статья "Формирование личностных УУД на уроках русской литературы"
статья по литературе

Ермолаева Мария Павловна

личностные УУД на уроках литературы. приемы, которые помогают сформировать личностные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnostnyh_uud_na_urokah_literatury.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных универсальных учебных действий
на уроке литературы

Ермолаева Мария Павловна,
учитель русского языка и литературы Игидейской СОШ

       С  переходом  современных  российских  школ  на  ФГОС  изменились  и  требования  к  профессиональной  деятельности  учителя.  Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения. Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
  3. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
  4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

         Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

         Основные изменения стандарта образования по литературе

  • В постановке целей акцент делается на успешность социализации и самореализации личности, на формировании общеучебных умений и универсальных учебных действий, на использовании опыта общения с литературным произведением в повседневной жизни.
  • Среди методов обучения ведущая роль отводится педагогике сотрудничества.
  • Отсутствует деление учебного материала по уровням (базовый и профильный).
  • Отсутствует стандарт образования для школ с обучением на родном (нерусском) языке.
  • Значительная роль отводится контролю уровня литературного образования учащихся.
  • Повышается значение внеурочной деятельности.
  • Повышаются требования к оснащенности учебного процесса.

Цели изучения литературы в школе:

Стандарты 2004

Стандарты второго поколения

        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; использование опыта общения с произведением худ. литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.  

Как видно из таблицы, целью литературного образования является не столько воспитание духовной личности. Теперь акцент делается на то, чтобы ученик использовал опыт общения с произведениями  художественной литературы в своей повседневной, будущей жизни. А это формирование личностных умений.

 Личностные универсальные учебные действия являются основными, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. 

Личностные  действия  ученые  подразделяют  на  три  вида:

1.смыслообразование  (установление  учащимися  связи  между  целью  учебной  деятельности  и  ее  мотивом),  «ученик  должен  задаваться  вопросом:  какое  значение  и  какой  смысл  имеет  для  меня  учение?  —  и  уметь  на  него  отвечать» ;

2. нравственно-этическая  ориентация  (оценивание  учащимися  усваиваемого  содержания  исходя  из  социальных  и  личностных  ценностей),  обеспечивающая  личностный  моральный  выбор.

3. самоопределение, самосознание  (личностное,  профессиональное,  жизненное);

Через  обучение  литературе происходит   последовательное   приобщение    учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения художественной литературы представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания,  форму    познания действительности, расширяют  жизненный  опыт  ребенка,  создают для него  духовно-эмоциональную  среду. Знакомясь с произведениями,  учащиеся знакомятся  с  такими нравственными понятиями:  как добро, долг,  справедливость,  совесть,  честь, смелость, гордость.   Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Ребята, анализируя и оценивая поступки  и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Формирование личностных универсальных учебных действий начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его  собственного творческого потенциала. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка.

В связи с этим на уроках литературы часто обращаюсь к личности ученика. Делаю это тремя способами:

  1. «Личность и личность». Воспитание в ученике нравственных качеств посредством представления личности писателя. Восприятие писателя не как автора произведения, а как человека. Например, при изучении жизни и творчества А.П.Чехова рассказываю о многих добрых делах, которые он совершил. Далее предлагаю ученикам написать и/или рассказать, что они могли бы сделать для родного села.
  2. «Герой и личность». Самосознание и самоопределение это один из видов личностных УУД. Когда ученик, изучая произведение, «примеряет» героя на себя, оценивает его поступки, то он углубляется во внутренний мир героя и одновременно в самого себя и выходит обогащенным новыми мыслями, чувствами. Например, в 6 классе после изучения «Маленького принца» А.д.С.Экзюпери ученикам даются вопросы на философские темы:  
  • «...Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит». Для чего взрослым помнить, как они были детьми?
  • «...когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Что делаешь ты, когда тебе грустно?
  • «Мы в ответе за тех, кого приручили…» . Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь  и о ком заботишься ты?
  • «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Что это — самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
  1. «Проблема и личность»

          После прочтения произведения, на этапе закрепления материала, провожу урок осознания нравственных аспектов проблемных ситуаций.  Учащиеся определяют проблемную ситуацию, участников конфликта или ситуации, анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев, оценивая их нравственные качества по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?»,  «Какую нравственную проблему решил автор в произведении?». Это способ позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста. В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. И данный опыт анализа поступков и ситуации ученик может использовать в своей повседневной жизни.

          Хочется надеяться, что уроки литературы – уроки духовности и нравственности помогут нашим ученикам стать достойными людьми, стать настоящими личностями.

Литература:

  1. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010.
  2. Федеральный  государственный  стандарт:  Личностные  универсальные  учебные  действия.  [Электронный  ресурс] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Участники: 5  класс, психологСроки реализации: в течение 1 полугодияПредполагаемый продукт проекта: создание рабочей тетради «Кто я?» газетаПроблема:  Неумение анализировать свои действия и ...

Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы

Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...

Тема: «Методы, приемы и формы формирования и развития личностных УУД на уроках русского языка»

В результате реализации проекта обучающиеся получат практический опыт  по поиску необходимой информации на выбранную тему и использованию ее  для создания авторского проекта (фильма)....

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...