Россия и Октябрьская революция в современной литературе Югры (из опыта работы по программе спецкурса «Литературное краеведение»)
статья по литературе

Коурова   Елена  Александровна

Выступление  на  Рождественских образовательных  чтениях, 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvenskie_chteniya_2017god.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

        «Россия  и Октябрьская  революция в  современной литературе Югры (из опыта  работы  по  программе  спецкурса «Литературное  краеведение»)

История хантыйской литературы насчитывает менее столетия, однако за это короткое время она прошла значительный путь развития.

Сегодня, на рубеже веков, приходится констатировать некую прерывность хантыйского литературного процесса. В  национальной  литературе  отдельными произведениями обозначились всего несколько авторов: имеет место и другая опасная тенденция – произведения на хантыйском языке не находят своего читателя.

Названные обстоятельства побуждают к  реанимированию интереса к культуре, истории, языку  и  литературе народа ханты.

Так,  авторским коллективом: Т.С.Астраханцевой, доцента кафедры  филологического  образования  АУ ДПО ХМАО-Югры «ИРО», Т.П.  Антиповой, старшего методиста  МАОУ «Белоярская СОШ №1», Заслуженного учителя РФ; Т.М. Соколовой, директора МАОУ «Белоярская СОШ №1», №1», Заслуженного учителя РФ – была разработана программа  спецкурса  «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера» для учащихся  общеобразовательных  школ,  призванная удовлетворить  заявленной  цели.  

Содержательная часть программы  спецкурса по  литературе (региональный компонент) строится  следующим образом: «Жизнь  на  Севере: природа-человек-общество»,  «Человек в истории Обь-Иртышского  Севера: эпоха,  события,  судьбы» - доминантными в ней будут определяться история страны и история хантыйского народа,  которые    в хантыйской литературе прочно соединяются.

В связи  с  приближающимся  столетним юбилеем Октябрьской революции,  давшей начало социалистической  эпохе  в нашей  стране, осмысление исторических событий может быть  организовано  прежде  всего на  занятиях  по  блокам:  «Жизнь и творчество Григория   Дмитриевича Лазарева», «Жизнь и творчество Микуля Ивановича Шульгина».

 Основой учебных  материалов по  этим темам послужили важнейшие положения диссертационной работы на соискание ученой степени доктора филологических наук Косинцевой Елены Викторовны «Хантыйская литература от истоков до современности: темы, образы,  традиции».  В  настоящее  время  Косинцева Е.В.  занимает  должность заместителя  проректора по  учебной работе Югорского государственного университета.

В  одной  из глав   диссертации «Национальный код литературы ханты: тематический аспект» рассматривается вопрос, как  история стала одной из составляющих темы родины и народа в национальной литературе. В  произведениях Лазарева, Шульгина  история северного народа вкладывается в «большую октябрьскую» историю страны и мира вообще. Рассмотрим это  на  конкретном материале.  

Исторические изменения в судьбе ханты связаны в поэзии Григория  Дмитриевича  Лазарева с именами двух исторических деятелей ХХ века – В. И. Ленина и И. В. Сталина. В стихотворении «С нами Ленин и Сталин», несмотря на печальные известия  о смерти  вождя  герой убежден в правильности предначертанного для него пути. Неслучайно в адрес Ленина Лазарев использует формулу: «Наше солнце, наш вождь, наш разум». В следующих строках поэт объясняет причину такой всенародной любви:

Словно солнце коротким летом,

Ты согрел нас чудесным светом –

Угнетенные стали свободны.

Ты прогнал метели, туманы,

Реки рыбные и урманы

Ты отдал беднякам голодным.

Искренне герой верит, что продолжателем идей Ленина будет его «лучший друг» Сталин, который «Народные весла берет, / Лодкой по-ленински правит, / К свету и счастью гребет».

