Учебно-тематическое планирование по литературе 8 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Аршиева Зарема Зелимхановна

Учебно-тематическое планирование по литературе 8 класса

 

 

Классы       8 А класс

 

Учитель     Ашиева Зарема Зелимхановна

 

Количество часов

 

Всего 70 часов; в неделю  2 часа

 

Уроков развития речи 13;  уроков внеклассного чтения 7                            

 

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного

                           

общего образования

 

«Литература». 8 кл.,    Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2004

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

 

Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.

 

Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2014.

 

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.

В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.

Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 8 класса ученик должен

 

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

 

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2014

Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение, 2007.

Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 1997.

            DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

 

I четверть (9 х 2 = 18 уроков)

 

Тема урока

 Ч

Дидактич. модель обучения

Требование к уровню

Вид  сам. раб.     

 Домашнее

 задание        

Дата

план

Дата

факт.

1

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

1

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции

Знать образную природу словесного искусства, уметь состав. тезисы и план прочитанного, владение монолог. и диалог. речью

Сочинение-миниатюра (попытка создать свой худож. образ)

С.3-4 чит.,

Задание в тетради,

Лекция на пересказ.

Подг. сообщение по темам

 

2

2

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

1

Объяснительно-иллюстративная. опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.

Знать жанровые особенности лирической песни, уметь делать выводы, анализировать  содержание  и конфликт лирической  песни

Свободная работа с текстами.

С.5-11, вопросы с.10

Подготовить наизусть песню.

 

3

3

Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком»

1

Исследовательская

РР

Знать жанровые особен. предания, проводить    сам. исследов. работу

Работа с текстами историч. документов и преданий.

С.11-14, пересказ, вопросы с.14

 

4

4

Древнерусская  литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1

Объяснительно-иллюстративная, материалы учебника

Знать причины возникн. патриотич. темы в древнерус. литер.; уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произвед.

Работа по отбору информации из справочных материалов

С.15-23,

С.23 вопросы, в.4 в тетр.

 

5

5

 

 

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирич.повести.

1

Опорные записи, материалы из учебника.

УВЧ

уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произвед.

 

С.24-31, выраз. чтение

 

6

6

Литература VIII века. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Понятие о романтизме и классицизме.

1

Опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.

Знать особенности соц.-полит. обстановки 18 в.; понятия «классицизм»

Отбор информации на заданную тему

С.32-67, переск.эпизодов, с.67 вопросы

 

7

7

Н.М.Карамзин. Особенности языка повести «Наталья…»

1

Объяснительно-иллюстративные материалы.

РР

Уметь сам-но делать выводы, анализировать язык повести.

Владение монологической и диалог. речью

Чтение, пересказ сюжетов.

 

8

8

Из рус. литер. 19 века. Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1

Объяснительно-иллюстративные материалы.

Знать осн. факты жизни писателя, уметь опреде-лять мораль басен.

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение.

С.68-73, инсценировка басни

 

9

9

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Знать осн. факты жизни К.Ф.Рылеева, понятие «думы»; уметь анализировать поэтич. произвед.

Слово учителя, аналитическая работа с текстами произвед.

С.74-79, в.1-9

 

10

10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основн. темы и мотивы. Особенности поэтич. формы

1

Объяснительно-иллюстративная.

Наизусть

Знать осн. факты жизни А.С.Пушкина,

 уметь анализировать поэтич. произвед.

Беседа, работа с произведениями

Наизусть «К…».

С.80-81, вопросы

 

 

 

 

 

11

11

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.

1

Объяснительно-иллюстративная.

 

Знать историч.

источники; содержание произведения.

Беседа, работа с книгой

С.81-88, лекция, вопросы.

Индивид. сообщения.

 

12

12

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем».

1

Объяснительно-иллюстративная.

 

Знать содержание произведения, этапы формирования героя; выделять смысловые части текста.

Владение основными видами публичных выступлений.

С.89-109, выборочный пересказ

 

13

13

Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых».   Анализ 3-5 глав.

1

Объяснительно-иллюстративная.

