Олимпиада по литературе 2020
олимпиадные задания по литературе (8 класс)

Голубова Юлия Николаевна

Олимпиадные задания по литературе 7-8кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-8_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе

7-8  класс

I.  Знание текстов художественных произведений.

  1. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла)

1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!..

      - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

      - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,  

поколочу!

1.2 - А где же ключик?

      - Здесь и ключ перед вашими очами.

      - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

     - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.

1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

      - На плотине-то?..

      - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое      такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

      - Ну, что такое случилось? Сказывай…

       - А вот что случилось.

  1. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

2.1  И ударили со всех сторон  козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

2.2  Вам не видать таких сражений!..

       Носились знамена, как тени,

       В дыму огонь блестел.

       Звучал булат, картечь визжала,

       Рука бойцов колоть устала

       И ядрам пролетать мешала

       Гора кровавых тел.

2.3  И грянул бой…

       В огне, под градом раскаленным.

       Стеной живою отраженным,

       Над падшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей.

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся с плеча.

II. Историко-литературные задания.

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»

1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»

1.3 Лермонтов «Бородино»

2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями  следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов)

Н.С. Лесков «Левша»,  Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»,  А.С. Пушкин «Полтава»

III. Знание теории   литературы.

  1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов)

1.1  Не сырой дуб к земле клонится,

     Не бумажные листочки расстилаются, -

     Расстилается сын перед батюшкой,

     Он и просит себе благословеньица:

     Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

     Дай ты мне свое благословеньице,

     Я поеду в славный стольный Киев-град,

     Помолиться чудотворцам киевским,

     Заложиться за князя Владимира,

     Послужить ему верой-правдою,

     Постоять за веру христианскую.

1.2  Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми  воспринять престол метрополии  Российской.

1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4  Любишь кататься, люби и саночки возить.

1.5  Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 1,5 балла)

  С горы бежит поток проворный,

  В лесу не молкнет птичий гам,

  И гам лесной, и шум нагорный –

  Всё вторит весело громам.

IV. Литература и другие виды искусства

1.  Какой художник создал пейзаж, являющийся откликом на произведение

 М.Ю. Лермонтова и названный  первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

V. Анализ художественного произведения.

Прочитайте произведение. Какой вопрос о взаимоотношениях людей ставит автор в рассказе? Какие приемы помогают понять позицию автора?

М. ЗОЩЕНКО

СТАКАН

Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила.
   И меня пригласила.
   - Приходите, - говорит, - помянуть дорогого покойника чем бог послал. Курей и жареных утей у нас, говорит, не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько угодно, вволю и даже можете с собой домой брать.
   Я говорю:
   - В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.
   - Ну, - говорит, - приходите тем более.
   В четверг я и пошел.
   А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохнн. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.
   А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к черту в сторону.
   Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай.
   Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.
   Вдова отвечает:
   - Никак, батюшка, стакан тюкнули?
   Я говорю:
   - Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится.
   А деверь нажрался арбуза и отвечает:
   - То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы предметы тюкают.
   А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается.
   - Это, - говорит, - чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это, говорит, один - стакан тюкнет, другой - крантик у самовара начисто оторвет, третий - салфетку в карман сунет. Это что жи будет такое?
   А деверь, паразит, отвечает:
   - Об чем, говорит, речь. Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать.
   Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:
   - Мне, говорю, товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, говорю, товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, говорю, чай у вас шваброй пахнет. Тоже, говорю, приглашение. Вам, говорю, чертям, три стакана и одну кружку разбить - и то мало.
   Тут шум, конечно, поднялся, грохот.
   Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.
   И вдова тоже трясется мелко от ярости.
   - У меня, - говорит, - привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, говорит, Иван Антонович в гробе, наверное, повертывается от этих тяжелых слов... Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого.
   Ничего я на это не ответил, только говорю:
   - Тьфу на всех, и на деверя, говорю, тьфу.
   И поскорее вышел.
   Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.
   Являюсь и удивляюсь.
   Нарсудья дело рассматривает и говорит:
   - Нынче, говорит, все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите, говорит, этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.
   Я говорю:
   - Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.
   Вдова говорит:
   - Подавись этим стаканом. Бери его.
   На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах треснувший.
   Ничего я на это не сказал, только говорю:
   - Передай, говорю, своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.
   Потому, действительно, когда характер мой задет, - я могу до трибунала дойти.
   1923

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол результатов участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2019 -2020

Протокол результатов участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2019-2020...

ПРИКАЗ 08.06.2020 г. №_495 Об утверждении составов муниципальных предметно – методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году

Вхожу в состав муниципальной предметно – методической  комиссии по разработке олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников  в 2020-2021 учебном году по русско...

Олимпиада по географии 2020-2021 (7 кл)

Олимпиадные задания по географии для 7 класса...

Олимпиада по географии 2020-2021 (8 кл)

Олимпиадные задания по географии в 8 классе...

Олимпиада по географии 2020-2021 (9 кл)

Олимпиадные задания по географии для 9 класса...

Приказ № 686 от 28.10.2020 Об утверждении состава жюри МЭ всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году

Преподаватель-организатор ОБЖ  Бизин А.В. включен в состав экспертной  комиссии по разработких заданий  на  олимпиаду  по ОБЖ , с дальнейшим   судейством и проверкой...