Методические указания студентам для проведения самостоятельной работы по литературе
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Методические указания для проведения самостоятельной работы по дисицплине "Литература" подготовлены для студентов очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель как перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС среднего общего образования, подробное содержание самостоятельных работ по темам учебной дисциплины "Литература", рекомендации к формам предъявления результата, критерии оценки результатов самостоятельной работы.

Выполнение самостоятельных работ позволит обучающимся:

- систематизировать и углубить теоретические знания, практические умения и навыки,

- развить способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению,

- сформировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

- сформировать умения самостоятельного планированияи осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

- решить задачи собственного общекультурного, личностного и познавательного развития,

- повысить эффективность усвоения знаний и учебных действий,

- сформировать научный тип мышления, компетентности в учебно-исследовательской и социальной деятельности,

- практически использовать приобретенные коммуникативные навыки, навыки целеполагания, планирования и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине

ОУД. 01 Литература

по программе подготовки специалистов среднего звена

38.02.04 Коммерция ( по отраслям)

РАССМОТРЕНО        

цикловой комиссией (ЦК)

гуманитарного профиля

Председатель ЦК

____________ (Михеева О.Н.)

Протокол заседания ЦК

от  «___»___________ 2019 г. № ____

Разработчик:

Михеева О.Н.,

преподаватель 1 КК

Первоуральск

 2019


Составитель: Михеева Олеся Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»

        Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине ОУД.01 Литература подготовлены для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

        Методические указания включают в себя учебную цель как перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС, подробное содержание самостоятельных работ по темам ОУД.01 Литература, рекомендации к формам предъявления результата, критерии оценки результатов самостоятельной работы.

        


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ        7

УКАЗАНИЯ К ФОРМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        14

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА        24

Приложение        25


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.01 Литература для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 38.02.04 Коммерция (по отраслям) составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и ФГОС по литературе.

Методические указания созданы с целью информационной поддержки студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся организуется и проводится с целью:

  • систематизации и углубления теоретических знаний, практических умений и навыков;
  • развития способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • формирования умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающегося;
  • повышения эффективности усвоения знаний и учебных действий;
  • формирования научного типа мышления, компетентностей в учебно-исследовательской и социальной деятельности;
  • возможности практического использования приобретенных коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля.

Выполнение самостоятельной работы позволит обеспечить следующие результаты:

личностные результаты        

  1. готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
  2. сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  4. сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание и экологическую культуру;

метапредметные результаты

  1. способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в познавательной и социальной практике;
  2. самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  3. владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметные результаты

  1. сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  2. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  3. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  4. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  5. знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
  6. сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  7. сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  8. способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  9. владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Методические указания включают в себя 5 структурных элементов:

- содержание самостоятельной внеаудиторной работы,

- указания к формам выполнения самостоятельной работы,

- критерии оценки результатов самостоятельной работы,

- рекомендуемая литература.

- приложение с примерным набором цитат для комментирования (написания эссе).


Уважаемый студент!

Самостоятельная работа – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, содействуя оптимальному усвоению учебного материала и совершенствуя навыки самообразования.

Выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная самостоятельная работа выполняется в рамках учебного занятия под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

- внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Методические указания созданы для Вас с целью информационной поддержки при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, Вам следует внимательно ознакомиться со следующими структурными элементами «Методических указаний»:

  1. подробное содержание самостоятельной работы в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы по учебной дисциплине «Литература»;
  2. указания к формам выполнения самостоятельной работы;
  3. критерии оценки результатов различных видов самостоятельной работы;
  4. список рекомендуемой литературы для выполнения самостоятельной работы;
  5. примерный набор цитат для комментирования (написания эссе).

Внимание! Если при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций.

Желаем удачи!

