Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литератерное чтение" 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литературное речи" 9 класс для детей с умственной отсталостью с количеством часов в неделю - 4.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО                                                  Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                                 приказом № ___

 ________________________  Т.В. Дидич                                                                                              «___» ____________ 20 ___ г.                                                                                                                                                           «___» _____________ 20 ___ г.

Адаптированная программа учебного предмета

«Чтение и литературное чтение»

Для обучающихся с умственной отсталостью

9 «д» класс

на 2019 - 2020 учебный год

Учитель: Михайленко Ольга Виталиевна

Квалификационная категория: нет

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» ____________ 20___ г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая  программа по чтению и литературному чтению разработана в соответствии с нормативными документами:  

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 2013-2019 гг.);  
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН, 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.02.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);  
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 17.01.2019 г.);
  • Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации»;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);
  • Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019-2020 учебном году;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Уставом МБОУ СОШ  № 1 г. Советский
  • Программой для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5 – 9 классы. Авторы программы: Воронкова В.В., Перова М.Н. и др. Под ред. В.В.Воронковой. – Москва, «ВЛАДОС», 2012 год.

Учебник: «Чтение. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Автор-составитель: А.К. Аксёнова. Москва, «Просвещение», 2017 г.

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.

Для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы  нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Цели и задачи курса:

Изучение чтения  и развитие речи в9 классе направлено на достижение следующей цели: создать условия по  развитию речи учащейся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ художественных произведений.                                                Цель реализуется в процессе решения следующих  задач:

  • способствовать  совершенствованию техники чтения  на доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских,  зарубежных классиков и современных писателей;
  • способствовать развитию правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной  форме;
  • способствовать на примере чтения художественной литературы решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
  • формировать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • уделять большое внимание развитию речи учащейся и её мышлению;
  • воспитывать интерес к чтению произведений.

Сведения  о категории обучающихся с ограниченными возможностями

Легко умственно отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на конкретно – наглядных методах обучения. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50 – 69. Структура психических нарушений легкой степени умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений.

Индивидуальные особенности

Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости. Недоразвитие мышления: мыслят конкретно, не отделяя существенное от второстепенных признаков, не способна мыслить образами и понимать метафорический смысл информации. Не может абстрагироваться от конкретики, что необходимо в процессе обобщения, выявления закономерностей явлений.

Расстройства чувств: бедность переживаний, нет быстрых переходов от одного настроения к другому, высоко оценивает лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие.

Волевые расстройства: обучающаяся без нареканий осуществляет волевые действия (никогда не опаздывает на уроки, все классные и домашние задания выполняются).

Расстройства речи: бедность (преобладание употребления существительных и глаголов) и элементарность словаря, его конкретность. Пассивный словарь больше активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение характеризуется нечеткостью, владеет способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу, характерны фонетические искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов («слова – клички»), неточное знание употребляемых слов. Слово не используется в полной мере как средство общения. Активный лексикон крайне ограничен, перегружен штампами.

Особенности восприятия, внимания и памяти: особенности восприятия и осмысливания - хорошо запоминает внешние случайные зрительно воспринимаемые признаки, труднее осознает и запоминает внутренние логические связи, слабость памяти проявляется в ее воспроизведении. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. Отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений.

Описание коррекционной направленности (задач)

На занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

основных мыслительных операций;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

зрительного восприятия и узнавания;

 пространственных представлений и ориентации;

речи и обогащение словаря;

коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Основные виды деятельности на уроке

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные

средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

 Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

 Программный материал в программе представлен  в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.

Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.

Место предмета «Чтение и литературное чтение» в учебном плане

На изучение данного предмета в соответствии с учебным планом Школы отводится  4 часа в неделю (34 учебных недель); всего 136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

 

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Метапредметными результатами изучения курса Чтение и литературное чтение является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

 

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УУД

 

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 Коммуникативные УУД

 

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.);
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Требования к уровню подготовки обучающихся

            Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему. рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным .

Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

• Русские народные песни ( на выбор)

• И.А.Крылов «Кот и Повар».

• М.Ю.Лермонтов «Тучи».