 

Знать систему худож. образов повести; уметь давать характеристику героям.

Владение основными видами публичных выступлений.

Письм. ответ на ? «Как и почему изменилось отношение Гринева к своемупребыванию в крепости?»

 

14

14

Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

1

Поисковая. Фрагмент х/ф «Капитанская дочка»

Уметь сопоставлять эпизоды текста и срав-ть героев; выражать свое отношение к поступкам героев,

выявлять

авторск. позиц.

Проблемные задания.

Сообщения:

- Роль пейзажа и интерьера в худож. тексте;

-Роль эпиграфа в повести.

 

15

15

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7

1

Объяснительно-иллюстративная.

Фрагмент х/ф «Капитанская дочка».

Уметь владеть различными видами пересказа, приводить док-ва, используя цитатный материал

Аналитическая беседа.

С.109-137, найти в тексте «зеркальные сцены»

 

16

16

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9.

1

Исследовательская

Знать исторические сведения о Пугач. восстании.

Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Рассуждения:Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева? Проблема милосердия. Тема русского бунта.

С.137-183

 

17

17

Утверждение автором нравств. идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление  личности под влиянием «благих потрясений».

1

Поисковая.

Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.

Организация совместной учебной деятельности

Рассуждение:

«Честь» - как «внутреннее нравственное достоинство человека» или отжившее дворянское понятие?

С.191 вопросы

 

18

18

Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

Исследовательская

РР

Знать проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбр. теме, подобрать цитатный материал

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Темы:

- Каким я представляю Пугачева после прочтения «капитанской дочки»?

- Рыцарство Петра Гринева.

- Нравственная красота Маши Мироновой.

 

2 четверть (8 х 2 = 16 уроков)

19

1

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

 Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

 

Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.

Аналитическая беседа.

Выборочный пересказ эпизодов.

10н

 

20

2

М.Ю.Лермонтов. Жизнь, тв-во. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

1

Объяснительно-иллюстративная. Романс Рубинштейна и Варламова «Горные вершины».

Знать осн. факты жизни и тв-ва поэта.

Уметь определять род и жанр литер. произвед., выражать свое отношение к прочитанному.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

Лекция. С.191-193.

Наизусть

10н

 

21

3

Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Симфоническая поэма «Мцыри».

Знать содержание произведения, уметь анализировать поэтический текст, хар-ть особенности сюжета, композиции.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

С.193-213, вырааз. чтение

11н

 

22

4

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы.

1

Поисковая. Т.Л.

Уметь выделять смысловые части худож. произведения, хар-ть особенности сюжета.

Организация совместной учебной деятельности. Проблемные задания.

Отрывок наизусть. С.213-216, вопросы.

В.1 в тетради.

11н

 

23

5

Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся)

1

Поисковая.

ТВ.раб.  РР

Умет развернуто обосновывать суждения.

Проблемные задания.

Биография Н.В.Гоголя.

С.217-219, сообщения.

12н

 

24

6

Н.В.Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

1

Объяснительно-иллюстративная.

 

Знать особенности драматического произведения, определение понятия «комедия»; уметь соста-влять тезисы к лекции.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

С.219-300, чтение комедии

12н

 

25

7

Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

1

Поисковая.

Знать основы сценического поведения, содержание комедии, уметь владеть различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности.

С.302 в.11,2,7,8.

13н

 

26

8

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых хар-к (д.2-3)

1

Исследовательская.

РР

Уметь хар-ть особенности сюжета, композиции, роль изобр.-выраз. средств в создании образов.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Инсценировка эпизода (по группам), словесный портрет Хлестакова.

13н

 

27

9

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

1

Поисковая.

Отрывки из х/ф «Инкогнито из Петербурга»

Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей.

Проблемные задания.

Рассуждение:

- Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем?

Индивид. зад.: «Сценическая история комедии «Ревизор».

14н

 

28

10

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина.

1

Объяснительно-иллюстративная.

 

Знать содержание статьи Белинского, определение понятия «хлестаковщина»

Аналитическая беседа. Работа с книгой.