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Раздел курса

Тема

Содержание самостоятельной работы

Источники информации

Форма выполнения

1. Русская литература первой половины XIX века

1.1. Романтизм

1. Прокомментировать цитату Т. Манна о русской литературе XIX века

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Романтизм»

  1. Конспект в тетради

2. Конспект в тетради, [1: 30-31]

1. письменно (эссе)

2. устно

1.2. Лирика А.С. Пушкина

1. Заполнить тематическую таблицу «Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина»

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Лирика А.С. Пушкина»

1. Конспект в тетради, [1: 37-47]

2. Произведения А.С. Пушкина, конспект в тетради, [1: 37-47]

1. письменно (таблица)

2. устно

1.3. Творчество М.Ю. Лермонтова

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу» с обоснованием его особенностей

1. Произведения М.Ю. Лермонтова и [1: 84-86]

1. устно

1.4. Творчество Н.В. Гоголя

1. Написать конспект «Белинский В.Г. Статьи о Гоголе»

1. Произведения В.Г. Белинского

1. письменно (конспект)

2. Русская литература второй половины XIX века

2.1. Культурно-историческая ситуация в России середины XIX века. Творчество А.Н. Островского

1. Прокомментировать цитату В.Г. Белинского о литературе XIX века

2. Выучить наизусть монолог Катерины/Ларисы (на выбор)

3. Написать конспекты критических статей Н.А. Добролюбова «Темное царство» и «Луч света в темном царстве»

4. Подготовиться к проверочной работе по теме «Творчество А.Н. Островского»

1. Конспект в тетради

2. Произведения А.Н. Островского

3. Произведения Н.А. Добролюбова и [1: 234-235]

4. Произведения А.Н. Островского, конспект в тетради и [1: 201-233]

1. письменно (эссе)

2. устно

3. письменно (конспект)

4. устно

2.2. Творчество И.А. Гончарова

1. Составить кроссворд по теме «Роман И.А. Гончарова «Обломов»

1. Конспект в тетради, текст романа И.А. Гончарова «Обломов», [1: 179-198]

1. письменно (кроссворд)

2.3. Творчество И.С. Тургенева

1. Написать конспект по теме «Роман «Отцы и дети»

1. [2: 21-45]

1. письменно (конспект)

2.4. Лирика Ф.И. Тютчева

1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева (на выбор)

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Лирика Ф.И. Тютчева»

3. Индивидуальное задание: подготовить реферат и презентацию по теме «Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Ф.И. Тютчева»

1. Произведения Ф.И. Тютчева

2. Произведения Ф.И. Тютчева, конспект в тетради, [1: 129-138]

3. Произведения Ф.И. Тютчева, конспект в тетради, [1: 121-128], электронные ресурсы

1. устно

2. устно

3. письменно (реферат и презентация)

2.5. Лирика А.А. Фета

1. Прокомментировать высказывание П.И. Чайковского об А.А. Фете

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Лирика А.А. Фета»

1. Конспект в тетради, [1: 141-164]

2. Конспект в тетради, [1: 141-164]

1. письменно (эссе)

2. устно

2.6. Стихотворения А.К. Толстого

1. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (на выбор)

1. Произведения А.К. Толстого

1. устно

2.7. Творчество Н.А. Некрасова

1. Подготовиться к семинару по теме «Особенности стиля Н.А. Некрасова»

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Творчество Н.А. Некрасова»

1. [2: 191-201]

2. Конспект в тетради. Произведения Н.А. Некрасова, [2: 202-217]

1. письменно (тезисы)

2. устно

2.8. Творчество Н.С. Лескова

1. Заполнить тематическую таблицу «Биография и творческий путь Н.С. Лескова»

1. Электронные ресурсы

1. письменно (таблица)

2.9. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

1. Написать конспект по теме «Роль М.Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы

1. Конспект в тетради, [2: 141-156]

1. письменно (конспект)

2.10. Творчество Ф.М. Достоевского

1. Прокомментировать цитату М. Горького о творчестве Ф.М. Достоевского

1. Конспект в тетради, [2: 49-58]

1. письменно (эссе)