• Н.А.Некрасов «Саша» • Ф.И.Тютчев

«Обвеян вещею дремотой…»

• А.А.Фет «Это утро, радость эта…»

• В.Маяковский «Необычайное приключение ,бывшее с В.Маяковским летом на даче».(отрывок)

• М.И.Цветаева. «Красною кистью..» •

 С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

• Н.М. Рубцов «Зимняя песня».

• М.Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок наиз.)

• А.Н.Толстой. «Русский характер» (прозаический отрывок наиз.)  

1-й уровень

• читать вслух правильно, бегло, выразительно;

• читать про себя доступные по содержанию тексты;

• выделять идею произведения (с помощью учителя);

• называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;

• самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;

• ставить вопросы к тексту и задавать их классу;

• выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);

• использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;

• выучить наизусть 10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

   2-й уровень

уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;

• участвовать в анализе произведения;

• выбирать из данных заглавия к выделенным частям;

• пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;

• высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;

• учить стихотворения наизусть;

• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в 9 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Чтение и литературное чтение»

Устное народное творчество (15 часов).

 Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка,  загадка, пословица, поговорка, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь мысль  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века (60 час).

Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни  В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А.Крылова, Н.В. Гоголь, Н.А.Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н.Толстого, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А. П. Чехова. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей XX века (45часов).                              

    Знать основные события жизни А.М. Горького, В.В. Маяковского, С. А. Есенина,  М.И. Цветаевой, К.Г. Паустовского,  М. А. Шолохова, А.А. Фадеева, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, Е.И. Носова, Н. М. Рубцова, Ю.И. Коваля.  Определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

  Произведения  зарубежной литературы.  (16часов)

Знакомство с произведениями писателей Р.Л. Стивенсона, Э.Сентон - Томпсона, Д. Дарелла.

Уроки внеклассного чтения (9 часов).

Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).

Учебно-тематическое план

по учебному предмету

«Чтение  и литературное чтение»

№№

п/п

Раздел, тема

Количество часов

I.

Введение. Устное народное творчество

15 ч

II.

Из произведений русской литературыXIX века.

60 ч

III.

Из произведений русской литературы ХХ века.

45 ч

IV.

Из произведений зарубежной литературы

16 ч

 

Итого

136 ч

 

Критерий и формы оценки знаний, умений

и навыков обучающихся

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;  называет  главных  действующих  лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. 

Оценка «4» ставится обучающемуся, если он читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;  называет главных действующих, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания,  но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну- две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре- в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части      рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно ,непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживаетпри чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения,  не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

 Итоговая оценка знаний и умений обучающихся

  1. За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки обучающемуся учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся 9 класса

Обучающиеся должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя».
  • Выделять главную мысль произведения.
  • Давать характеристику главным героям.
  • Высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
  •  Пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Обучающиеся должны  знать: 

  • наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-

во часов

Дата

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Коррекционная

работа

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 часов)

1

Вводный урок. Жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки

1

02.09

Знать жанры устного народного творчества, определять их среди других жанров.

Развивать устную речь при анализе статьи об УНТ, ответах на вопросы.

2

Жанры устного народного творчества. Былина. Сказка. Народная песня

1

03.09

Выразительно читать и  употреблять пословицы и поговорки в речи для точности выражения мыслей.

Конкурс

«Знатоки пословиц».

3

Русская народная песня                             «Колыбельная».

1

04.09

Читать произведения малого народного творчества не спеша, плавно, мелодично.

Развитие эмоционально – волевой сферы, памяти , внимания.

Развитие  устной речи при ответах на вопросы.

4

Русская народная песня                             «За морем синица жила».

1

06.09

Читать произведения малого народного творчества не спеша, плавно, мелодично.

Развитие эмоционально – волевой сферы, памяти , внимания.

Развитие  устной речи при ответах на вопросы.

5

Былина «На заставе богатырской».

1

09.09

Чтение  текста. Нахождение и чтение старинных слов и выражений. Ответы на вопросы.

Развитие эмоционально – волевой сферы, памяти , внимания

6

Былина «На заставе богатырской».

