«Симфония мужества»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

колодкина лидия николаевна

Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках.  . Блокада Ленинграда – одно из самых чудовищных злодеяний прошлого столетия. Об этом событии, о подвиге города и его жителей написано множество документальных и художественных произведений. Блокадный Ленинград стал символом человеческих страданий и мужества, смерти и бессмертия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simfoniya_muzhestva.docx63.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Симфония мужества» (Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках) 

Цель урока: познакомить учащихся с художественными произведениями о блокаде Ленинграда, с мемуарной литературой.

Задачи:

  • образовательная: ознакомление учащихся с художественными произведениями о блокаде Ленинграда, с мемуарной литературой.
  • развивающая: развитие умения анализировать произведение, работать самостоятельно при подготовке заданного ответа на вопрос.
  • воспитательная: воспитание способности сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.

Оборудование урока:

Выставка книг о блокаде Ленинграда, репродукции с картин, фотографии, портреты писателей и поэтов, посвятивших произведения блокадному Ленинграду, презентация урока, запись Сонаты №14 Л. В. Бетховена, 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»), «Реквием» В.А.Моцарта,   «Музыкальный момент» С. Рахманинова.

Эпиграф:                                                     

В холода, когда бушуют снегопады,
                                                                         В Петербурге этот день особо чтут,
                                                                  Город празднует День снятия блокады,
                                                                    И гремит в морозном воздухе салют.
                                                                Это залпы в честь свободы Ленинграда!
                                                           В честь бессмертия не выживших детей… 
                                                              Беспощадная фашистская осада
                                                     Продолжалась девятьсот голодных дней.

Т. Варламова

                                      Ход урока

Вступительное слово учителя.

Это имя — как гром и как град:

 Петербург, Петроград, Ленинград.

Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный  и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.

У каждой эпохи свой образ Петербурга

Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина — Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

В произведениях Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А.Некрасова  образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. Авторы создают загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают.

 Ведущий. В XX веке городу, переименованному в 1924 году в Ленинград, пришлось пройти через испытание более страшное, чем наводнение, потому что обрекли город на него не стихии, а люди, планомерно, методично уничтожавшие его в течение почти трех лет.

Ведущий. Блокада Ленинграда – одно из самых чудовищных злодеяний прошлого столетия. Об этом событии, о подвиге города и его жителей написано множество документальных и художественных произведений. Блокадный Ленинград стал символом человеческих страданий и мужества, смерти и бессмертия.
Мы перелистаем с вами только несколько страниц блокадной летописи.

Ведущий.  В  блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ведущий.

Пытал нас враг железом и огнем... 
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, — 
Забьешься в землю, упадешь ничком. 
Дрожа, запросят плена, как пощады, 
Не только люди — камни Ленинграда!»

                                      Ю. Воронов

Ведущий. Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки  с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Ведущий.

Мы знаем, что ныне лежит на весах 
И что совершается ныне. 
Час мужества пробил на наших часах, 
И мужество нас не покинет. 
Не страшно под пулями мертвыми лечь, 
Не горько остаться без крова, 
И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово. 
Свободным и чистым тебя пронесем, 
И внукам дадим, и от плена спасем 
Навеки.

                     Анна Ахматова «Мужество»

Преподаватель. Об этом событии, о подвиге города и его жителей написано множество документальных и художественных произведений. Блокадный Ленинград стал символом человеческих страданий и мужества, смерти и бессмертия.

- Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке мы говорим об этом удивительном городе? (27 января исполнилось 70 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда).

-Что вы слышали и знаете о жизни людей в блокадном Ленинграде?

Ведущий. Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города на Неве. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. На защиту родного города поднялись все её жители.

Ведущий. Город был взят во вражеское «кольцо» - окружен со всех сторон. Жители города погибали не только от военных действий. От голода погибло более 640 тысяч человек.

Ведущий. Блокада... Это значит, что из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не мог приехать в город. Не было возможности пополнить запасы продовольствия. Невозможно было вывезти из города раненых, и днем и ночью немецко-фашистские захватчики не прекращали обстреливать город.

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды.

Ведущий.

А город был в дремучий убран иней

Уездные сугробы, тишина...

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных...

О. Бергольц. Февральский дневник

Ведущий. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Даже подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

Ведущий. Из воспоминаний Ольги Бергольц: « В осаждённом городе работали 39 школ. Да, поверить трудно, но это факт: даже в жутких условиях блокадной жизни школьники учились. Публичная библиотека наша – одно из величайших книгохранилищ мира - работала в Ленинграде всю зиму, участвовала в обороне города».