2.11. Творчество Л.Н. Толстого

1. Написать конспект по теме «Проблема истинного и ложного патриотизма в «Севастопольских рассказах»

2. Проанализировать эпизод (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)

3. Подготовиться к семинару по теме «Л.Н. Толстой и культура XX века»

1. [2: 79-95]

2. Конспект в тетради, [2: 102-103]

3. Конспект в тетради, [2: 79-140], электронные ресурсы

1. письменно (конспект)

2. письменно (сочинение-анализ)

3. письменно (тезисы)

2.12. Творчество А.П. Чехова

1. Написать конспект по теме «Роль А.П. Чехова в мировой драматургии»

2. Выучить наизусть монолог (на выбор)

3. Подготовиться к проверочной работе по теме «Творчество А.П. Чехова»

1. [2: 219-240]

  1. Произведения А.П. Чехова

3. Произведения А.П. Чехова, конспект в тетради, [2: 219-264]

1. письменно (конспект)

2. устно

3. устно

3. Зарубежная литература (обзор)

3.1. Зарубежная литература XIX века (обзор)

1. Написать конспект по теме «Связь с исторической эпохой в творчестве Г. Флобера»

2. Прокомментировать цитату В.Г. Белинского об У. Шекспире

1. Электронные ресурсы

2. Конспект в тетради, интернет

1. письменно (конспект)

2. письменно (эссе)

3.2. Поэты-импрессионисты

1. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (на выбор)

1. Произведения поэтов-импрессионистов

1. устно

4. Русская литература на рубеже веков

4.1. Творчество И.А. Бунина

1. Написать конспект по теме «Биография И.А. Бунина»

2. Индивидуальное задание: подготовить реферат и презентацию по теме «Мотив бессмертия в творчестве И.А. Бунина»

1. [3: 145-156]

2. Конспект в тетради, [3: 145-156], электронные ресурсы

1. письменно (конспект)

2. письменно (реферат и презентация)

4.2. Творчество А.И. Куприна

1. Прокомментировать цитату М. Горького о творчестве А.И. Куприна

1. Конспект в тетради

1. письменно (эссе)

5. Поэзия начала XX века

5.1. Символизм

1. Написать конспект по теме «Символизм»

1. [3: 46-58]

1. письменно (конспект)

5.2. Творчество М. Горького

1. Прокомментировать цитату Л.Н. Толстого о Луке (по пьесе «На дне» М. Горького)

1. Конспект в тетради, [3: 183-203]

1. письменно (эссе)

5.3. Поэзия А.А. Блока

1. Подготовиться к проверочной работе по теме «Поэзия А.А. Блока»

1. Конспект в тетради, произведения А.А. Блока, [3: 91-144]

1. устно

6. Литература 20-х годов (обзор)

6.1. Литературный процесс 20-х годов

1. Написать конспект по теме «Литературно-общественная ситуация 20-х годов»

1. [3: 36-90]

1. письменно (конспект)

6.2. Творчество В.В. Маяковского

1. Выучить наизусть стихотворение В.В. Маяковского (на выбор)

2. Подготовиться к проверочной работе «Творчество В.В. Маяковского»

1. Произведения В.В. Маяковского

2. Произведения В.В. Маяковского, конспект в тетради, [3: 263-312]

1. устно

2. устно

6.3. Поэзия С.А. Есенина

1. Написать конспект по теме «С.А. Есенин: жизнь и творчество»

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Творчество С.А. Есенина»

1. [3: 313-330]

2. Конспект в тетради, произведения С.А. Есенина, [3: 313-330]

1. письменно (конспект)

2. устно

7 Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

7.1. Развитие культуры и литературы в 30-е годы. Творчество М.И. Цветаевой

1. Написать конспект по теме «Русский исторический роман 20-30-х годов»

2. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (на выбор)

1. [3: 228-262]

2. Произведения М.И. Цветаевой, конспект в тетради, [4: 163-168]

1. письменно (конспект)

