Учебно-исследовательские задания по литературе в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс)

Ястребова Светлана Викторовна

Статья посвящена учебно-исследовательским заданиям  по литературе в 7 классе. Такие виды работы стали актуальны в современных условиях учебной подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», который предполагал формирование прочной системы знаний, к деятельностному,  который направлен на самостоятельное, активное добывание знаний. На мой взгляд, подготовкой к такой  деятельности в старшей школе должна стать система заданий, упражнений проблемного, исследовательского характера в младшей и средней школе. В своей работе я попыталась  описать такие задания, структурировать их в зависимости от  вида, объема, тематики и цели работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья посвящена учебно-исследовательским заданиям  по литературе в 7 классе. Такие виды работы стали актуальны в современных условиях учебной подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», который предполагал формирование прочной системы знаний, к деятельностному,  который направлен на самостоятельное, активное добывание знаний. На мой взгляд, подготовкой к такой  деятельности в старшей школе должна стать система заданий, упражнений проблемного, исследовательского характера в младшей и средней школе. В своей работе я попыталась  описать такие задания, структурировать их в зависимости от  вида, объема, тематики и цели работы.  Эти задания могут быть индивидуальными, парными, групповыми. Я практикую их не только на уроках непосредственно, но и как домашние задания. Уже в 7 классе ребята должны научиться делать работы реферативного, обобщающего, сравнительного и др. планов.

Цели и задачи исследовательских заданий и работ соотносятся с современными задачами развития личности ученика в любых областях ( в этом суть требований метапредметности в современном образовании):

развитие личности через познание мира, других людей, самопознание;

развитие исследовательского поведения и исследовательских умений;

развитие самостоятельности в приобретении знаний;

развитие творческой инициативы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

развитие научного мировоззрения;

развитие потребности в рефлексии (объективной оценке своих достижений).

Образовательные цели исследовательских заданий соотносятся с ключевыми компетенциями (информационной, коммуникативной, культуроведческой, литературоведческой,  лингвистической и  др.)

Форма организации такой деятельности возможна в двух направлениях:  интеграция в урочную деятельность (я пытаюсь усилить этот компонент в 7 классе), внеклассная форма работы (сюда я отношу не только любую внеурочную исследовательскую деятельность, но и консультации, которые требуются ученику и для выполнения урочных заданий).

Практика показала: важнейшими  моментами  для исследовательской деятельности ученика является правильный подбор темы работы (формулировка задания), уяснений ее целей, способа достижения результата, умение формулировать выводы. Без тщательного продумывания этих этапов может не получиться самостоятельного исследования, а значит, работа будет безрезультатной.

В своей практике я различаю понятия проект – исследовательский проект – учебно-исследовательская работа – исследовательское задание. Понятно, что различие связано с временными рамками .  Кроме этого, проект ориентирован на заранее спланированный результат (чаще в 7 классе этот вид работы  творческий, но содержит также исследовательский компонент), а результат исследовательской деятельности всегда открыт, иногда удивителен и непредсказуем. Однако некоторые виды проектов включают этот элемент и становятся проектно-исследовательскими (таким стал проект «Мера чести» о жизни и творчестве  Ольги Берггольц в блокадном Ленинграде). Учебно-исследовательская работа в 7 классе возможна с одаренными детьми.  Конечно, исследовательские проекты,  даже краткосрочные,  не могут вписаться в урочную деятельность, чаще они требуют значительно больше времени, особенно на консультации.  Однако можно говорить и об исследовательских краткосрочных заданиях, которые можно реализовать непосредственно на уроке или предложить ученику (в паре с  товарищем, в группе) подготовить  такое задание к конкретному уроку.  В любом случае ребята должны быть обучены основам работы с научной литературой, сбору и анализу материала, методам исследования  (в 7 классе я знакомлю с особенностями филологического анализа художественного текста, описательным и структурным методом, навыками эксперимента); ученики должны владеть умением представления своей работы (задания). Важно помнить, что  одно из основных требований к  исследовательской работе любого типа - посильность, доступность.

Так, в ходе урока по теме «Подвиг и предательство в повести Гоголя «Тарас Бульба» (Остап и Андрий)  учащиеся выполняли групповые проектно-исследовательские задания на выборку информации (цитат), описание, определение, сравнение, классификацию, творческое переосмысление, анализ, обобщение, оценку героев, их поступков, позиции автора, использование средств выразительности, работали с толковым словарем и т.д. Работа в группах велась по заданиям, которые частично (1 и 2 задание) были подготовлены заранее (для 1 и 2 группы).

Задания для 1 группы

  1. Заполните таблицу цитатами из повести (образ Остапа), определите сходные и отличительные черты характера героев (9 и 10 пункт), используя список черт характера.
  2. Подберите и представьте классу иллюстрации разных художников к образу Остапа. Назовите авторов и их работы. Какие, на ваш взгляд, полнее раскрывают образ Остапа? (работа в парах)
  3. Составьте развернутый ответ на вопрос: «Каков путь Остапа к подвигу?»
  4. Сформулируйте проблемный вопрос для определения позиции автора по отношению к Остапу. Ответьте на проблемный вопрос другой группы.
  5. Ведите записи тезисов выступлений 2 и 3 групп.

