Историко-культурный комментарий
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Виноградова Елена Вячеславовна

Цель работы : Дать историко-культурный комментарий на тему Почему Базаров проводил опыт на лягушках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommentariy.pptx652.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историко-культурный комментарий .

Слайд 2

Цель работы : Дать историко-культурный комментарий на тему “ Почему Базаров проводил опыт на лягушках ”

Слайд 3

Что такое Нигилизм ? Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым или даже ко всем сторонам общественной жизни. В словарях определяется также как «отрицание», «абсолютное отрицание», «социально-нравственное явление», «умонастроение»

Слайд 4

В Средние века существовало учение нигилизм , преданное анафеме папой Александром III в 1179 году . Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому , отвергало человеческое естество Христа . В западной философской мысли термин «нигилизм» ( нем. Nihilismus ) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби . Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса , которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М . Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада , которое может привести к мировой катастрофе. Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений: Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя ; Объективной нравственности не существует ; Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого. Нигилизм в Европе

Слайд 5

Русский нигилизм ( нигилизм ) — это умонастроение в России , сформировавшееся в 50-60-е гг. XIX века. Tип pyccкогo нигилистa был изобpaжен Typгeневым в oбpaзe Базapoвa в романе « Отцы и дети » ( 1862 ). Собственно идеологом нигилизма был Писарев , а также Чернышевский и Добролюбов . В 1862 году по России прокатилась волна поджогов (Петербург и города Поволжья), в организации которых обвиняли «нигилистов» (студентов русского и польского происхождения). Своего рода рупором нигилизма стал журнал Русское слово , закрытый в 1866 году после покушения Каракозова на царя. В дальнейшем нигилизм повлиял на народничество (c 1870-х) и большевизм (через Чернышевского). К восьмидесятым годам слово «нигилист» существовало в языке лишь в виде своего рода ругательства. Нигилистами себя называли народники. Нигилизм в России.

Слайд 6

Почему резали именно лягушек ? Со второй половины XVIII века лягушек начали резать: „всем ужасно интересно, что там спрятано внутри“. Трудно найти существо, более удобное для постижения основ физиологии. Их легко наловить (специально разводить лягушек стали позже, но это тоже несложно); размер самый подходящий — и в кулаке помещается, и внутренности хорошо видны. А внутри у лягушки сердце, скелетные мышцы и нервная система, которые работают по тем же принципам, что и у остальных позвоночных. Млекопитающее, прежде чем разрезать, надо побрить, а лягушка голая, и это тоже большое удобство. Все её органы, мышцы и нервы очень легко отпрепарировать , и оборудование для этого нужно самое простое . "Базаров, в своем обыкновении «лягушек резать» демонстрирует желание проникнуть, завладеть малейшими секретами натуры, а вместе с тем – законами жизни. «…Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы <…> те же лягушки <...>, я и буду знать, что у нас внутри делается» . Микроскоп – сильнейшее доказательство его правоты. В нем нигилист видит картину всеобщей борьбы; сильный неизбежно и без раскаяния пожирает слабого: «…Инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ее». "

Слайд 7

К.П.Д. участников. Юрий Мальцев - 80% Вова Глуханьков – 80% Лера Матвейчук – 70% Мариам Гаджиева -70% Григорий Леонов -70%

Слайд 8

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC https://i-fakt.ru/pochemu-lyagushka-stala-obektom-opytov/ http://shsd.vvo.biz/archives/3784 Ссылки на ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Творческая работа по теме “Образ человека в курсе МХК. Историко – культурный анализ развития”.

Творческая работа состоит из двух параграфов, где анализируются : В первом параграфе “ Образ человека в контексте культурологического знания” рассматривается проблема культуры и личности; регулят...

Материал к классному часу "Наркомания - чума всей планеты"-историко-культурные исследования.

Материалы к классному часу  «Наркомания – чума всей планеты» - историко-культурные исследования.Вряд ли найдётся в нашем обществе человек, который не знает о вреде наркотиков. Но, тем не ме...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".

Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...

Историко-культурная панорама "Оставить след на земле..."

Материал посвящен истории и культуре Мытищинского района и представляет собой сценарий внеклассного меропрятия....