1

10.09

Интонационно выразительное чтение былины. Подготовка к  пересказу.

Развитие эмоционально – волевой сферы, памяти , внимания

7

Урок развития речи. Пересказ былины по плану

1

11.09

Пересказ былины по плану.

Развитие  устной речи

8

Урок развития речи. Сочинение по картине «В.М. Васнецова «Три богатыря»

1

13.09

Написание сочинения  по картине.

Развитие зрительного восприятия через работу с иллюстрацией «Три богатыря».

9

10

11

12

Русская народная сказка

«Сказка про Василису Премудрую».

5

16.09

17.09

18.09

20.09

Выразительно читать сказку по ролям; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста; характеризовать героев  сказки и сопоставлять их

Развитие речи через пересказ сказки по плану.

Работа по иллюстрации. Стр. 20, 27.

13

Русская народная сказка  

«Лиса и тетерев».

    1

23.09

Выразительно читать сказку

по ролям;  передать содержание сказки.

Развитие внимания, логического мышления при составлении плана; устной речи при ответах на вопросы, при пересказе. Активизировать словарный запас. стр.32

14

Внеклассное чтение по теме «Былинные герои Древней Руси»

1

24.09

Работать с дополнительной литературой, самостоятельно ориентироваться в мире книг.

Развитие  внимания при описании героев былины; мыслительной деятельности, устной речь при анализе былин, ответах на вопросы

15

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».  Проверка техники чтения. Я Пынясов Хитрый огурчик.

1

25.09

Передать содержание прочитанных произведений

Работать над развитием монологической речи при кратком пересказе

                                                                  ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX ВЕКА (60 часа)

16

В.А. Жуковский. Страницы биографии.

1

27.09

Составлять краткий конспект по плану;  выступать публично, презентовать свой ответ.

Развитие речевой активности при анализе статьи.

17

18

19

20

21

Сказка «Три пояса».

1ч. – Три сестры главные героини сказки.

2ч. – Встреча в лесу.

3ч. – Подарок старой женщины.

4ч.- Во дворе у князя.

5ч. - Людмила избранница князя.

5

30.09

1.10

2.10

4.10

7.10

Понимать особенности героических волшебных сказок; анализировать сказку; характеризовать героев  и сопоставлять их ; выборочное чтение,  чтение по ролям.

Развитие речевой активности через беседу на вопросы, развитие долговременной памяти через пересказ.

22

Обобщающий урок по творчеству В.А. Жуковского.

1

8.10

Уметь обобщать и делать выводы, выделять главное и второстепенное

Развитие речевой активности через беседу на вопросы,

23

Урок развития речи. Сочинение-отзыв по плану

1

9.10

Написание сочинение-отзыва по плану.

Развитие связной речи, умения анализировать.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769 – 1844г.) – 4 часа

24

И.А. Крылов. Биография.  

     1

11.10

Знать биографические данные писателя.

Презентовать свой ответ¸ используя доступный  наглядный материал

Развитие памяти, речи, обогащение словаря.  Развитие логического мышления, через обдумывание ответов на   вопросы.

25

Басня как литературный жанр.

1

14.10

Понимать особенности басни как жанра литературы

Развитие памяти, речи, обогащение словаря.  

26

Басня «Кот и Повар».

1

15.10

Выразительно читать басню по ролям; находить  и объяснять мораль басни. Умение отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из басни.

Развитие воображение через устное рисование.

27

Внеклассное чтение.

Урок- экскурсия «Подруга жизни – басня».

1

16.10

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; характеризовать героев басен;

 осознавать нравственный, жизненный смысл басни, правильно понимать мораль.

Развитие интереса к книге, самостоятельному чтению.

Развитие речи через построение полных ответов.

Развитие выразительности через инсценирование.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН(1799 – 1837)- 16 часов

28

29

А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии».  

2

18.10

21.10

Знать факты биографии поэта. Делить текст на части и   подтверждать фактами из биографии пункты плана.

Развитие логического мышления, через обдумывание ответов на   вопросы.