Выписать из комедии крылатые выражения.

Сообщения:

- Трактовка образа Хлестакова различными актерами,

- Белинский о городничем.

14н

 

29

11

Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.

1

Поисковая.

РР

Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать свое отношение к прочитанному.

Проблемные задания.

Дом. соч:1.Случаен ли самообман чиновников?

2.Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показа-ться чиновникам ревизором?3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?

15н

 

30

12

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества.

1

Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство гоголя в развитии темы «маленького человека».

Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.

Составить вопросы к повести, пересказ эпизодов (устный анализ эпизода)

15н

 

31

13

М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Худож.-полит. сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях.

1

Исследовательская.

Знать понятие «сатира», особенности худ. Мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать худож. произвед.

Аналитическая беседа, работа с текстом.

С.3-13, вопросы, пересказ фрагмента.

16н

 

32

14

Н.С.Лесков «Старый гений».

 

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Т.Л.

Знать особенности худож. мира Н.С.Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора.

Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.

С. 14-24,  Рассуждение:

- Кто виноват в страданиях героини?

16н

 

33

15

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Тв.р.  РР

 

Знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблему произвед.

Лекция, беседа, работа с книгой.

С.25-37, пересказ сюжета, в.1

Индивид.сообщения

17н

 

34

16

Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

1

Поисковая.

Т.Л.

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Организация совместной учебной деятельности.

С.37 в.2-5

17н

 

 

3 четверть   (10 х 2 = 20 уроков)

35

1

«После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

1

Проблемное изложение.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.37, в.6 развернутый ответ.

Подгот. к сочинению

18н

 

36

2

Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

1

Исследовательская

РР

Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения. Темы:

- Письмо Ивана Васильевича Вареньке;

- Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».

Сочинение

Л.Н.Толстой «Отрочество»,

Чтение, пересказ.

18н

 

37

3

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

Проблемное изложение.

УВЧ

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.38-41, выраз. чтение

19н

 

38

4

Природа родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

1

Поисковая.

Наизусть

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Проблемные задания

Наизусть по выбору.

С.41, вопросы

19н

 

39

5

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

 

Знать основные события жизни  писателя, уметь находить худож. деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.42-54, в.5 в тетради; инд. сообщ. по биографии

20н

 

40

6

А.П.Чехов. Трилогия «Человек в футляре»

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

УВЧ

 

Знать содержание трилогии, уметь указывать главную проблему трилогии; анализировать худож. произведение.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

Пересказ сюжетов, сопоставительный анализ рассказов.

20н

 

41

7

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

1

Поисковая

Знать жизнь Бунина, содержание рассказа, уметь анализировать худож. текст.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.

С.55-61, пересказ сюжета; вопросы (ответы развернутые). Рассуждение:Почему герой Бунина в финале погибает?

21н

 

42

8

А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать жизнь Куприна, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.

С.62-69, в.2 в тетради (таблица).

Рассуждения:Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны?

21н

 

43

9

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

1

Проблемное изложение.

РР

Владение основными видами публичных выступлений.

Беседа

Сообщения по биографии М.Горького

22н

 

44

10

М.Горький «Челкаш». Образы босяков. Понятие об экспозиции.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

 

Знать жизнь Горького, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.70-101, пересказ эпизодов, в.1-4.

Выписать цитаты, характер. Двух героев.

22н

 

45

11

Творческая работа. Сравнит. характеристика двух героев (по рассказу «Челкаш»)

1

Исследовательская.

РР

Уметь сравнивать литературных героев, анализировать .

Творческая работа

С.100, в.5-10

23н

 

46

12

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Уметь определять род и жанр литер. произведения; формулировать идею, тему, проблематику

Комментированное чтение.

С.102-112, в.5,7

Рассуждение:

- Герои Куликовской битвы – в боях за Родину.

23н

 

47

13

Образ Родины в поэзии А.Блока.

1

Исследовательская.

Наизусть

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Проблемные задания

С.111 наизусть, в.6

24н

 

48

14

С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматич.поэме

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Комментированное чтение.

Наизусть.