Ведущий. Шло дежурство на крышах во время бомбежек: засыпали песком зажигательные снаряды, ходили по квартирам, разыскивая оставшихся без родителей маленьких детей. Детям выдавалось по 125 грамм хлеба в день.

Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали.

Ведущий. Голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки... Но ленинградцы не сдавались.

Единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй зимой 1941-1943 гг. была «дорога жизни» - ледовая дорога через Ладогу. По ней доставляли продукты и топливо,вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей.

Ведущий. 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.

А полностью блокада была снята 27 января 1944 года.

 Слово учителя.

Да, в этих страшных условиях город продолжал жить и работать.

Дух ленинградцев поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить.

Сегодня мы перелистаем с вами только несколько страниц блокадной летописи вместе с её создателями — поэтами Анной Ахматовой , Ольгой Берггольц и Юрием Вороновым.

Сообщения  об Ольге Фёдоровне Берггольц.

Ведущий. Всю блокаду О. Берггольц работала на радио, и ее тихий голос стал голосом долгожданного друга в застывших и темных домах и одновременно голосом самого города.


Ведущий. Время тяжелейших испытаний, выпавших на долю Ленинграда, совпало с расцветом ее таланта, вернее – вызвало к жизни такую мощную творческую силу, о которой никто не подозревал. Она сама об этом сказала так:

Ведущий.
Я счастлива. И все яснее мне,
Что я всегда жила для этих дней. 
Для этого жестокого расцвета…
Радио, микрофон повлияли на характер ее стихов, которые стали непосредственным обращением к жителям города:

Ведущий.
…Я буду сегодня с тобой говорить,
Товарищ и друг, ленинградец…
От имени города она обращалась ко всей стране:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.


Ведущий. Что значил для жителей блокадного Ленинграда голос О.Ф. Берггольц?
О том, чем был этот голос в страшную блокадную зиму 1941-1942гг., свидетельствуют и воспоминания современников, ленинградских писателей:


Ведущий. Ф.Абрамов:
«…И вот в часы этого страшного одиночества над головой блокадника из промороженного, мохнатого от инея репродуктора-тарелки – вдруг раздавался живой человеческий голос.
И тогда свершалось чудо: силою ее слова безнадежно больные, истощенные, умирающие воскресали к жизни.
Ее стихи помогали умереть достойно».

Ведущий. В.Кетлинская:
«Однажды, пробираясь по темной зимней улице, она вдруг упала, споткнувшись на полузанесенного снегом мертвеца. Она не могла подняться от слабости и ужаса, как вдруг услышала из репродуктора на углу Европейской гостиницы свой собственный голос, читающий стихи…
Ее поднял собственный голос…»

Ведущий. 900 дней Ольга Фёдоровна была в осаждённом городе. Она, подобно тысячам ленинградцев, стойко переживала блокаду и сумела выразить свои чувства в стихах.

Ведущий. Ольга Берггольц почти ежедневно выступала по радио, обращаясь к жителям осаждённого города. Её негромкий голос говорил правду о городе, ничего не приукрашивая. Вся страна знала, что Ленинград  и в кольце блокады продолжает жить и бороться.

Ведущий.

...Я говорю с тобой под свист снарядов, 
угрюмым заревом озарена. 
Я говорю с тобой из Ленинграда, 
страна моя, печальная страна... 
Кронштадтский злой, неукротимый ветер 
в мое лицо закинутое бьет. 
В бомбоубежищах уснули дети, 
ночная стража встала у ворот. 
Над Ленинградом - смертная угроза... 
Бессонны ночи, тяжек день любой. 
Но мы забыли, что такое слезы, 
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, 
не поколеблет грохот канонад, 
и если завтра будут баррикады - 
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом, 
и дети нам патроны поднесут, 
и надо всеми нами зацветут 
старинные знамена Петрограда. 
Руками сжав обугленное сердце, 
такое обещание даю 
я, горожанка, мать красноармейца, 
погибшего под Стрельною в бою: 
Мы будем драться с беззаветной силой, 
мы одолеем бешеных зверей, 
мы победим, клянусь тебе, Россия, 
от имени российских матерей. 
Август 1941


Ведущий. Что означало быть писателем в годы войны и ленинградской  блокады? Означало за всё отвечать и не бояться смерти. Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

Ее голос звучал в эфире три с лишним года. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие дома и вселяли надежду.