30

31

32

33

34

Поэма «Руслан и Людмила».

Встреча с героями.

Руслан и его соперники.

Схватка Руслана с Рогдаем.

Встреча с головой.

Раскрытие секрета могущества Черномора.

Победа Руслана над всеми силами.

5

22.10

23.10

25.10

5.11

6.11

Осознанно выразительно читать по ролям;  отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста;  делить текст  на части, озаглавливать каждую часть;  давать

 характеристику

героям.

Развивать слуховое восприятие при чтении;

развивать речь при пересказе по

плану. Развитие памяти через заучивание наизусть отрывка.

35

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

«Югра – уголок России».

1

8.11

Отбирать нужную информацию по теме, самостоятельно ориентироваться в периодической печати; анализировать  прочитанные произведения.

Развитие читательской самостоятельности, развитие кругозора, знакомство с историей КМНС.

36

37

38

39

40

41

А. С. Пушкин.              

Повесть.  «Барышня – крестьянка».

1.Быт и жизнь двух  соседей помещиков.

2.План Лизы.

3.Встреча двух помещиков.

4. В гостях у Берестовых.

5. Счастливый конец повести.

6

11.11

12.11

13.11

15.11

18.11

19.11

Бегло, осознанно читать текст по ролям;  отвечать на вопросы и подтверждать  свой ответ примерами из текста; соотносить основную тему с названием повести.

 Пересказывать сюжетную линию произведения, давать оценку поступкам героев, анализировать их характеры на основе сопоставления.

Конкурс

«Идеальный чтец».

Прогнозирование

событий и сверка

своих размышлений

 с текстом.

Развивать слуховое восприятие, устную речь при пересказе, логическое мышление при определении основной мысли рассказа.

42

Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина

1

20.11

Отбирать нужную информацию по теме, выделять главное, анализировать и обобщать

Развивать слуховое восприятие, устную речь при пересказе, умение анализировать и делать выводы

43

Внеклассное чтение. «По страницам произведений А.С. Пушкина»

1

22.11

Отбирать нужную информацию по теме, анализировать  прочитанные произведения

Развитие читательской самостоятельности, развитие кругозора

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 -1841)- 6 часов

44

М.Ю. Лермонтов. Биография поэта.

1

25.11

Знать факта биографии поэта.

Составлять краткий конспект  по тексту учебника.

Развитие, мышления через выделение главной мысли абзаца, озаглавливание абзацев.

45

 Стихотворение «Тучи».

1

26.11

Выразительно читать лирический текст; сравнивать стихотворения Лермонтова и Пушкина.

Развитие памяти через заучивание наизусть.

46

«Баллада».

1

27.11

Выразительно, правильно читать текст, передавая информацию, темпа чтения( работа голосом)

Развитие речи через ответы на вопросы

на стр.112.

47

Стихотворение

«Морская царевна».

1

29.11

Выразительно читать текст, соблюдая интонацию; характеризовать героев, сравнивать их поступки, делить стихотворения на части.

Развитие воображения через словесное рисование.

Развитие зрительного восприятия через работу над  иллюстрацией.

48

Внеклассное                   чтение. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». «Листок».

1

2.12

Презентовать устный ответ на фоне музыкального сопрово-ждения, читать стихотворные произведения наизусть

Развитие внимания, мыслительной деятельности  при ответах на вопросы и при анализе стихотворений.

49

Р.Р. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Кривая уточка»

1

3.12

Выразительно, правильно читать текст, передавая информацию, темпа чтения( работа голосом)

Развитие речи

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852) - 7 часов

50

Н.В. Гоголь. Страницы биографии.

1

4.12

Знать факта биографии поэта, составлять краткий конспект  по тексту учебника.

Развитие связной речи через пересказ статьи по плану.

51

52

53

54

55

56

«Майская ночь,  или Утопленница». (Отрывки)

Главы «Ганка», «…Утопленница», «Пробуждение».

6

6.12

9.12

10.12

11.12

13.12

16.12

Осознанно и бегло читать произведение  по ролям; составлять план; пересказывать сжато текст с опорой на план; выделять элементы фантастики в произведении, анализировать их.