С.114-121, выраз. чтение по ролям, в.2 (развернутый ответ), наизусть по выбору.

24н

 

49

15

М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Объяснительно-иллюстративная.

 

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.122-128, в.1-3, пересказ сюжета

25н

 

50

16

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

 

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.129-138 в.1-5, с.139, в.2 в тетради

25н

 

51

17

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.

1

Проблемное

Уметь работать с тестами

Контрольная работа

Индивид. задания по вопросам.

26н

 

52

18

Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М.Зощенко.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Рассказ, беседа; работа с книгой.

С.139-157, пересказ, составить вопросы.

Индивид. задания по вариантам

26н

 

53

19

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиц. поэмы «Василий Теркин». Теркин – олицетворен.нац.характера.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать образную природу словесного искусства, уметь дать хар-ку героев

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.158-184, в.1-6,

С.185 в.1

27н

 

54

20

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

1

Поисковая. РР

Уметь хар-ть особенности сюжета, композиц.; выявлять автор. позицию.

 

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

Размышления:

Картина фронтового быта;Сочетание юмора и патетики; Роль худож.-выраз. средств;С.185 в.2 с.184, наиз.отрывок

27н

 

4 четверть (8 х 2 = 16 уроков)

55

1

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

1

Поисковая. РР

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиц.; выявлять автор. позицию.

 

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

Размышления:

- Картина фронтового быта;

- Сочетание юмора и патетики;

- Роль худож.-выраз. средств;

С.185 в.2

с.184, наизусть отрывок

28н

 

56

2

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

1

Поисковая

Уметь анализировать худож.  произвед.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

в.13,14-в тетради

28н

 

57-58

3 -4

Стихи поэтов о ВОв (А.Ахматова, В.Самойлов, М.Джалиль и др.)

2

Исследовательская

Знать поэтов военного времени и их тв-во, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Наизусть.

С.209-219, наизусть по выбору

29н

 

59

5

А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию.

1

Поисковая

Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения.

Проблемные задания

С.186-209, пересказ сюжета, в.1-3

30н

 

60

6

В.П.Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

Поисковая

Знать основные факты жизни и тв-ва писателя, содержание рассказа.

Организация совместной учебной деятельности

С.220-236, пересказ эпизодов.

Рассуждения:

- Роль бабушки в жизни писателя;

- Сопоставление с образом бабушки в тв-ве М.Горького.

30н

 

61

7

Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

Поисковая

Уметь воспринимать и анализировать худ. произвед., владеть различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности

С.236 в.2-4,

Рассуждение:

- Образ учителя

31н

 

62

8

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей

1

Исследовательская

РР

Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения.

Сочинение

С.237-245, выразительное чтение

31н

 

63-64

9-10

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

2

Поисковая

Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.

Проблемные задания.

Наизусть.

С.237-245, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения

32н

 

65

11

Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.250-264, вопросы.

 Монолог Ромео и Джульетты на англ. языке.

Сообщения:

- Шекспир – представитель эпохи Возрождения;

- Поэтические переводы Шекспира.

33н

 

66

12

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения..

1

Объяснительно-иллюстративная.

РР. Тв.р.

Уметь выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта), строить устные и письменные ответы.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

Рассуждения:

- Как природа раскрывает чувства героев?

- Почему пьесу можно назвать гимном любви?

Мини-сочинение «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать».

33н

 

67

13

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать образную природу словесного искусства.

Лекция, рассказ, беседа.

Наизусть.

Наизусть сонет (по выбору)

34н

 

68

14

Жизнь и творчество Дж. Свифта. «Путешествие Гулливера»

1

Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного.

Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа

С.265-382, вопросы. Пересказ эпизодов

34н

 

69

15

Жизнь и творчество Вальтера Скотта. «Айвенго» как исторический роман.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.  УВЧ

Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа

С.283-323. вопросы, пересказ эпизодов.

35н

 

70

16

Итоговый урок. Задание на лето.

 

 

 

Проблемные задания.

Задания в тетради. Индивид. задания.