Задания для 2 группы

  1. Заполните таблицу цитатами из повести (образ Андрия), определите сходные и отличительные черты характера героев (9 и 10 пункт), используя список черт характера.
  2. Подберите и представьте классу иллюстрации разных художников к образу Андрия. Назовите авторов и их работы. Какие, на ваш взгляд, полнее раскрывают образ Андрия? (работа в парах)
  3. Составьте развернутый ответ на вопрос: «Какой нравственный выбор делает Андрий, становясь предателем?»
  4. Сформулируйте проблемный вопрос для определения позиции автора по отношению к Андрию. Ответьте на проблемный вопрос другой группы.
  5. Ведите записи тезисов выступлений 1 и 3 групп.

Задания для 3 группы

  1. Определите понятия «подвиг», «предатель», «предательство» (используйте словарь Ожегова), осмыслите эти понятия  на примере  афоризмов, пословиц, образов Остапа и Андрия.
  2. Создайте аллегорический (иносказательный) образ реки жизни Остапа и Андрия (рисунок/изображение на интерактивной доске), прокомментируйте.
  3. Составьте развернутый ответ на вопрос: «К какой мысли приводит читателя Н.В. Гоголь, сопоставляя образы Остапа и Андрия? Каково ваше отношение к героям?»
  4. Сформулируйте проблемный вопрос для определения позиции автора по отношению к Остапу. Ответьте на проблемный вопрос другой группы.
  5. Ведите записи тезисов выступлений 1 и 2 групп.

В результате выполнения 1 задания получилась цитатная таблица к образам.

Остап (хар-ка Тараса): «добрый казак», «славно  меня тузил».

Твердость: «Никак не избавлялся от неумолимых розг. Естественно, что это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков»

Упрямство:  «четыре раза бежал из бурсы» .

Сила воли:  смог преодолеть себя( несмотря на нелюбовь к учению, стал одним из лучших учеников в бурсе). «Его (Остапа) секли бесчеловечно» ,что ожесточило его характер и воспитало в нем твердость воли.

«Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».

Отношение к товарищам: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей». «Никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей,   никакие плетьи и розги не могли заставить его это сделать». «Он был прямодушен».

«Со временем будет добрый полковник» (обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою.)

Смелость, сила, героизм: «А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копье в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули , и попала в конскую грудь горячая пуля,  - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника.» «…вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом»

Самоотверженность, твердость духа: «Впереди всех шел Остап». «Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу». «Остап выносил терзания и пытки, как исполин»,  «ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

 Гибель Остапа: (преданность  товариществу, отцу): «Хоть бы кто из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий…слабой матери или безумных воплей супруги… хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине» «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

Андрий (характеристика, данная Тарасом Бульбой): «мазунчик»

Чувствительность: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые». «Учился охотнее и без напряжения», «был более изобретателен, нежели его брат», «умел увертываться от наказания». «Кипел жаждою подвига, но вместе с тем душа его была доступна и другим чувствам», «чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке».

Безудержность, пылкость в бою:  (характеристика, данная Тарасом Бульбой) «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка!». «Андрий же весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сраженьях он запальчив и безудержно храбр. «Неразумная голова, - говорил ему Тарас. – Терпи, козак! Атаманом будешь!»

Начало предательства: «Замолчи! Я тебя убью!» - в испуге закричал Андрий.» «Андрий робко оглянулся на все стороны»,  «сердце его замерло»», «Андрий стоял ни жив ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу».

Предательство: «А что мне отец, товарищи и отчизна?... Кто сказал, что моя Отчизна Украйна?  Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа моя, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя Отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

Смерть Андрия: «Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен», «покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». «Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки.» «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, ни сказавши ни одного слова». «Он и мертвый был прекрасен: мужественное лицо его… все еще выражало чудную красоту…». «Чем был не козак был?... Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

        В результате работы групп были представлены достойные работы суворовцев: цитатная таблица по образам Отстапа и Андрия, развернутые ответы, схема-рисунок (аллегорическое изображение реки жизни Остапа и Андрия), презентация  «Образы  Андрия и Остапа в искусстве», была дополнена классная копилка самых ярких проблемных вопросов и др.  

Продуктом проекта стал  стенд-выставка работ учащихся (по группам) «Подвиг и предательство в повести Гоголя «Тарас Бульба» (Остап и Андрий).

Такая организация работы дает возможность ученику общаться и самоопределяться, вести самостоятельный и творческий поиск решений. В этот период стремление найти свое место в коллективе и утвердить свою индивидуальность становятся очень сильным мотивом в обучении, этому способствует исследовательская работа в любой форме. Кроме того, формируется новый вид общения и с преподавателем, что оптимизирует в целом процесс обучения.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

домашнее задание по литературе 11 класс

Конспект  "Литература 30-х годов...

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Зачетные задания по литературе 12 класс 1 сессия

Материалы для зачета по литературе за 1 сессию по теме "Творчество Макисма Горького", включает контрольные вопросы по биографии и творчеству, анализ ранних рассказов, пьесы "На дне", темы сочинений, т...

Зачетные задания по литературе 12 класс 1 сессия

Материалы для зачета по литературе за 1 сессию по теме "Творчество Макисма Горького", включает контрольные вопросы по биографии и творчеству, анализ ранних рассказов, пьесы "На дне", темы сочинений, т...

Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе с углублённым изучением иностранного языка

Исследовательская деятельность на билингвальной основе в области литературы позволяет систематизировать обучение, создать условия максимальной творческой свободы и познавательного выбора на основе зна...

«Разработка упражнений на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности к разделу «Кулинария» 7 класс »

Учебно-методический материал «Разработка упражнений на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности к разделу «Кулинария» 7 класс »...