Прогнозирование по названию.

Развитие слухового восприятия, устной речи при пересказе, логического мышления при определении основной мысли рассказа.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821 – 1878)-6 часов

57

Н.А. Некрасов – народный поэт.

1

17.12

Знать факта биографии поэта.

Составлять краткий конспект  по тексту учебника.

Развитие речи, памяти через беседу на вопросам, выборочный пересказ.

58

Стихотворение «Рыцарь на час».

1

18.12

Выразительно и ритмично читать стихотворение; давать речевую характеристику персонажам по опорному плану анализа; находить средства выразительности в тексте

 Развитие образного восприятия стихотворения. Ответы на вопросы, подтверждая свой ответ примерами из текста.

59

60

61

Поэма «Саша». (Отрывки)

3

20.12

23.12

24.12

 Читать отрывки из лирического произведения выразительно; анализировать прочитанное; находить средства выразительности.

Развитие памяти через заучивание отрывка  наизусть.

62

Внеклассное чтение «Вспоминаем прочитанное».

1

25.12

Самостоятельно организовывать свою деятельность при подготовке у устному ответу; анализировать прочитанное.

Развивать восприятие, умение передавать свои чувства и мысли при анализе стихотворений

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820 – 1892) – 5 часов

63

А.А. Фет. Страницы биографии.

1

09.01

Знать факта биографии поэта, составлять краткий конспект  по тексту учебника.

Развитие, мышления через выделение главной мысли абзаца

64

Стихотворение «На заре ты её не буди»

1

10.01

Выразительно читать лирическое произведение; анализировать стихотворение: определять тему, настроение.

Развитие восприятия, умения передавать свои чувства и мысли при анализе стихотворений.

65

Стихотворение «Помню я: старушка няня».

1

13.01

Выразительно читать лирическое произведение; анализировать стихотворение: определять тему, настроение, выделять художественно - выразительные средства лирического произведения.

Развитие наблюдательности, речевой активности

66

67

Стихотворение «Это утро, радость эта».

2

15.01

16.01

Выразительно читать лирическое произведение; анализировать стихотворение: определять тему, настроение, выделять художественно - выразительные средства лирического произведения.

Развитие памяти через заучивание стихотворения наизусть. Работа по репродукции Н.М. Ромадина

«Разлив на Керженце».

А. П. ЧЕХОВ(1860 – 1904)- 7 часа+1

68

А. П. Чехов.                  Страницы биографии.

1

17.01

Научатся: осознанно читать статью в учебнике; составлять краткий конспект по плану

му плану. конспекта  по плану.

Развивать  мышление через выделение главной мысли абзаца

69

70

Рассказ «Злоумышленник».

2

20.01

22.01

Научатся: выразительно читать текст по ролям; задавать репродуктивные и проблемные вопросы к прочитанному тексту; определять авторскую позицию

Умение отвечать на вопросы.

Прогнозирование событий  по названию рассказа.

Развитие, мышления через выделение главной мысли абзаца .

71

72

73

Рассказ «Пересолил».

3

22.01

23.01

24.01

Научатся: выразительно читать текст по ролям; анализировать юмористический рассказ: выделять смешные фрагменты, определять приёмы создания смешного( с помощью учителя); делить рассказ на части по данному плану.

Развивать слуховое восприятие, устную речь при пересказе, логическое мышление при определении основной мысли рассказа.

74

Обобщающий урок по произведениям русской литературы  XIX ВЕКА.

1

29.01

Анализировать прочитанное, выделять главное и второстепенное

Развитие слухового восприятия, устной речи при пересказе, логического мышления при определении основной мысли.

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX ВЕКА (45 часа)

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868 – 1936)- 4 часа

75

76

А.М. Горький. Биография писателя.

2

30.01

31.01

Осознанное чтение текста, написание  краткого конспекта по плану.

Развивать  мышление через выделение главной мысли абзаца. Стр.165

77

78

79

«Песня о Соколе».

3

3.02

5.02

6.02

Осознанное чтение. Чтение по ролям

Развивать слуховое восприятие, устную речь при пересказе, логическое мышление при определении основной мысли рассказа.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893 -1930)-3 часа

80

В. В. Маяковский.  