35н

 

 

Литература 8 класс    

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

   год

Недель

9

7

10

8

34

Уроков

18

14

20

16

68

УРР

3

3

4

3

13

УВЧ

1

2

2

2

7

Творческие работы

-

1

1

1

3

Сочинения

1

1

1

1

4

ТЛ

2

2

3

3

10

Наизусть

2

2

3

5

12

Контрольные работы

-

1

1

-

2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_literatura.doc481.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по литературе 8 класса

Классы       8 А класс

Учитель     Ашиева Зарема Зелимхановна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю  2 часа

Уроков развития речи 13;  уроков внеклассного чтения 7                

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного

                           

общего образования

«Литература». 8 кл.,    Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной. 

Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2014.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.

В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.

Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 8 класса ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2014

Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение, 2007.

Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 1997.

            DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы.

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

I четверть (9 х 2 = 18 уроков)

Тема урока

 Ч

Дидактич. модель обучения

Требование к уровню

Вид  сам. раб.      

 Домашнее

 задание        

Дата

план

Дата

факт.

1

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

1

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции

Знать образную природу словесного искусства, уметь состав. тезисы и план прочитанного, владение монолог. и диалог. речью

Сочинение-миниатюра (попытка создать свой худож. образ)

С.3-4 чит.,

Задание в тетради,

Лекция на пересказ.

Подг. сообщение по темам

2

2

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

1

Объяснительно-иллюстративная. опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.

Знать жанровые особенности лирической песни, уметь делать выводы, анализировать  содержание  и конфликт лирической  песни

Свободная работа с текстами.

С.5-11, вопросы с.10

Подготовить наизусть песню.

3

3

Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком»

1

Исследовательская

РР

Знать жанровые особен. предания, проводить    сам. исследов. работу

Работа с текстами историч. документов и преданий.

С.11-14, пересказ, вопросы с.14

4

4

Древнерусская  литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1

Объяснительно-иллюстративная, материалы учебника

Знать причины возникн. патриотич. темы в древнерус. литер.; уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произвед.

Работа по отбору информации из справочных материалов

С.15-23,

С.23 вопросы, в.4 в тетр.

5

5

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирич.повести.

1

Опорные записи, материалы из учебника.

УВЧ

уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произвед.

С.24-31, выраз. чтение

6

6

Литература VIII века. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Понятие о романтизме и классицизме.

1

Опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.

Знать особенности соц.-полит. обстановки 18 в.; понятия «классицизм»

Отбор информации на заданную тему

С.32-67, переск.эпизодов, с.67 вопросы

7

7

Н.М.Карамзин. Особенности языка повести «Наталья…»

1

Объяснительно-иллюстративные материалы.

РР

Уметь сам-но делать выводы, анализировать язык повести.

Владение монологической и диалог. речью

Чтение, пересказ сюжетов.

8

8

Из рус. литер. 19 века. Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1

Объяснительно-иллюстративные материалы.

Знать осн. факты жизни писателя, уметь опреде-лять мораль басен.

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение.

С.68-73, инсценировка басни

9

9

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Знать осн. факты жизни К.Ф.Рылеева, понятие «думы»; уметь анализировать поэтич. произвед.

Слово учителя, аналитическая работа с текстами произвед.

С.74-79, в.1-9

10

10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основн. темы и мотивы. Особенности поэтич. формы

1

Объяснительно-иллюстративная.

Наизусть

Знать осн. факты жизни А.С.Пушкина,

 уметь анализировать поэтич. произвед.

Беседа, работа с произведениями

Наизусть «К…».

С.80-81, вопросы

11

11

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать историч.

источники; содержание произведения.

Беседа, работа с книгой

С.81-88, лекция, вопросы.

Индивид. сообщения.

12

12

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать содержание произведения, этапы формирования героя; выделять смысловые части текста.

Владение основными видами публичных выступлений.

С.89-109, выборочный пересказ

13

13

Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых».   Анализ 3-5 глав.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать систему худож. образов повести; уметь давать характеристику героям.

Владение основными видами публичных выступлений.

