Педагогический проект «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»
проект по литературе на тему

 

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

 

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

 

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlenie_proekta_nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Название: педагогический проект «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

ФИО руководителя проекта: Подкорытова Наталья Владимировна

Место работы, должность: МОУ «СОШ № 12» г. Магнитогорска, учитель русского языка и литературы, руководитель МО русского языка и литературы.

 Учащихся:  5-11 классы МОУ «СОШ № 12»

 Предметный раздел:  Литературоведение

Межпредметные связи: Литература – русский язык

Уровень владения педагогами проектной технологией  

-средний (имеется небольшой опыт выполнения проекта) 

Тема проекта:   «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

Вид проекта: Групповой проект

Цель проекта:  Cформировать исследовательский интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова.  Изучить особенности его творческого пути.

 

Задачи:

Задачи для учителя:

Задачи для обучающихся:

1. Создать условия для вовлечения учащихся в проектную работу

2. Определить тему, цель, задачи, структуру проекта

3. Координировать работу групп, консультировать участников проекта.

4. Оценить результат работы каждого учащегося и группы в целом.

1. Выбрать профиль работы

2. Поставить цель, задачи для работы группы

3. Распределить обязанности в группе

4. Собрать, проанализировать, структурировать информацию по теме проекта

5. Создать творческий продукт

6. Презентовать продукт

7. Оценить работу группы, свою работу.

Этапы работы:

  • Диагностический этап.

Первичный сбор и анализ информации;

теоретическое осмысление проблемы;

анализ результатов этого этапа;

  • Прогностический этап.

Установление основных концептуальных положений проекта;

анализ и классификация проблем, связанных с литературоведческими проблемами поиска информации.

  • Обобщающий этап.

Осмысление результатов проекта;

соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами;

обобщение и распространение полученного опыта;

подведение итогов работы.

Вид проекта по деятельности: групповой

Классификация проекта по продолжительности: недельный

Классификация проекта по доминирующей деятельности учащихся: творческий (словарная работа на материале стихотворения «Бородино», театрализованная постановка о необходимости обучения  «В школьном царстве — государстве»).

Классификация проекта по комплексности и характеру контактов:

 межпредметный (литература и риторика), внутришкольный.

Форма продукта проектной деятельности: демонстрация фотоотчета театрализованной постановки, презентация сборника  стенгазет обучающихся.

Практическая ценность проекта: литературоведческая.

Отчет проекта: прилагается

Ход выполнения проекта

Основная проблема

Постановка проблемы

Выдвижение гипотез – путей решения

Планирование деятельности по реализации проекта

   формулировка с учителем темы, проблемы, гипотезы работы.

Практически значимый продукт

Поиск информации

Структур.

информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Внеурочная индивидуальная  работа обучающихся по сбору информации,

  .

Презентация продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самоанализ

 

 

 Итоговая часть проекта:

- анализ результатов выполнения проекта,

- оценка качества выполнения проекта,

- изучение возможностей использования результатов проекта (включение в банк проектов, публикация на сайте школы)

 

Интернет – ссылка:

1.http://school12mgn.ru/publ/mo_rus_jaz_i_literatury_articles/nedelja_russkogo_jazyka_i_literatury_2015/2-1-0-25

2. Сайт учителя Подкорытовой Н.В.

 http://nsportal.ru/podkorytova-natalya-vladimirovna

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом:

  • Анализ литературы и существующих практик, моделирование, экспертная оценка существующей реальности, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности.
  • Приемы умственной деятельности:

     анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного. Приемы работы:

   -изучение различных источников;

-работа с книжными материалами;

-подбор текстов;

- выполнение схем по стихосложению;

- составление стихотворных текстов;

-работа в  сети Интернет;

-инсценировка басен.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения: необходимость изучения основ творчества М.Ю.Лермонтова, попытки подражать М.Ю.Лермонтову в создании стихов на злободневные темы, соблюдение норм стихосложения  при сложении собственных текстов.