Страницы биографии.

1

7.02

Научатся: осознанно читать статью в учебнике; составлять краткий конспект по плану.

Развивать  мышление через выделение главной мысли абзаца . коррекция речевой деятельности . Рассказ о творчестве писателя по плану.

81

82

Стихотворение. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

2

10.02

12.02

Научатся: выразительно читать стихотворение, соблюдая логическое ударение и паузы, определять главную мысль.

Речевая разминка.

Развивать  логическое мышление через обдумывание ответов на   вопросы .стр.176

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892 -1941) 3 часа

83

Страницы биографии.

1

13.02

Научатся: осознанно читать статью в учебнике; составлять краткий конспект по плану

Развивать слуховое восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

84

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась».

1

14.02

Научатся: выразительно читать лирическое произведение; анализировать стихотворение: определять тему, настроение, выделять художественно - выразительные средства

Развивать память через заучивание наизусть.

85

Стихотворение

«Вчера ещё в глаза глядел».

1

17.02

Научатся: выразительно читать лирическое произведение; анализировать стихотворение: определять тему, настроение, выделять художественно - выразительные средства лирического произведения;  подтверждать своё мнение, используя строки стихотворения.

Развивать восприятие, умение передавать свои чувства и мысли при анализе стихотворений.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (1892 -1968)-6 часов.

86

К . Г. Паустовский. Биография писателя. «Я навсегда и всем сердцем привязан к России».

1

19.02

Знать факты биографии поэта. Научатся: делить текст на части и   подтверждать фактами из биографии пункты плана.

Развивать слуховое  восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

87

88

89

90

Рассказ

«Стекольный мастер».

4

20.02

21.02

26.02

27.02

Научатся: читать незнакомый текст вслед за учителем; выделять главную мысль текста выборочно пересказывать художественный текст; находить слова, которые использует автор для описания красоты и образности природы.

Развивать слуховое восприятие, устную речь при пересказе, логическое мышление при определении основной мысли рассказа.

Развивать память через заучивание наизусть абзаца.

91

Внеклассное чтение.  К.Г. Паустовский «Старик в потертой шинели»

1

28.02

Научатся: отбирать нужную информацию по теме, самостоятельно ориентироваться в  выборе; анализировать прочитанные рассказы.

Развивать  выразительность через чтение по ролям.

Развивать логическое мышления через выборочный пересказ.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН(1895 – 1925) -5 часов

92

 С. А. Есенин.

Страницы биографии.

1

2.03

Знать факта биографии поэта. Научатся: делить текст на части и   подтверждать фактами из биографии пункты плана.

Развивать слуховое  восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

93

Стихотворение

«Нивы сжаты, рощи голы».

1

4.03  

Научатся: выразительно читать лирическое произведение; анализировать стихотворение: определять тему, настроение, выделять художественно - выразительные средства лирического произведения.

Развивать зрительное восприятие через работу по картине на цветной вклейке В.Д. Поленова «Ранний снег» и Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка».

94

Стихотворение «Собака Качалова»

1

5.03

Научатся: выразительно читать произведение; анализировать стихотворение; подтверждать своё мнение, используя строки стихотворения.

Речевая разминка.

Развивать  логическое мышление через обдумывание ответов на   вопросы с. 195.

95

Р.Р.  Описание картины

 В.Д. Поленова «Ранний снег».

1

6.03

Научатся: строить простой план; подбирать цитаты из стихотворений; писать сочинения по плану, используя строки из стихотворения.

 Речевая разминка.

Развивать выразительность через чтение.

Развивать речевую активность через беседу по вопросам.

96

Внеурочная деятельность. Урок-конкурс.Внеклассное               чтение «Красота и звуки родного края в произведениях С. Есенина

1

6.03

Научатся: отбирать нужную информацию по теме, самостоятельно ориентироваться в  выборе стихотворений о природе» выразительно читать стихотворения наизусть.

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Учить  вспоминать последовательность событий, явлений природы

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ(1905 -1984) – 8 часов

.