2. устно

7.2. Поэзия О.Э. Мандельштама

1. Прокомментировать цитату И. Бушман об О.Э. Мандельштаме

1. Конспект в тетради, [4: 41-55]

1. письменно (эссе)

7.3. Творчество А. Платонова

1. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (фрагмент на выбор)

1. Произведения А. Платонова, конспект в тетради

1. устно

7.4. Творчество И.Э. Бабеля

1. Составить кроссворд по теме «Жизнь и творчество И.Э. Бабеля»

1. Конспект в тетради

1. письменно (кроссворд)

7.5. Творчество М.А. Булгакова

1. Написать конспект по теме «Жизненный путь М.А. Булгакова»

2. Проанализировать эпизод из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

3. Подготовиться к проверочной работе по теме «Творчество М.А. Булгакова»

1. [4: 103-118]

2. Конспект в тетради, роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», [4: 127-133]

3. Конспект, произведения М.А. Булгакова, [4: 103-146]

1. письменно (конспект)

2. письменно (сочинение-анализ)

3. устно

7.6. Творчество М.А. Шолохова

1. Написать конспект по теме «Биография М.А. Шолохова»

2. Подготовиться к проверочной работе по теме «Творчество М.А. Шолохова»

1. [4: 5-14]

2. Конспект в тетради, произведения М.А. Шолохова, [4: 5-40]

1. письменно (конспект)

2. устно

8. Литература русского зарубежья

8.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор)

1. Написать конспект по теме «Жизненный и творческий путь В.В. Набокова»

1. Электронные ресурсы

1. письменно (конспект)

8.2. Поэзия Н.А. Заболоцкого

1. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (на выбор)

1. Конспект в тетради, электронные ресурсы

1. устно

9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

9.1. Тема защиты Отечества в искусстве

1. Написать конспект на тему «Великая Отечественная война и литература»

1. [4: 210-217]

1. письменно (конспект)

9.2. Творчество поэтов-фронтовиков

1. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (на выбор)

2. Индивидуальное задание: подготовить реферат и презентацию по теме «Патриотические песни Великой Отечественной войны»

1. Конспект в тетради, произведения И. Елагина, Н. Моршена

2. Конспект в тетради, электронные ресурсы

1. устно

2. письменно (реферат и презентация)

9.3. Реалистическое и романтическое изображение войны

1. Написать конспект по теме «Образ героя в литературе военных лет»

1. [4: 218-229]

1. письменно (конспект)

9.4. Произведения первых послевоенных лет

1. Прокомментировать цитату Б.Л. Васильева о роли женщины в военное время

1. Конспект в тетради

1. письменно (эссе)

9.5. Творчество А.Ахматовой

1. Подготовить выразительное чтение с обоснованием его особенностей (на выбор)

1. Произведения А. Ахматовой, конспект в тетради, [4: 94-102]

1. устно

9.6. Лирика Б.Л. Пастернака

1. Заполнить тематическую таблицу «Биография и творчество Б.Л. Пастернака»

1. [4: 177-193]

1. письменно (таблица)

9.7. Творчество А.Т. Твардовского

1. Проанализировать стихотворение А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины»

1. Конспект в тетради, [4: 235-252]

1. письменно (сочинение-анализ)

10. Литература 50-80-х годов

10.1. Историко-культурная ситуация 50-80-х годов. Новое осмысление военной тематики

1. Прокомментировать цитату В. Лакшина об историко-культурной ситуации 50-80-х годов

1. Конспект в тетради

1. письменно (эссе)

10.2. Поэзия 60-х годов (Н.М. Рубцов, Р. Гамзатов)

1. Написать конспект по теме «Традиции в творчестве Н.М. Рубцова»

1. [4: 285-298]

1. письменно (конспект)

10.3. «Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина

1. Прокомментировать цитату Г. Горышина о В.М. Шукшине

1. Конспект в тетради

1. письменно (эссе)

