью Миши постарела сразу на  20 лет, вместе с ним умерла и единственная радость в ее жизни. По ее распоряжению прах внука перевезут из Пятигорска в Тарханы. У могилы посадят несколько дубков, вырытых в лесу. Приживется только один…

Исполняется романс «Выхожу один я на дорогу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Михаила Лермонтова.

Внеклассное мероприяте по литературе, посвящённое 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова....

Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова.  Миниспектакль...

Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Презентация содержит фотографии  литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...

Педагогический проект «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать уч...

Конспект внеклассного занятия по теме: "Тургеневский бал", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева (литературно-танцевальный вечер)

Цели мероприятия: расширить и углубить представления воспитанников о жизни и творчестве И.С. Тургенева. Показать красоту и многообразие танцев исполняемых на балах, используя лучшие произведения русск...