Требуемое оборудование для проведения проекта: сеть Интернет, литература о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, листы и карандаши для письма, схемы стихотворных размеров, этимологический словарь для работы над текстом стихотворения «Бородино», костюмы для театрального действия, фотокамера.
 Принципы оценивания работ при проведении данного проекта: соблюдение тематики стихотворных текстов, соблюдение норм стихосложения, использование в текстах тропов и фигур поэтического синтаксиса.

Рефлексия по итогам работы:

Отклики учеников: прилагаются

Перспективы развитие проекта: Продолжить изучение творчества писателя в рамках школьной программы.

Неделя русского языка и литературы

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

         

        

План недели русского языка и литературы

Сроки проведения 26.01 — 31. 01

Понедельник – Открытие недели

-Занятия, посвященные годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова

(Ответственные: учителя - предметники)

-День рисунка (выставка рисунков и стенгазет, посвященных биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова, оформление классных уголков).

Требования к стенгазетам: красочность, образность, применение литературоведческой терминологии.

(Ответственные: учителя - предметники)

 

Вторник

– Уроки занимательного языкознания (для учащихся 5 -11 классов)

Словарная работа на материале стихотворения «Бородино» (для 5-х классов)

(Ответственные: учителя - предметники)

Школьный конкурс «Самый грамотный ученик» (для учащихся 5 — 11 классов)

(Ответственные: учителя — предметники)

 

Среда

– Конкурс знаний по русскому языку – викторина (для учащихся 5б, 6б, 8б классов)

(Ответственные: руководитель МО  Подкорытова Н.В)

-Уроки занимательного языкознания (для учащихся 5в и 6в классов)

(Ответственные: Соколова Е.В.)

 

Четверг

– Сказка «В школьном царстве — государстве» (для учащихся 1-х классов)

(Ответственные: руководитель МО Подкорытова Н.В.)

- Литературная композиция «Времена года» по произведениям уральских писателей

(для учащихся 4-х классов)

( Ответственные: Соколова Е.В.)

 

Пятница - День Творчества

(конкурс “Ода русскому языку” или “Ода Учению”, или “Ода Учителю”). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие.

(для учащихся 5 -11 классов)

(Ответственные: учителя-предметники.)

Конкурс знатоков русского языка (для 9 классов)

(Ответственные: Соколова Е.В.)

 

Суббота – Подведение итогов конкурсов.

 

План утверждается за 10-12 дней до начала проведения Недели. В это время начинается подготовка ко всем мероприятиям, объявляются темы творческих работ, конкурсов. Утверждаются ответственные за проведение того или иного дня, члены жюри конкурса чтецов и рисунков. В качестве членов жюри привлекаем учителей, библиотекаря, администрацию и старшеклассников.

Вопросы к конкурсу знаний готовят сами ребята, таким образом, в работу вовлечены практически все учащиеся среднего и старшего звена, что, безусловно, обеспечивает реализацию всех поставленных целей.

По итогам конкурса знаний определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке ).

Таким образом, мы видим, что план Недели дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, поэтом, ведущим конкурса или членом жюри, встретиться с поэтом и задать ему свои вопросы, посетить спектакль и поучаствовать в викторине. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.

Во время Предметной Недели учителя – словесники проводят нетрадиционные, интегрированные уроки литературы и русского языка, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя русского языка и литературы

Педагогический проект учителя русского языка и литературы Никитенко М.Г."Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка"....

План мероприятий на неделю русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.

Предметная неделя посвящена Олимпийским играм и все материалы урока на неделе соответствуют заявленной теме....

План мероприятий на неделю русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.

Предметная неделя посвящена Олимпийским играм и все материалы урока на неделе соответствуют заявленной теме....

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"

Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...

Неделя русского языка и литературы.120 лет со дня рождения С.Есенина

Дата проведения недели русского языка и литературы - с 19.10.2015 по 23.10.2015Цель: приобщать учащихся к изучения творческого наследия русских писателей.Задачи:· пробудить интерес учащихся к изучению...

Дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Цель проекта: популяризация наследия А.С.Пушкина среди обучающихся общеобразовательных учреждений.Задачи проекта:Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина; Формирование представлен...