10.4. Специфика драматургии. Творчество А.В. Вампилова

1. Написать конспект по теме «Современная русская драматургия»

1. Электронные ресурсы

1. письменно (конспект)

10.5. Историческая тема в советской литературе. Творчество А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова

1. Заполнить сопоставительную таблицу «Особенности мировоззрения А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова»

2. Прокомментировать цитату В.В. Путина об А.И. Солженицыне

1. [4: 253-268]

2. Конспект в тетради

1. письменно (таблица)

2. письменно (эссе)

11. Русская литература последних лет (обзор)

11.1. Обзор произведений последних лет

1. Прокомментировать цитату А. Давыдова о романе Т. Толстой «Кысь»

2. Индивидуальное задание: подготовить реферат и презентацию по теме «Развитие жанра детектива в конце XX века»

1. Конспект в тетради

2. Интернет

1. письменно (эссе)

2. письменно (реферат и презентация)

11.2. Позиция совре-менных журналов

1. Подготовить реферат и презентацию по теме «Современная литературная ситуация»

1. [4: 363-364], электронные ресурсы

1. письменно (реферат и презентация)

12. Зарубежная литература (обзор)

12.1. Обзор зарубежной литературы XIX-XX веков

1. Составить кроссворд по теме «Трагедия И.В. Гете «Фауст»

1. Трагедия И.В. Гете «Фауст»

1. письменно (кроссворд)

УКАЗАНИЯ К ФОРМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблем, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы и делать выводы. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

 Реферат содержит следующие разделы:

  1. оглавление
  2. введение
  3. основную часть
  4. заключение
  5. список использованной литературы
  6. приложения (необязательно).

В оглавление должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав, заключение, список литературы, названия приложений) и соответствующие номера страниц.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Содержание основной части должно быть изложено в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. В тексте следует делать ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц, например: [12: 56-57], где 12 – номер источника в списке использованной литературы, а 56-57 – номера страниц в источнике, на которых располагается цитата. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа независимо от того, где окончилась предыдущая. Точка в конце заголовка, располагаемого по центру листа, не ставится.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

В список литературы вносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, выпуска (если издание периодическое), количество страниц или номера страниц (если источником является статья в газете/журнале/сборнике). Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Текст реферата печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, выравнивание – по ширине, отступ красной строки одинаковый по всему тексту (0,75 см), поля: слева - 25 мм, справа - 10 мм, сверху и снизу - 20 мм. Объем реферата - не более 15 страниц (не считая титульного листа, приложений и списка литературы).

Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте реферата на них должны содержаться ссылки.

 Титульный лист содержит название работы, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, группа и учебное заведение) и руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).

Страницы должны быть пронумерованы с учетом титульного листа, который не обозначается цифрой, нумерация снизу, по центру листа.

Мультимедийная презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки.

На последнем слайде указывается перечень использованных источников. Правила оформления списка использованной литературы соответствуют требованиям к реферативной работе.

Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями должна загружаться одним заархивированным файлом.


Таблица 1 Требования к презентации

Оформление слайдов

Стиль

Стиль оформления должен быть единым

Следует избегать стилей, которые отвлекают от самой презентации

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текст)

Фон

Для фона целесообразнее выбирать более холодные тона (синий, зеленый)

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста

Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета

Нужно обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

Правильно использовать короткие слова и предложения

Следует минимизировать количество предлогов, наречий и прилагательных

Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации

Наиболее важная информация должна располагаться в центре слайда

Если на слайде присутствует картинка, то надпись должна располагаться под ней

Шрифт

Для заголовка – не менее 24

Для текста – не менее 18

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

Способы выделения информации

Для выделения информации в тексте следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание

Необходимо использовать также рамки, границы, заливку

Рисунки, диаграммы, схемы прекрасно иллюстрируют наиболее важную информацию

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд большим объемом информации: единовременно запоминается не более трех фактов, выводов, определений

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

- с текстом

- с таблицами

- с диаграммами

- с картинками/фотографиями/схемами


Письменный анализ литературного произведения (эпизода/лирического произведения) предполагает знание приемов и методов анализа литературного текста. При этом сочинение должно быть основано на знании текста произведения. Необходимо строго и точно использовать литературоведческую терминологию. Не допускаются фактические ошибки (например, искажение имен героев, неточности в указании места и времени событий).