Письм. ответ на ? «Как и почему изменилось отношение Гринева к своемупребыванию в крепости?»

14

14

Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

1

Поисковая. Фрагмент х/ф «Капитанская дочка»

Уметь сопоставлять эпизоды текста и срав-ть героев; выражать свое отношение к поступкам героев,

выявлять

авторск. позиц.

Проблемные задания.

Сообщения:

- Роль пейзажа и интерьера в худож. тексте;

-Роль эпиграфа в повести.

15

15

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7

1

Объяснительно-иллюстративная.

Фрагмент х/ф «Капитанская дочка».

Уметь владеть различными видами пересказа, приводить док-ва, используя цитатный материал

Аналитическая беседа.

С.109-137, найти в тексте «зеркальные сцены»

16

16

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9.

1

Исследовательская

Знать исторические сведения о Пугач. восстании.

Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Рассуждения:Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева? Проблема милосердия. Тема русского бунта.

С.137-183

17

17

Утверждение автором нравств. идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление  личности под влиянием «благих потрясений».

1

Поисковая.

Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.

Организация совместной учебной деятельности

Рассуждение:

«Честь» - как «внутреннее нравственное достоинство человека» или отжившее дворянское понятие?

С.191 вопросы

18

18

Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

Исследовательская

РР

Знать проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбр. теме, подобрать цитатный материал

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Темы:

- Каким я представляю Пугачева после прочтения «капитанской дочки»?

- Рыцарство Петра Гринева.

- Нравственная красота Маши Мироновой.

2 четверть (8 х 2 = 16 уроков)

19

1

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

 Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.

Аналитическая беседа.

Выборочный пересказ эпизодов.

10н

20

2

М.Ю.Лермонтов. Жизнь, тв-во. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

1

Объяснительно-иллюстративная. Романс Рубинштейна и Варламова «Горные вершины».

Знать осн. факты жизни и тв-ва поэта.

Уметь определять род и жанр литер. произвед., выражать свое отношение к прочитанному.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

Лекция. С.191-193.

Наизусть

10н

21

3

Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Симфоническая поэма «Мцыри».

Знать содержание произведения, уметь анализировать поэтический текст, хар-ть особенности сюжета, композиции.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

С.193-213, вырааз. чтение

11н

22

4

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы.

1

Поисковая. Т.Л.

Уметь выделять смысловые части худож. произведения, хар-ть особенности сюжета.

Организация совместной учебной деятельности. Проблемные задания.

Отрывок наизусть. С.213-216, вопросы.

В.1 в тетради.

11н

23

5

Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся)

1

Поисковая.

ТВ.раб.  РР

Умет развернуто обосновывать суждения.

Проблемные задания.

Биография Н.В.Гоголя.

С.217-219, сообщения.

12н

24

6

Н.В.Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать особенности драматического произведения, определение понятия «комедия»; уметь соста-влять тезисы к лекции.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

С.219-300, чтение комедии

12н

25

7

Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

1

Поисковая.

Знать основы сценического поведения, содержание комедии, уметь владеть различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности.

С.302 в.11,2,7,8.

13н

26

8

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых хар-к (д.2-3)

1

Исследовательская.

РР

Уметь хар-ть особенности сюжета, композиции, роль изобр.-выраз. средств в создании образов.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Инсценировка эпизода (по группам), словесный портрет Хлестакова.

13н

27

9

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

1

Поисковая.

Отрывки из х/ф «Инкогнито из Петербурга»

Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей.

Проблемные задания.

Рассуждение:

- Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем?

Индивид. зад.: «Сценическая история комедии «Ревизор».

14н

28

10

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать содержание статьи Белинского, определение понятия «хлестаковщина»

Аналитическая беседа. Работа с книгой.

Выписать из комедии крылатые выражения.

Сообщения:

- Трактовка образа Хлестакова различными актерами,

- Белинский о городничем.

14н

29

11

Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.

1

Поисковая.

РР

Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать свое отношение к прочитанному.

Проблемные задания.

Дом. соч:1.Случаен ли самообман чиновников?

