Презентация урока литературы в 10 классе "Поэма Е.Евтушенко "Бабий Яр", разработанная учителем русского языка и литературы МБОУ"Школа №44", Калаковой Ириной Викторовной
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Презентация представляет собой биографию поэта Евгения Евтушенко , историю написания поэмы "Бабий Яр"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэт Евгений Александрович Евтушенко

Слайд 2

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса . Мать Зинаида Ивановна Евтушенко - поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. Биография Отец : Александр Рудольфович Гангнус Мать : Зинаида Ивановна Евтушенко

Слайд 3

После рождения Евгения Зинаида Ивановна специально заменила фамилию мужа на свою в девичестве. Также поменяла год рождения сына, так как в 12 лет нужно было получать пропуск. На даче в Клязьме маленький Женя жил с мамой, Зинаидой Ивановной , бабушкой , Марией Иосифовной , и прабабушкой. Маленький Женя с родителями

Слайд 4

С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: « Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...».

Слайд 5

В дальнейшем отец оставляет мать и Евгения, уходит к другой женщине. С ней он образовывает свою семью. Несмотря на это, Александр Рудольфович продолжает заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения на вечер поэзии в МГУ. Ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского . Мать разрешала видеться отцу с сыном. Она понимала, что их общение идет только на пользу Евгению. Зинаида Ивановна часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном.

Слайд 6

Зинаида Ивановна сохраняла все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, содержащая девять тысяч рифм. Но сохранить ее не удалось. Мать так же прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ивановна являлась солисткой театра имени Станиславского. Она имела и музыкальное образование. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Зинаида Ивановна постоянно гастролировала по стране. В военные годы она даже болела тифом, будучи на гастролях.

Слайд 7

Естественно, с такими родителями Евгений умственно развивался стремительно. Он рос эрудированным, грамотным ребенком. Многие сверстники ему завидовали. Зинаида Ивановна только радовалась, что их дом посещают такие прекрасные поэты, как: Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян , Белла Ахмадулина, Михаил Рощин и многие другие. Евтушенко жил, учился, работал в Москве. Был постоянным гостем Дома пионеров. Он учился в Литературном институте имени Горького, но вскоре был исключен за «неправильные» высказывания. Дом пионеров Литературный институт имени Горького

Слайд 8

Евгений Евтушенко, как истинный ловелас, в официальном браке был четыре раза. Первой супругой была известная поэтесса Белла Ахмадулина. Как мы знаем, они с юности вместе были в творческом союзе. Личная жизнь

Слайд 9

Второй женой стала Галина Семёновна Сокол-Луконина. Она же родила Евгению сына Петра.

Слайд 10

Вскружила голову Евтушенко его поклонница из Ирландии, вследствие ставшая его третьей супругой Джен Батлер . От нее у поэта есть два сына: Антон и Александр.

Слайд 11

Последней законной женой стала Мария Владимировна Новикова, с которой в браке они уже 26 лет. У них так же есть дети: Евгений и Дмитрий.

Слайд 12

Творчество Первая книга, написанная Евгением Евтушенко, «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе.

Слайд 13

Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политическом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Евтушенко понимал, что он, благодаря своим произведениям, становился поэтом следующего поколения. Их тогда называли «шестидесятники». Он посвящает новому поколению стихотворение «Лучшим из поколения». Первый сборник стихов Евгению Евтушенко И Роберт Рождественский

Слайд 14

Поэма «Бабий Яр» В 2016 году исполнилось 55 лет со дня публикации стихотворения Евгения Евтушенко "Бабий Яр". Многие полагают, что в истории человечества не было других поэтических строк, которые нашли бы такой немедленный и широкий отклик во всем мире, как эти строки Евгения Евтушенко.

Слайд 15

История написания поэмы По просьбе Виктора Некрасова Анатолий Кузнецов привел молодого поэта Евгения Евтушенко в Бабий Яр. Это был уже август 1961 год. После окончания войны прошло 16 лет. Вместо памятников погибшим людям, он увидел свалку мусора и запустение. Анатолий Кузнецов (слева) и Евгений Евтушенко

Слайд 16

Евгений Евтушенко пишет: – Когда мы [с Анатолием Кузнецовым. МК] пришли на Бабий Яр, то я был совершенно потрясен тем, что увидел. Я знал, что никакого памятника там нет, но ожидал увидеть какой-то знак памятный или какое-то ухоженное место. И вдруг я увидел самую обыкновенную свалку, которая была превращена в такой сэндвич дурно пахнущего мусора. И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чем не повинных людей: детей, стариков, женщин. На наших глазах подъезжали грузовики и сваливали на то место, где лежали эти жертвы, все новые и новые кучи мусора.