Ведущий.

«Для того чтоб жить в кольце блокады,

Ежедневно смертный слышать свист, -

Сколько силы нам, соседка, надо,

Сколько ненависти и любви...

Столько, что минутами в смятенье

Ты сама себя не узнаешь:

- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

- Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь.»


Ведущий.

( Стихотворение « Я никогда героем не была»)

«Я никогда героем не была

Не жаждала ни славы, ни награды,

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила!»


Ведущий:

  Блокадный подвиг Ольги Берггольц был отмечен самой высокой наградой – народным признанием. Ее ласково называли «Муза» и «Блокадная Мадонна», но самым дорогим подарком для нее были простые слова «Наша Оля». Она чувствовала это, говоря о том, кем стала для города, для его жителей: «И гордости своей не утаю, что рядовым вошла в судьбу твою, мой город, в званье твоего поэта». А немцы за ее радиопередачи внесли Ольгу Берггольц в черный список людей, подлежащих расстрелу в первую очередь после захвата ими Ленинграда (совсем как Юрия Левитана в Москве). 


Ведущий. За время блокады Ольга Берггольц, как ее свидетель, участник и жертва, создала свои лучшие произведения, посвященные героизму защитников города на Неве: поэма «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» и «Ленинградская тетрадь» - все в суровом 1942 году. Затем – сборник стихов «Памяти защитников» и пьеса «Они жили в Ленинграде» и сценарий кинофильма «Ленинградская симфония».

 Ведущий. Сразу после окончания войны она подготовила сборник своих выступлений на радио «Говорит Ленинград», но вышла эта самая дорогая для нее книга лишь в 1975 году, незадолго до смерти писательницы.

В 1959 году Ольга Берггольц создала автобиографическую книгу лирической прозы под названием «Дневные звезды», в которой просто и правдиво описала будни осажденного Ленинграда.


Ведущий. Ленинградцы, особенно пережившие блокаду и их дети и внуки, до сих пор чтут память своей замечательной землячки. Ее именем названа улица в Невском районе города, на доме, где она жила, открыта мемориальная доска. Бронзовый барельеф ее памяти установлен при входе в Дом радио. Памятники Ольге Берггольц установлены во дворе филологического факультета, где она училась, и во дворе школы, где во время войны был госпиталь, в котором писательница неоднократно выступала перед ранеными. Но, конечно же, самым лучшим памятником Ольге Берггольц остаются ее гордые и бессмертные слова, высеченные на граните мемориалов: «Никто не забыт и ничто не забыто». 

Ведущий. После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470.000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены слова Берггольц:

Ведущий.

«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.»

Сообщения  о Юрии Петровиче Воронове.

Ведущий.  Юрию Воронову было всего двенадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Он - блокадный ребёнок. Книга стихов Ю.Воронова «Блокада» — поэтическое свидетельство, пронзающее сердце.

Во время блокады шестиклассник Юра Воронов становится бойцом аварийно-восстановительной службы. По сигналу воздушной тревоги он не спускался в бомбоубежище, а бросался спасать кого-то из уцелевших под развалинами. В 1943 году он был награждён медалью «За оборону Ленинграда»: 

Ведущий.

«Нам в сорок третьем  выдали медали

и только в сорок пятом — паспорта».

2 года спустя газета «Ленинская смена» опубликует заметку «Забывая об опасности...», рядом с которой на снимке ее герой — раненый, засыпанный осколками стекла черноглазый мальчик — будущий поэт блокады.

Ведущий. А 25 ноября 1941 семью самого Воронова постигло горе — «черный всплеск» взметнулся над его домом. Мать и бабушку откопали сразу — живыми, а 3-летнего брата и полуторамесячную сестренку — только на 5-й день уже мертвыми. Вместе с отцом, раскапывали завалы руками, — надежды уже не было. Хоронили тоже вдвоем:

Ведущий.

«Я забыть  никогда не смогу

скрип саней  на январском снегу...

Будто все это /было вчера...

В белой простыне —  брат и сестра...»

Ведущий. Юрий Воронов вспоминает, что ещё какое-то время работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода, умирали не только дома, на улице по дороге в школу, а случалось и прямо в классе.

Ведущий.

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Ведущий. Он занимался в литературной студии, писал стихи, выступал по блокадному радио. А в 1968 году вышла первая книга стихов Воронова «Блокада», а чуть позже — «Память», когда блокадные стихи Воронова были собраны воедино. Это не просто еще один дневник или воспоминание. Это поэтическая история ленинградской блокады, над которой Воронов работал 30 лет.

