Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (6 класс) на тему

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_zadaniya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные задания Е.В.Каминской по русскому языку и литературе

УЗ на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

О, ВРЕМЕНА! На основе понятия «момент речи» объясните категории времени глагола. Представьте информацию в форме таблицы, используя глаголы объединить и извиниться. Объясните, какой столбец и почему останется незаполненным. Соотнесите результат своей деятельности с ответом. Оцените свою работу по критериям.

Что оценивается

критерии

Моя отметка

Составление таблицы

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

соотнесение понятий

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

Образование форм глаголов

Без ошибок – 4 б.,

1 ошибка – 3 балла,

2ошибки – 1 б.,

3 ошибки – 0 б.

Ответ на вопрос

Правильный ответ и объяснение – 2 б.

Правильный ответ или объяснение – 1 б.

Неправильно или нет ответа – 0 б.

КЛЮЧ:

до

Момент речи

после

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

объединил

-

объединит

извинился

-

извинится

Незаполненным останется 2 столбец, потому что глаголы совершенного вида не образуют форму настоящего времени

ГДЕ ОШИБКА? При проверке диктантов учитель обнаружил такие варианты написания слов: командОвать – командЫвать, проведОвать - проведЫвать. А как бы написали вы? Поставьте глаголы в форму 1 лица ед.ч. Сделайте вывод о правописании данной орфограммы. Сравните полученный результат с материалом § 97.

ЧЕЙ ИЛИ КАКОЙ? При определении разряда прилагательного ЗАЯЧИЙ Вова утверждал, что это притяжательное, а Коля – относительное. Опишите, какие действия необходимо выполнить, чтобы решить, кто из ребят прав. Приведите в качестве доказательства примеры.

  Проверьте себя и оцените по критериям:

Что оценивается

критерии

Моя отметка

1

Составление словосочетания

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

2

Определение разряда

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

Итого:

6 баллов

УЗ, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

НЕНАВИСТНЫЙ ВРАГ. В начале 1847 г. Тургенев уезжает за границу, где написано большинство очерков «Записок охотника». Свой отъезд Тургенев объясняет так:

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право». Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания.

ПРОСТО ЧУДО. В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» есть такие строки: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Всё переменилось…. Просто чудо совершил этот святой человек».  Поясните, к кому из героев относится эта характеристика. Выскажите свою оценку поступков этого героя, в качестве аргументов приведите примеры из текста.

КАКОЙ РАЗМЕР? Определите размер стиха в следующих строках из стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!..

Сижу за решёткой в темнице сырой…

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила…

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

  Проверьте себя и оцените по критериям (по каждому стихотворению отдельно):

Что оценивается

критерии

Моя отметка

1

Верно подчёркнуты все гласные.

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

2

Верно проставлены ударения

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

3

Верно выделены стопы (2-сложные, 3-сложные)

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

4

Верно определён размер

Правильно – 1 б.,

 неправильно – 0 б.

Итого:

4/ 20 баллов

ДВЕРЬ – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Герой пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофан утверждает, что дверь – это не существительное, а прилагательное, поскольку она прилагается. Оцените, прав ли Митрофан. На основе знаний по морфологии докажите свою точку зрения, представив доказательства в таблице.

ДВЕРЬ

Часть речи

Имя прилагательное

(другая часть речи)

Доказательства

Вывод

А ОЗЯМЧИК-ТО СТАРЕНЬКИЙ! Иногда иллюстрации помогают понять характер героя произведения. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Сформулируйте свою позицию, оценив  высказывание об иллюстрациях: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида».  

ПОСЛОВИЦА – МУДРОСТЬ НАРОДА. Часто в речи мы употребляем пословицы, чтобы передать смысл высказывания наиболее точно. О сказе «Левша» Н.С.Лесков писал так: «Всё, что есть чисто народного в «Сказе…» заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали…». Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания.

УЗ, на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний

        ГОВОРЯЩИЕ СУФФИКСЫ. Можно ли утверждать, что у суффиксов есть значения? С помощью суффиксов –ист, -тель, -оньк, -еньк образуйте существительные, сделайте предположение, какое значение имеют данные суффиксы. Проверьте свои предположения, изучив тему «Словообразование существительных с помощью суффиксов» (§ 80, стр.109 учебника «Теория»). Текстовую информацию представьте в виде таблицы, самостоятельно продумав количество строк и столбцов и их название. Сделайте вывод о том, где и как можно использовать эту таблицу.

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ? Ученику дали задание: выделить морфемы в слове ЛИСИЙ. Он выделил ИЙ как окончание. Прав ли он? Письменно докажите свою точку зрения, выполнив следующие действия:

  1. Ответьте на вопрос: как обычно образуются прилагательные?
  2. Измените форму слова ЛИСИЙ
  3. Произведите морфемный анализ каждой формы слова.
  4. Сделайте вывод об образовании слова ЛИСИЙ.
  5. Ответьте на вопрос: ИЙ – это окончание?
  6. Найдите информацию по данной теме (§ 102)
  7. Сделайте окончательный вывод и запишите его в тетрадь.

ДВЕ СТЕПЕНИ. Степени сравнения имеют ТОЛЬКО качественные прилагательные. Изучите тему «Степени сравнения прилагательных» (§ 104). Текстовую информацию представьте в виде таблицы, самостоятельно продумав количество строк и столбцов и их название. Сделайте вывод о том, где и как можно использовать эту таблицу.

УЗ, направленное на формирование навыков коммуникации.

КТО ПРАВ? Ученикам 6 класса было дано задание: определить наклонение слова ЛЮБИТЕ.  Коля утверждал, что это изъявительное. Маша с ним не согласилась: «Это повелительное».  А как считаете вы? Составьте предложения с этим словом. Поясните товарищу правильность одного или обоих утверждений.

МНЕ НУЖНО ПЛАТЬЕ! Представьте себе, что прилагательных не существует. Вы приходите в магазин, чтобы купить наряд на торжество (платье, костюм…). Сможете ли вы сделать такую покупку? Почему? аргументируйте своё мнение.

ШУТНИК. Представьте, что вам нужно подготовить сообщение о Чехове как юмористе. Прочитайте воспоминания К.И.Чуковского о Чехове (с. 275- 276).  Обсудите с товарищем высказывание: «А.П.Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку» -, приведите доказательства этого утверждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс

Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...

Практическая работа «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»

В Практической работе представлены учебные задания для формироования различных видов универсальных учебных действий. Задания возможно использовать на уроках немецкого языка для закрепления полученных ...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии.

Данные учебные задания помогут учителю  в  формировании предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии....

Тест по теме 2.3. Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...

«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов"

laquo;Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов"...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по новым ФГОС

Учебные задания для учащихся для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов для освоения образовательной программы по предмету музыка....