97

М.А. Шолохов. Страницы биографии.

1

11,03

Знать факта биографии писателя.

Научатся: составлять краткий конспект  по тексту учебника.

Развивать слуховое  восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

98

99

100

101

Рассказ «Судьба человека».

4

.12.03

13.03

16.03

18.03

 Научатся: выразительно читать  по ролям; передавать содержание прочитанного по коллективно составленному плану; анализировать поступки главного героя.

Речевая разминка.

Развивать выразительность через чтение.

Развивать речевую активность через беседу по вопросам.

102

103

Р.Р. Пересказ эпизода. «Побег Андрея из плена»

Изложение.

2

19.03

20.03.

Научатся: излагать письменно пересказ эпизода побега Андрея из плена по плану.

Развивать слуховое  восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

104

Внеурочная деятельность. Урок-презентация. Внеклассное чтение М. Шолохов. «Наука ненависти»

1

20.03

Научатся: отбирать нужную информацию по теме, самостоятельно ориентироваться в  выборе стихотворений о природе» выразительно читать стихотворения наизусть.

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Учить  вспоминать последовательность событий, явлений природы

                                                                               ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ (1925 -2002)- 5 часов

105

 Е. И. Носов. Страницы биографии.

1

30.03

Научатся: составлять краткий конспект  по тексту учебника.

 Речевая разминка.

Развитие выразительности через чтение.

Пересказ.

106

107

108

Рассказ «Трудный хлеб».

Нравственные проблемы произведения.

3

1.04

2.04

3.04

Научатся: выразительно читать текст по ролям; выделять главную мысль текста, отвечая на поставленные вопросы; анализировать поступки героев рассказа; определять  проблему ответственности человека за свои поступки в отношении природы.

Прогнозирование по названию.

Развивать логическое мышление через нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Развитие связной речи через пересказ

109

Р.Р. Проверка техники чтения. Ю. Ермолаев. «Два пирожных»

1

6.04

Читать бегло, осмысленно.

Развитие связной речи через краткий пересказ прочитанного.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ (1936 – 1971)- 4часа

110

111

Н. М. Рубцов.            Страницы биографии.                                           Стихотворение  «Тихая моя Родина».

2

8.04

9.04

Научатся: выразительно, ритмично читать стихотворения; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста ; выделять общую тему в живописи и поэзии.

Развивать образное восприятие через анализ стихотворения

112

Стихотворение

«Русский огонёк»

1

10.04

Научатся: выразительно читать стихотворение на фоне музыкального сопровождения; анализировать стихотворение с помощью учителя.

Развивать речевую активность через беседу по вопросам.

113

Стихотворение

«Зимняя песня».

1

13.04

Научатся: читать стихотворение выразительно; определять главную мысль стихотворения; выделять определения, которыми пользуется автор для создания образов плохого и хорошего в жизни.

Развивать память через заучивание наизусть

Развитие выразительности через чтение.

ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ (1938 – 1995)- 7 часов

114

Ю. И. Коваль. Слово о писателе.

1

15.04

Научатся: составлять краткий конспект  по тексту учебника

Развитие выразительности через чтение.

Пересказ.

115

116

117

118

119

 

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

5

16.04

17.04

20.04

22.04

23.04

Научатся:  выразительно читать текст по ролям, задавать репродуктивные и проблемные вопросы к прочитанному тексту; анализировать юмористический рассказ: выделять смешные фрагменты, определять роль юмора в раскрытии идейного замысла произведения; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста; давать характеристику поступкам героев.

Речевая разминка.

Развитие логического мышления, через обдумывание ответов на   вопросы . Словесное рисование портрета главного героя рассказа.

120

Контрольная работа по прочитанным произведениям

1

24.04

Проверка усвоения изученного материала

Развивать логическое мышление через обдумывание ответов на   вопросы. Развитие связной речи через словесное рисование.

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ литературы (16 часов)

РОБЕРТ ЛУИС СИВЕНСОН (1850 – 1894) -2 часа

121

122

Р. Стивенсон.                  «Баллада»

 «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.

