педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Фетисова Венера Ингельевна

Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования функциональной грамотности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon funkts.gramotnost.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности учащихся «Мы не должны учить читать, мы должны учить понимать текст» А.А. Леонтьев (психолингвист) Педагогический проект учителя русского языка и литературы филиала МБОУ «Покрово-Пригородная сош» в д.Орловка Фетисовой Венеры Ингельевны

Слайд 2

Актуальность Перспективы развития школьного курса русского языка связаны прежде всего с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворных и активно разрабатывающихся в современной науке. Достижения психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания создают предпосылки для разработки новых подходов к обучению родному языку.

Слайд 3

Противоречия - между ослабленным вниманием к функциональному аспекту изучаемых единиц языка, традиционным противопоставлением «грамматических» и «речевых» уроков и современной тенденцией к развитию речемыслительных способностей учащихся. Формально-грамматический подход, к сожалению, не обеспечивает интенсивного речевого развития учащихся; -между несформированным навыком самостоятельно получать информацию из книг и учебников, использовать ее в любой жизненной ситуации и требованиями к современной личности, умеющей нормально функционировать в конкретной культурной среде.

Слайд 4

Цель проекта Создание системы работы по развитию всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

Слайд 5

Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; - изучить педагогический опыт по данной теме; - провести первичную и контрольную диагностику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся; - разработать механизм формирования функциональной грамотности учащихся ; - разработать алгоритмы и памятки для учащихся как руководство к созданию собственного высказывания; - подготовить выпускников 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (сочинение-рассуждение)

Слайд 6

Объект исследования: речеведческая деятельность учащихся на уроках русского языка Новизна Коммуникативная направленность уроков предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему, т.е. опирается на функциональные навыки учащихся

Слайд 7

Гипотеза Если формирование видов речевой деятельности напрямую связано с понятием функциональной грамотности, то и формироваться должны в единстве и взаимосвязи

Слайд 8

Функциональная грамотность – способность человека извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию в ежедневной личной, профессиональной и общественной жизни

Слайд 9

Этапы и сроки реализации Подготовительный этап 2013-2014 уч.год изучение психолого-педагогической литературы; постановка проблемы; формулировка цели, предмета, объекта, задач проекта; постановка гипотезы; первичная диагностика уровня владения навыками чтения учебно-научного текста

Слайд 10

Первичные результаты исследования уровня владения учащимися навыками чтения учебно-научного текста

Слайд 11

Этапы и сроки реализации Этап реализации 2013-2014 уч.год - разработка механизма формирования функциональной грамотности учащихся; - создание алгоритмов и памяток для учащихся как руководство к созданию собственного высказывания; - организация работы по подготовке выпускников 9 класса к ГИА в новой форме (сжатое изложение и сочинение)

Слайд 12

Этапы и сроки реализации Обобщающий этап 2014-2015 уч.год итоговая диагностика уровня сформированности навыка работы с текстом и создания оригинального текста анализ полученных результатов.

Слайд 13

Этапы и сроки реализации

Слайд 14

Механизм реализации Все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо

Слайд 15

Этапы работы с учебно-лингвистическим текстом Создание собственного речевого высказывания (творческая работа)

Слайд 16

Результаты проекта - учебно-методический пакет со систематизированными средствами обучения, включающий : 1)методическую литературу для учителя; 2) дидактический и раздаточный материал для учащихся; 3) набор мультимедийных и информационных средств, обеспечивающих информационное пространство для учащихся: - разработка исследовательских работ и проектов к урокам творчества; - элективный курс «А у нас стряслась беда: сочиненье снова…»; - творческий отчет в рамках дополнительного образования; - итоги Государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса

Слайд 17

Итоги Государственной аттестации учащихся 9 класса по русскому языку в 2014-2015 уч.году

Слайд 18

Результаты проекта Итоговые результаты исследования уровня владения учащимися навыками чтения и переработки учебно-научного текста

Слайд 19

Выводы Развитие функциональной грамотности учащихся напрямую зависит от развития всех видов речевой деятельности. И лишь взаимосвязанное изучение языка и речи будет способствовать формированию коммуникативных общеучебных умений. Коммуникативная направленность обучения находит отражение в документах, определяющих работу учителя в школе, в нормах оценки знаний по разным предметам, в документах, определяющих основные требования единого речевого режима в школе, поскольку имеет надпредметное значение. Реализация надпредметной функции русского языка, таким образом, создает условия для активного использования в образовательном процессе новых информационных и коммуникационных технологий.

Слайд 20

Информационные ресурсы Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http :// ege . edu . ru Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http :// www . ict . edu . ru Педагогическая мастерская: http :// teacher . fio . ru Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И. Зверева // Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 45–50. Левин, В. И. Все об информации [Текст] / В. И. Левин. - М.: Росмэн – Пресс, 2003. – 384с. Львова, С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы [ Текст ] / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева; [ под ред. С. И. Львовой ] . – М.: Эксмо, 2007. – с. 178 - 199. Новожилова, Н. В. Использование Интернета в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 156–160.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя русского языка и литературы

Педагогический проект учителя русского языка и литературы Никитенко М.Г."Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка"....

Видеофильм "Формирование навыков свободного владения речью во всех видах речевой деятельности"

В 2008 году совместно с учениками 10-го класса мною был создан фильм из опыта работы  "Формирование навыков свободного владения речью во всех видах речевой деятельности"Ссылка  на фильм ниже...

Конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе "Школьные предметы. Развитие навыков всех видов речевой деятельности."

Урок английского языка по теме «Школьные предметы. Развитие навыков всех видов речевой деятельности.» проводится в 3 классе. Данный урок – приобретение новых знаний и формирован...

"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Комплекс учебно-методических заданий по теме углубленного изучения русского языка в 10 классе: «Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста» (УМК: С.В. Львова, Т.В. Львов

■В современной практике обучения текст становится основной дидактической единицей , поэтому на уроке русского языка необходима организация речевой деятельности с включением заданий повышенного уровня ...