2.Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показа-ться чиновникам ревизором?3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?

15н

30

12

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества.

1

Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство гоголя в развитии темы «маленького человека».

Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.

Составить вопросы к повести, пересказ эпизодов (устный анализ эпизода)

15н

31

13

М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Худож.-полит. сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях.

1

Исследовательская.

Знать понятие «сатира», особенности худ. Мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать худож. произвед.

Аналитическая беседа, работа с текстом.

С.3-13, вопросы, пересказ фрагмента.

16н

32

14

Н.С.Лесков «Старый гений».

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Т.Л.

Знать особенности худож. мира Н.С.Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора.

Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.

С. 14-24,  Рассуждение:

- Кто виноват в страданиях героини?

16н

33

15

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Тв.р.  РР

Знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблему произвед.

Лекция, беседа, работа с книгой.

С.25-37, пересказ сюжета, в.1

Индивид.сообщения

17н

34

16

Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

1

Поисковая.

Т.Л.

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Организация совместной учебной деятельности.

С.37 в.2-5

17н

3 четверть   (10 х 2 = 20 уроков)

35

1

«После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

1

Проблемное изложение.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.37, в.6 развернутый ответ.

Подгот. к сочинению

18н

36

2

Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

1

Исследовательская

РР

Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения. Темы:

- Письмо Ивана Васильевича Вареньке;

- Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».

Сочинение

Л.Н.Толстой «Отрочество»,

Чтение, пересказ.

18н

37

3

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

Проблемное изложение.

УВЧ

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.38-41, выраз. чтение

19н

38

4

Природа родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

1

Поисковая.

Наизусть

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Проблемные задания

Наизусть по выбору.

С.41, вопросы

19н

39

5

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Знать основные события жизни  писателя, уметь находить худож. деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.42-54, в.5 в тетради; инд. сообщ. по биографии

20н

40

6

А.П.Чехов. Трилогия «Человек в футляре»

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

УВЧ

Знать содержание трилогии, уметь указывать главную проблему трилогии; анализировать худож. произведение.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

Пересказ сюжетов, сопоставительный анализ рассказов.

20н

41

7

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

1

Поисковая

Знать жизнь Бунина, содержание рассказа, уметь анализировать худож. текст.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.

С.55-61, пересказ сюжета; вопросы (ответы развернутые). Рассуждение:Почему герой Бунина в финале погибает?

21н

42

8

А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать жизнь Куприна, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.

С.62-69, в.2 в тетради (таблица).

Рассуждения:Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны?

21н

43

9

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

1

Проблемное изложение.

РР

Владение основными видами публичных выступлений.

Беседа

Сообщения по биографии М.Горького

22н

44

10

М.Горький «Челкаш». Образы босяков. Понятие об экспозиции.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Знать жизнь Горького, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.70-101, пересказ эпизодов, в.1-4.

Выписать цитаты, характер. Двух героев.

22н

45

11

Творческая работа. Сравнит. характеристика двух героев (по рассказу «Челкаш»)

1

Исследовательская.

РР

Уметь сравнивать литературных героев, анализировать .

Творческая работа

С.100, в.5-10

23н

46

12

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Уметь определять род и жанр литер. произведения; формулировать идею, тему, проблематику

Комментированное чтение.

С.102-112, в.5,7

Рассуждение:

- Герои Куликовской битвы – в боях за Родину.

23н

47

13

Образ Родины в поэзии А.Блока.

1

Исследовательская.

Наизусть

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Проблемные задания

С.111 наизусть, в.6

24н

48

14

С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматич.поэме

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Комментированное чтение.

Наизусть.

С.114-121, выраз. чтение по ролям, в.2 (развернутый ответ), наизусть по выбору.

24н

49

15

М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.122-128, в.1-3, пересказ сюжета

25н

50

16

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.129-138 в.1-5, с.139, в.2 в тетради

25н

51

17

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.

1

Проблемное

Уметь работать с тестами

Контрольная работа

Индивид. задания по вопросам.

26н

52

18

Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М.Зощенко.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Рассказ, беседа; работа с книгой.