Слайд 17

Евтушенко не мог даже намекнуть о Куренёвской трагедии, – этот материал никто бы не пропустил, а сам он был бы обвинен в клевете и еще, бог знает, в чем. Да и мысли его были о расстрелянных в Бабьем Яре. Кузнецов впоследствии напишет об этом дне: “Евтушенко, с которым мы дружили и учились в одном институте, задумал свое стихотворение в день, когда мы вместе однажды пошли к Бабьему Яру. Мы стояли над крутым обрывом, я рассказывал, откуда и как гнали людей, как потом ручей вымывал кости, как шла борьба за памятник, которого так и нет”. Анатолий Кузнецов

Слайд 18

И Евгений Евтушенко написал о том, что поразило его в самое сердце – о памяти людской, и нравственная сила его поэмы начала ломать черствость и бездушие правящей власти.

Слайд 19

Да и много ли было в истории стихов, которые бы запечатлевались в камне, после которых создавались памятники, причем на разных континентах. Памятник в Киеве, строки на английском языке перед музеем Холокоста в Вашингтоне Памятник в Киеве Памятник в Вашингтоне

Слайд 20

Поэт прочел «Бабий Яр» со сцены Политехнического музея. Вот, что рассказывает очевидец: - Мне посчастливилось быть в этот день на творческом вечере поэта, который проходил в Москве в Политехническом музее. Задолго до начала вся площадь перед музеем была заполнена людьми, жаждущими билетов. Порядок обеспечивала конная милиция. Несмотря на наличие билета, я долго пробирался к зданию музея и с трудом попал на балкон третьего яруса.

Слайд 21

Евтушенко опоздал на 40 минут, он сам не смог пробиться через плотную толпу людей. Помогли милиционеры, буквально на руках внеся его в музей. В зале были заполнены не только все проходы, но и сцена, где вплотную стояли стулья, а там, где их не было, люди просто садились на пол. Для поэта была оставлена площадь не более одного квадратного метра. Евтушенко читал свои уже известные стихи и новые, написанные после недавней поездки на Кубу. Однако чувствовалось, что публика ожидает чего-то необычного. И вот в конце второго отделения Евтушенко объявил: «А сейчас я вам прочитаю стихотворение, написанное после моей поездки в Киев. Я недавно вернулся оттуда, и вы поймете, о чем я говорю». Он вынул из кармана листки с текстом, но, по-моему, ни разу в них не заглянул.

Слайд 22

И раздалось в замершем зале медленное чеканное: «Над Бабьим Яром памятников нет...». В мертвой тишине слова поэта звучали, как удары молота: стучали в мозг, в сердце, в душу. Мороз ходил по спине, слезы сами текли из глаз. В зале в мертвой тишине послышались всхлипывания. В середине стихотворения люди начали, как завороженные, подниматься и до конца слушали стоя. И когда поэт закончил стихотворение словами: «Я всем антисемитам, как еврей, и потому — я настоящий русский», — зал еще какое-то время молчал. А потом взорвался. Именно «взорвался». Тому, что произошло, я не могу найти другого слова. Люди вскакивали, кричали, все были в каком-то экстазе, необузданном восторге. Раздавались крики: «Женя, спасибо! Женя, спасибо!» Люди, незнакомые люди, плакали, обнимали и целовали друг друга.

Слайд 23

И это делали не только евреи: большинство в зале были, естественно, русскими. Но сейчас не было в зале ни евреев, ни русских. Были люди, которым надоела ложь и вражда, люди, которые хотели очиститься от сталинизма. На дворе 1961 год, наступила знаменитая «оттепель», когда народ после многих лет молчания получил возможность говорить правду. Ликование продолжалось долго. Образовался коридор, по которому десятки людей подносили поэту букеты цветов, затем их стали передавать по цепочке. Цветы клали прямо на сцену к ногам поэта. «Женя, еще! Женя, еще!» — кричали люди, а он стоял, оглушенный и растерянный. Наконец Евтушенко поднял руку, зал затих. Никто не садился: стихотворение слушали стоя. И после второго раза «Бабий Яр» звучал и как память о погибших евреях, и как осуждение антисемитизму, и как проклятье прошлому. Впервые во весь голос было сказано, что в Бабьем Яре были расстреляны не просто «мирные советские люди», а евреи. И только потому, что они были евреями».

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...

Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века.  Т...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Олёкминска Республики Саха (Якутия) Воложиной Ирины Васильевны на 2017-2020 гг.

Методическая тема: «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника» Цели: • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...