Примерный план анализа эпизода:

  1. место расположения данного эпизода в тексте литературного произведения;
  2. значимость данного эпизода в рамках художественного произведения (ключевой/второстепенный в раскрытии характера героя, в развитии действия произведения, в характеристике поведения героя или в раскрытии авторской позиции);
  3. тип эпизода (сценический/несценический);
  4. изображаемые события (исторические/вымышленные);
  5. характеристика действующих лиц эпизода (внешность/одежда, манера поведения, поступки, речевая характеристика, взаимодействие героев в данном эпизоде);
  6. художественно-выразительные, лексические средства и их значение;
  7. особенности использования композиционных элементов (пейзаж, дневник, внутренние монологи);
  8. роль эпизода в контексте целостного литературного произведения (кульминационная, ведущая, второстепенная).

Примерный план анализа лирического произведения:

  1. история создания (время написания, посвящение, период творчества поэта, влияния, оказываемые на лирическое произведение);
  2. жанр;
  3. идейно-тематическое своеобразие (тематика, идея, мотивы, проблематика);
  4. особенности лирического героя (своеобразие выражения лирического «я», переживания лирического героя, чувства и эмоции);
  5. художественно-выразительные средства и их роль в раскрытии замысла поэта;
  6. лексические средства и их идейно-художественное значение;
  7. синтаксические фигуры и их идейно-художественная роль;
  8. риторическая фонетика и ее роль в произведении;
  9. стихотворный размер;
  10.  место и роль лирического произведения в контексте творчества поэта и литературном процессе в целом.

Сочинение-эссе (комментирование цитаты) проверяет умение логически связно и грамотно выражать свою позицию по отношению к проблеме литературоведческого характера в развернутых аргументированных письменных высказываниях. В эссе следует предъявить понимание проблемы, сформулировать собственную позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя подтверждающие их доводы, а также продемонстрировать знание заявленного литературного материала и умение обосновывать суждение без фактических ошибок.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Процесс выразительного чтения включает в себя две части: техническую и смысловую. В техническую часть входят способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, орфоэпическая правильность чтения, постановка логического и синтагматического ударения, паузы/остановки речи. Смысловая часть включает выразительность и понимание (сознательность).

Конспект – сжатое письменное изложение содержания текста. Конспектирование является синтезирующей формой записи, так как оно может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы. Главное требование – запись должна быть систематической, логически связной. Наиболее существенные положения необходимо последовательно и кратко излагать своими словами или приводить в виде цитат. Конспект, при своей обязательной краткости, содержит не только основные положения и выводы, но и примеры, доказательства, факты. При составлении конспекта разрешается писать сокращенно слова и целые предложения, а также применять условные обозначения. В конспекте книги или критической статьи следует делать ссылки на страницы источника.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения, главные мысли статьи. Каждая последующая мысль тезисов должна вытекать из предыдущей и развивать ее. Один тезис, составляющий отдельный абзац, освещает свою микротему/вопрос. В тезисах не упоминаются примеры, факты. При написании тезисов следует сохранять самобытную форму высказывания и оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общими критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Оценки за выполнение самостоятельной работы фиксируются в журнале учебных занятий.

Критерии и показатели оценки отдельных видов внеаудиторной самостоятельной работы представлены в таблицах 2-5.