В посвящении «Звонкоголосой птице Сулейману» поэт продолжает сохранять свою убежденность и общий идеолого-патриотический настрой:

Ленин с Сталиным открыли

Светлый путь к социализму,

Угнетенные ожили.

Спустя два десятилетия в произведениях Лазарева восторженность, дополненная общей эйфорией счастья, исчезнет. Так, в стихотворении «Девушка из тайги» ощущается горечь и разочарование от иллюзорности счастья.

События истории страны ХХ века отразились и в творчестве  Микуля     Ивановича  Шульгина.

В своей поэме «Макар Осьмаров» Шульгин обращается к началу ХХ века.

        Рассказывает поэт  об изменениях, которые принесла в жизнь северян смена власти:

В родимый дом вернулся с опозданьем

Солдат знакомый с Первой мировой… <…>

Гром над Югрою грянул – то «Аврора»

Взметнула над планетой свой раскат!

Охотникам – меха, а рыбакам – улов!

Оленевод, гони оленей!.. <…>

Все в мире понимал товарищ Ленин. <…>

И дед Макара на седьмом десятке

Так пожалел, что в счастье и достатке

Ваули не увидит свой народ.

Есть в поэме строки, которые подтверждают стремление героя к свободе. В борьбе «за родную власть» встали рядом в строй «отец Макара и сутулый Сенькин» в противостоянии врагам, которых ведет Колчак.

Картины мирной жизни, недолгое счастье героя, которому минуло 38 лет, нарушил «нарочный на райкомовской машине»:

Охрипнув, он кричал: «Война, война…

Товарищи, готовы будем к бою.

На каждого надеется страна –

Мы отстоим отчизну всей судьбою». А  это  уже  другая тема…

Как  мы  могли  убедиться, история и литература в нашем российском культурном пространстве традиционно связаны.

Так, революция 1917 года получила  восторженную оценку ее современников поэтов-ханты, которые выражали общее настроение народа. 

В позже сформировавшейся прозе это время рассматривается уже как период духовной деградации народов. События 1933-1934 годов стали кровавым пятном в истории этноса; война 1941-1945 годов сплотила народы перед общей бедой; события 1990-х годов ХХ века позволили прозаикам говорить об общечеловеческих ценностях и духовных основах жизни народов, страны.

1917 год изменил систему власти в России,  ее приход ознаменован в поэзии общим восторженным настроением,  которое  изменится,  но  уже  позднее. Литература запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Художники стремились осознать происходящее в исторической перспективе, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Мысль о России станет центральной в литературе века.

В программе спецкурса по литературе  Обь-Иртышского Севера  представлены три круга чтения: чтение и изучение, чтение и обсуждение; самостоятельное чтение. Занятие «Россия и  Октябрьская  революция  в  современной литературе  Югры»  основывалось на внимательном прочтении  текстов стихов и  анализе образных средств языка, позволившем  постичь  особенности писательской манеры, выполнить задания творческого и исследовательского характера.  

В  результате  чего  учащиеся получили представление об освещении темы революции в произведениях писателей  родного Ханты-Мансийского округа,  задумались о своей позиции в жизни,  убедились  в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях; уверились  в необходимости национального согласия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Россиянки в космосе.

Все, кто хоть раз побывал в космосе, влюблены в него пожизненно. А космонавты, увидевшие раз нашу такую маленькую планету, понимают, что они несут ответственность за ту землю, на которой живут, ...

"Галерея знаменитых россиянок"

Приуроченная к тематической неделе, посвященной празднованию Международного женского дня...

Результаты соревнований по волейболу «Россиянка», проведенных среди учащихся МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ»

Результаты соревнований по волейболу «Россиянка», проведенных среди учащихся МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ»...

Результаты матчевых встреч команды МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ» по волейболу «Россиянка» - 4х4 за 2017-2018 учебный год

Результаты матчевых встреч команды МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ» по волейболу «Россиянка» - 4х4 за 2017-2018 учебный год...