2

27.04

29.04

Научатся: выразительно читать балладу;  составлять план текста, пересказывать текст с опорой на план; выделять главную мысль;

видеть проблему сохранения национальных традиций в балладе.

Развивать логическое мышление через обдумывание ответов на   вопросы. Развитие связной речи через словесное рисование.

ЭРНЕСТ СЕТОН – ТОМПСОН(1860-1946) – 6 часов

123

Э. Сетон – Томпсон. Страницы биографии.

1

30.04

Знать: факта биографии поэта. Научатся: составлять краткий конспект  по тексту

учебника.

Развивать слуховое  восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

124

125

126

127

Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап».

4

4.05

6.05

7.05

8.05

Научатся: выразительно читать текст по ролям, передавая при чтении удивление, сомнение, раздражение героев; находить заданные для анализа фрагменты текста, пересказывать их; анализировать отношение героев в их развитии; делить текст на части и составлять  коллективный план.

Речевая разминка.

Развивать логическое мышление  через обдумывание ответов на   вопросы . Развитие связной речи через пересказ по составленному плану.

128

Внеурочная деятельность. Урок-концерт. Внеклассное чтение.  Устный журнал: «Война и поэзия».

1

8.05

Научатся: самостоятельно организовывать свою деятельность, работать с различными источниками информации, выбирать материал, структурировать его для сообщения по теме: выступать публично, выразительно читать стихотворения на фоне музыкального сопровождения;  анализировать стихотворения о войне.

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления

ДЖЕРАЛЬД  ДАРРЕЛ (1925 -1995) – 5 часов

129

Д. Даррел.                     Страницы  биографии.

1

11.05

Научатся: осознанно читать  текст; выбирать главные мысли и составлять краткий пересказ.

Развивать слуховое  восприятие, устную речь при пересказе по опорному плану.

130

131

132

133

Рассказ

 «Живописный жираф».

4

13.05

14.05

15.05

18.05

Научатся: выразительно читать отрывки текста; находить главную мысль; выделять главных героев, анализировать их характеры на основе сопоставления, строить сравнительную таблицу.

 Развивать выразительность  через чтение по ролям.

Развитие связной речи через краткий  пересказ

134

Обобщающий урок

за курс 9 класса

1

20.05

Научатся : работать в группе над поставленной задачей; использовать приём «мозгового штурма» для решения поставленной задачи; строить устный ответ, выступать публично.

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления

135

Викторина «Герои книг»

1

21.05

Научатся: самостоятельно организовывать свою деятельность, работать с различными источниками информации, выбирать материал

Развитие связной речи через краткий пересказ прочитанного.

136

Итоговый урок.

1

22.05

Научатся: работать в группе над поставленной задачей; использовать приём «мозгового штурма» для решения поставленной задачи; строить устный ответ, выступать публично

Развивать логическое мышление через обдумывание ответов на вопросы. Воспитание культуры поведения в игре

Итого по программе  за год 136 часа

Приложение 2

Оценка письменных работ V - IX классы

Оценка

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

«5»

ставится за работу без ошибок

если в работе выполнено правильно 65 % заданий

«4»

ставится за работу с 1 – 2 ошибками

если в работе выполнено правильно от 50 % до 60 % заданий

«3»

ставится за работу с 3 – 5 ошибками

если в работе выполнено правильно от 35 % до 50 % заданий

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов   (пропуски,  перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение  структуры   слова).   При   выставлении   оценки  все  однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

Изложения и сочинения. V - IX классы

В V классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в V - VII классах – 45-70 слов, в VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;   допускается   одна-две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя — тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.

Оценка «5» ставится ученику за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается одна-три орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за работу без искажений авторского текста, с одной-двумя ошибками в построении предложений, с двумя-четырьмя орфографическими ошибками.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с тремя-четырьмя ошибками в построении предложений и употреблении слов, с шестью-семью орфографическими ошибками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1) 2000 год Рекомендована Министерством образования РФ  
  2. Чтение.  Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII. Авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова Москва «Просвещение» 2010
  3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник для студентов деф.фак.педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г.
  4. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997
  5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
  6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.