Таблица 2 Критерии оценки реферата

Показатели оценки результата

Критерии оценки

Баллы

Степень раскрытия сущности проблемы

составляет план в соответствии с темой

0-показатель не проявился

1-показатель проявился частично

2-показатель проявился в полном объеме

предъявляет содержание в соответствии с темой и планом

раскрывает проблему полно и глубоко

систематизирует и структурирует материал

обобщает, сопоставляет различные точки зрения по рассматриваемому вопросу

аргументирует основные положения и выводы

владеет терминологией и понятийным аппаратом проблемы

Обоснованность выбора источников

использует широкий круг литературных источников по заявленной проблеме

привлекает новейшие работы по заявленной проблеме (журнальные статьи, материалы сборников научных трудов и др.)

Соблюдение требований к оформлению

соблюдает требования к объему реферата

правильно оформляет список использованной литературы и ссылки на него

соблюдает культуру оформления текста (размер и тип шрифта, выравнивание, интервал, оформление заголовков, нумерация страниц)

оформляет титульный лист в соответствии с требованиями

Грамотность

обоснованно делит текст на части/абзацы

не допускает орфографические и грамматические ошибки, стилистические погрешности

Максимальное количество баллов

30

Соответствие балльной и оценочной систем:

30 баллов – 27 баллов = «отлично»

26 баллов – 23 балла = «хорошо»

22 балла – 16 баллов = «удовлетворительно»


Таблица 3 Критерии оценки мультимедийной презентации

Показатели оценки результата

Критерии оценки

Баллы

Структура презентации

оформляет титульный лист в соответствии с требованиями

0-показатель не проявился

1-показатель проявился частично

2-показатель проявился в полном объеме

предъявляет в наличии основные части презентации (титульный лист, план/оглавление, основная часть, заключение, список использованной литературы)

выдерживает содержание разделов и слайдов в логической последовательности

использует понятную навигацию

указывает информационные ресурсы

Оформление презентации

выдерживает единый стиль оформления

использует оформление, не отвлекающее от содержания

акцентирует наиболее значимую информацию

использует анимационные эффекты рационально

не допускает орфографические и грамматические ошибки, стилистические погрешности

Содержание презентации

раскрывает проблему полно и глубоко

предъявляет содержание в соответствии с темой

систематизирует и структурирует материал

подводит итоги и делает выводы

Максимальное количество баллов

28

Соответствие балльной и оценочной систем:

28 баллов – 25 баллов = «отлично»

24 балла – 21 балл = «хорошо»

20 баллов – 14 баллов = «удовлетворительно»


Таблица 4

Критерии оценки сочинения-эссе (комментирование цитаты)

Показатели оценки результата

Критерии оценки

Баллы

умение логически связно и грамотно выражать свою позицию по отношению к проблеме литературоведческого характера в развернутых аргументированных письменных высказываниях

обнаруживает понимание проблемы/темы; формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание заявленного литературного материала и умение обосновывать суждения без фактических ошибок

0-показатель не проявился

1-показатель проявился частично

2-показатель проявился в полном объеме

обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями (знание соответствующих литературоведческих терминов и/или текстов художественных произведений)

создает высказывание, части которого логически связаны между собой, при этом мысль развивается и отсутствуют необоснованные повторы

допускает 1-2 речевых ошибки (3-4 речевых ошибки/5 и более речевых ошибок)

Максимальное количество баллов

8

Соответствие балльной и оценочной систем:

8 баллов = «отлично»

7 баллов – 6 баллов = «хорошо»

5 баллов – 4 балла = «удовлетворительно»


Таблица 5 Критерии оценки сочинения-анализа

Показатели оценки результата

Критерии оценки

Баллы

Степень раскрытия проблемы/темы

обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями

0-показатель не проявился

1-показатель проявился частично

2-показатель проявился в полном объеме

дает точный и полный ответ, придерживаясь примерного плана анализа

демонстрирует знание заявленного литературного материала и обосновывает суждения без фактических ошибок (приводит аргументы и примеры)

создает высказывание, части которого логически связаны между собой, при этом мысль развивается и отсутствуют необоснованные повторы