С.139-157, пересказ, составить вопросы.

Индивид. задания по вариантам

26н

53

19

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиц. поэмы «Василий Теркин». Теркин – олицетворен.нац.характера.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать образную природу словесного искусства, уметь дать хар-ку героев

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.158-184, в.1-6,

С.185 в.1

27н

54

20

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

1

Поисковая. РР

Уметь хар-ть особенности сюжета, композиц.; выявлять автор. позицию.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

Размышления:

Картина фронтового быта;Сочетание юмора и патетики; Роль худож.-выраз. средств;С.185 в.2 с.184, наиз.отрывок

27н

4 четверть (8 х 2 = 16 уроков)

55

1

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

1

Поисковая. РР

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиц.; выявлять автор. позицию.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

Размышления:

- Картина фронтового быта;

- Сочетание юмора и патетики;

- Роль худож.-выраз. средств;

С.185 в.2

с.184, наизусть отрывок

28н

56

2

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

1

Поисковая

Уметь анализировать худож.  произвед.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

в.13,14-в тетради

28н

57-58

3 -4

Стихи поэтов о ВОв (А.Ахматова, В.Самойлов, М.Джалиль и др.)

2

Исследовательская

Знать поэтов военного времени и их тв-во, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Наизусть.

С.209-219, наизусть по выбору

29н

59

5

А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию.

1

Поисковая

Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения.

Проблемные задания

С.186-209, пересказ сюжета, в.1-3

30н

60

6

В.П.Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

Поисковая

Знать основные факты жизни и тв-ва писателя, содержание рассказа.

Организация совместной учебной деятельности

С.220-236, пересказ эпизодов.

Рассуждения:

- Роль бабушки в жизни писателя;

- Сопоставление с образом бабушки в тв-ве М.Горького.

30н

61

7

Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

Поисковая

Уметь воспринимать и анализировать худ. произвед., владеть различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности

С.236 в.2-4,

Рассуждение:

- Образ учителя

31н

62

8

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей

1

Исследовательская

РР

Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения.

Сочинение

С.237-245, выразительное чтение

31н

63-64

9-10

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

2

Поисковая

Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.

Проблемные задания.

Наизусть.

С.237-245, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения

32н

65

11

Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.250-264, вопросы.

 Монолог Ромео и Джульетты на англ. языке.

Сообщения:

- Шекспир – представитель эпохи Возрождения;

- Поэтические переводы Шекспира.

33н

66

12

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения..

1

Объяснительно-иллюстративная.

РР. Тв.р.

Уметь выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта), строить устные и письменные ответы.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

Рассуждения:

- Как природа раскрывает чувства героев?

- Почему пьесу можно назвать гимном любви?

Мини-сочинение «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать».

33н

67

13

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать образную природу словесного искусства.

Лекция, рассказ, беседа.

Наизусть.

Наизусть сонет (по выбору)

34н

68

14

Жизнь и творчество Дж. Свифта. «Путешествие Гулливера»

1

Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного.

Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа

С.265-382, вопросы. Пересказ эпизодов

34н

69

15

Жизнь и творчество Вальтера Скотта. «Айвенго» как исторический роман.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.  УВЧ

Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа

С.283-323. вопросы, пересказ эпизодов.

35н

70

16

Итоговый урок. Задание на лето.

Проблемные задания.

Задания в тетради. Индивид. задания.

35н

Литература 8 класс    

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

   год

Недель

9

7

10

8

34

Уроков

18

14

20

16

68

УРР

3

3

4

3

13

УВЧ

1

2

2

2

7

Творческие работы

-

1

1

1

3

Сочинения

1

1

1

1

4

ТЛ

2

2

3

3

10

Наизусть

2

2

3

5

12

Контрольные работы

-

1

1

-

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно тематический план по математике 9 класс

Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса. Учебники:Мордкович А.Г. «Алгебра» (базовый уровень), 9 класс, Атанасян Л.С. «Геометрия 7- 9»....

Учебно-тематическое по биологии для 8 класса

часть моей рабочей программы...