Ведущий.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Ведущий. Не только взрослые, но и дети мужественно переносили все лишения.

Ведущий.

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел. 
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет. 
Он даже хлеба не попросит. 
Он тоже знает: хлеба нет.

                                  С. Алексиевич

Ведущий. Многим известна печальная история 11-летней девочки Тани Савичевой. Девочка  жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

Ведущий. «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года»
«Умерли все».

«Осталась одна Таня». 

Ведущий. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку. Врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Ведущий.

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

И. Малышев

Сообщения об Анне Андреевне Ахматовой.

Ведущий. Анну Ахматову война застала в Ленинграде; здесь она пережила начало блокады, вместе со всеми ленинградцами испытав ужас бомбёжек, обстрелов — ужас смерти.

В конце сентября Ахматова написала стихотворение «Птицы смерти в зените стоят» после страшной бомбёжки.

Ведущий.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: "Хлеба!" -

До седьмого доходят неба.

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

Ведущий. В те дни Анна Андреевна, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Она долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, не хотела покидать любимый город.

Ведущий. Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. И именно в Ташкенте пишет она стихотворение «Мужество».

Ведущий.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

                  23 февраля 1942 Ташкент

Ведущий. Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах и на фронтовых выступлениях.

Известие о снятии блокады застало Ахматову в Ташкенте.

Ведущий.

Последнюю и высшую награду -

Свое молчанье - отдаю

Великомученику Ленинграду!

Это была ее первая реакция. Через некоторое время появятся другие строчки:

Так в январской ночи беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе.

Ведущий.

Ю. Воронов  «Сотый день или о героическом труде»

Вместо супа — бурда из столярного клея, 
Вместо чая — заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Ведущий. И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры.

Ведущий. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

 На фоне 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.


Ведущий.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…


Ведущий.
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.
Ведущий.
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Ведущий.
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Ведущий.
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Ведущий.
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

Ведущий. И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»

Ведущий. 12 января 1943 года началась операция «Искра»  по прорыву блокады. 

Чтец
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо! 
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, 
В сияю ш их слезах твое лицо. 
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов — расплавленным свинцом 
Пускай падут они в минуты боя 
За все, за всех, задушенных кольцом. 
За девочек, по-старчески печальных, 
У булочных стоявших, у дверей, 
За трупы их в пикейных одеяльцах, 
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц) 

Звучит фрагмент «Адажио»

Ведущий. Мне и самой порою не понять,

  Всего, что выдержали мы с тобою…

 Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

(О. Берггольц)

Ведущий. Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

                           (В. Рождественский)

Слово учителя.

- Всё приближало победу – и жизнь, и работа горожан, и мужество на передовых рубежах. Не отставала и поэзия. Стихи военного времени уникальны. Они не просто отражали реальные события, очевидцами которых был автор. Они давали представление об особенностях сознания человека, защищавшего отечество.

Сегодня у нас на уроке представлена выставка книг, посвященная блокаде Ленинграда. Звучали стихи поэтов, переживших блокаду.

Какие мысли ( что мы думаем) и чувства (что в сердце) остались у вас о жизни людей в Блокадном Ленинграде? На этот вопрос я попрошу вас ответить письменно (дети отвечают на вопрос на листочках). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Презентация "Симфония мужества блокадного Ленинграда"

Презентация про блокадный Ленинград 8 сентября 1941г. – 27 января 1944г....

Сценарий музыкальной гражданско-патриотической постановки "Симфония Мужества", посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Участники: учащиеся 8-11 классов принимают участие в постановке, которая демонстрируется учащимся 5-7 классов, педагогический коллектив,ветераны ВОВ.Место проведения: Актовый залДевиз постановки: «С п...

"Симфония грядущей Победы". Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Шостаковича.

В презентации представлена информация о композиторе, фото блокадного Ленинграда, где композитор создавал симфонию....

Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда".

Классный час «Урок Памяти» позволит школьникам прикоснуться к самой святой теме нашей истории, осмыслить и понять, какой ценой завоёвана свобода , как важно помнить об этом ...

Приказ № 684 -0 Об организации и проведении уроков памяти «Симфония мужества блокадного Ленинграда»

Приказ № 684 -0 Об организации и проведении уроков памяти   «Симфония мужества блокадного Ленинграда»...

Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда"

Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда"...