Грамотность

обоснованно делит текст на части/абзацы

допускает 1-2 речевых ошибки (3-4 речевых ошибки/5 и более речевых ошибок)

Максимальное количество баллов

12

Соответствие балльной и оценочной систем:

12 баллов – 11 баллов = «отлично»

10 баллов – 9 баллов = «хорошо»

8 баллов – 6 баллов = «удовлетворительно»


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Сухих, И. Н. Литература : учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. Ч. 1 / И. Н. Сухих. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с. – ISBN 978-5-4468-5140-9.
  2. Сухих, И. Н. Литература : учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. Ч. 2 / И. Н. Сухих. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с. – ISBN 978-5-4468-5142-3.
  3. Сухих, И. Н. Литература : учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. Ч. 1 / И. Н. Сухих. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-4468-5087-7.
  4. Сухих, И. Н. Литература : учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. Ч. 2 / И. Н. Сухих. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с. – ISBN 978-5-4468-5088-4.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Энциклопедия «Всемирная история» : электронный онлайн-ресурс. – Москва, 2019. – URL: https://w.histrf.ru/articles?heading=45  (дата обращения 26.12.2019). – Текст электронный.
  2. Лиterraтура : электронный литературный журнал. – Москва, 2014. – URL: http://shkola.literratura.org/ (дата обращения 26.12.2019). – Текст: электронный.
  3. Поисковая машина электронных книг : электронный онлайн-ресурс. – Москва, 2017. – URL: http://www.poiskknig.ru/ (дата обращения 26.12.2019). – Текст электронный.


Приложение

Примерный набор цитат для комментирования (написания эссе)

  1. Достойная преклонения русская литература и есть та самая святая литература (Томас Манн «Тонио Крегер»).
  2. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом (П.И. Чайковский об А.А. Фете).
  3. Неоспоримо и несомненно: Достоевский – гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и – противоположность ее – мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь и пред самим собою (М. Горький «О «карамазовщине»).
  4. Куприн – талант яркий, здоровый (М. Горький).
  5. Несимпатичный у вас старик. В доброту его не веришь (Л.Н. Толстой о Луке из пьесы М. Горького «На дне»).
  6. … у него – душа-эскиз, душа-набросок; неярки ее линии, неотчетливо обведены ее теряющиеся контуры (Ю.И. Айхенвальд «А. Блок»).
  7. Слава Мандельштама особого рода (И. Бушман «Поэтическое искусство Мандельштама»).
  8. Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений (Б.Л. Васильев).
  9. Шукшин – закодированный писатель. Затронутые им проблемы, загадки человеческого духа и дают работу нашему уму и сердцу – для самопонимания и самовоскрешения; не устаревают, они вечны (Г. Горышин).
  10.  При встрече каждый раз был поражен, насколько Солженицын – органичный и убежденный государственник. Он мог выступать против существующего режима, быть несогласным с властью, но государство было для него константой (В.В. Путин).
  11.  Это русская культура – Кысь. Кысь живет не в лесу, а в русском человеке. И не столько в традиционном человеке, сколько в том, который считает, что несет в себе инновацию. Это русская культура смотрит в спину русскому человеку ежечасно, ежеминутно глазами убийцы, это она неумолимо стоит у него за спиной как вечный Бог. … Это роман о закате русской культуры в интерпретации Толстой (А. Давыдов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов по информатике

В настоящем учебном пособии предлагаются задания и методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студента по дисциплине информатика...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД " Иностранный язык" для студентов I курса специальности:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Данные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД «Иностранный язык» специальности...

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по направлению подго...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 1 курса всех специальностей

Методические указания  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  для студентов 1 курса всех специальностей...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.01. «Основы философии»

Методические указанияпо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентовпо учебной дисциплине ОГСЭ.01.«Основы философии»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.История для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.Историядля специальности38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОГСЭ.02. История для специальности 15.02.09 Аддитивные технологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОГСЭ.02. Историядля специальности 15.02.09 Аддитивные технологии...