Промежуточная аттестация по рус яз 9кл ФГОС
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Вариант промежуточной аттестации с кодификатором и спецификатором. Есть варианты работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация

в форме тестирования  по русскому языку в 9 классе

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся

Кодификатор составлен на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Кодификатор состоит из двух разделов:

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации;

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации.

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые на промежуточной аттестации

1.

Речь. Речевая деятельность

1.1

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

1.2

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

1.3

Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

1.4

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.  Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

2.

Культура речи.

2.1

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

2.2

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

3.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Общие сведения о языке.

3.1

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

3.2

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

3.3

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

3.4

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.

4.

Фонетика, орфоэпия и графика.

4.1

Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Применение знаний по фонетике в практике правописания.

4.2

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

4.3

Связь фонетики с графикой и орфографией.

4.4

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.

4.5

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

5.

Морфемика и словообразование.

5.1

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.

5.2

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.

5.3

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

6.

Лексикология и фразеология.

6.1

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).

6.2

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

7.

Морфология.

7.1

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. 

7.2

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

7.3

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

8.

Синтаксис.

8.1

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.

8.2

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.

8.3

Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

8.4

Синтаксический анализ  сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутри текстовые средства связи.

8.5

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения.

8.6

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

9.

Правописание: орфография и пунктуация.

9.1

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

9.2

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

9.3

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся.  

Код требования

Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на промежуточной аттестации.

Должен научиться:

1

1.1

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

1.2

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

1.3

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

1.4

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

1.5

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

1.6

использовать знание алфавита при поиске информации;

1.7

различать значимые и незначимые единицы языка;

1.8

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

1.9

членить слова на слоги и правильно их переносить;

1.10

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

1.11

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

1.12

проводить лексический анализ слова;

1.13

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

1.14

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

1.15

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

1.16

находить грамматическую основу предложения;

1.17

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

1.18

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

1.19

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения

1.20

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

1.21

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

1.22

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

1.23

использовать орфографические словари.

2

Должен уметь:

2.1

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять

2.2

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

2.3

опознавать различные выразительные средства языка;

2.4

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

2.5

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного

2.6

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

Спецификация 

 

  1. Назначение работы  оценить уровень подготовки по русскому языку в 9  классе в целях промежуточной аттестации учащихся.

2. Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся;

3. Характеристика структуры и содержания   работы.

В работу по русскому языку включено 11   заданий, среди которых:

        1) 5 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится пять варианта ответа, из которых верно  два и более ответа.

        2) 6 заданий - задания с кратким ответом,  либо в которых ответ необходимо записать в виде  последовательности букв.

         Работа представлена четырьмя вариантами.

Таблица 1.

Распределение заданий по частям промежуточной аттестации.

Части работ

Количество

   заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла

Тип заданий

1

Часть 1

5

5

45,5

Выбор ответа

6

6

54,5

Краткий ответ

итого

11

11

100

На выполнение работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении тестирования разрешается использование : нет

6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

1. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

Номера верных ответов для заданий с выбором ответа, верные ответы для заданий с кратким ответом, примеры ответов на задания с развёрнутым ответом приведены в «Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий», которые предлагаются к каждому варианту работы.

Все задания работы с выбором ответа оцениваются в1 балл, а с кратким ответом в 1 балла (в зависимости от полноты ответа).

Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом, полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный  балл работы составляет – 11 баллов

на « 5 » - 11-10  баллов                   на « 4 » - 9- 8 баллов                      на « 3 » - 7-6 баллов  

Приложение

Обобщенный план работы промежуточной аттестации

Тип задания:

ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом.

Уровни сложности заданий:

Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.

Коды проверяемых элементов содержания

Коды требований к уровню подготовки

Тип

задания

Уровень сложности задания

Максимальный балл за

выполнение задания

1

8.2; 8,4

1,16; 1,17; 1,18;1,19

ВО

Б

1

2

8.2; 9.2; 9,3

1.18;1,19;  1.22;

КО

Б

1

3

 8.2 ; 9.2

1.18;1,19;  1.22;

КО

Б

1

4

8.1

1,14

КО

Б

1

5

8.1

1.14

КО

Б

1

6

9.1; 9,3

1.10; 1.11; 1.21; 1.23.

ВО

Б

1

7

9.1;9,3

1.10; 1.11; 1.21; 1.23.

ВО

Б

1

8

1,1; 1,2; 1,3

1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1,5

ВО

Б

1

9

3,3

,2,3.

ВО

Б

1

10

8,2; 8,4

1,16; 1,17; 1,18;1,19

КО

Б

1

11

6,1

1,12

КО

Б

1

Вариант 1

1. Синтаксический анализ.   Прочитайте текст.

(1)Спор – сложное явление. (2)Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. (3)Протекая всегда в определённом контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость. (4)Манера спора, его остротá, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (5)Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём - либо ином, но не менее важном. (6)Другими словами, побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) спор – явление (предложение 1)  2) не сводится к столкновению (предложение 2)

3) он затрагивает достоинство (предложение 3)

4) используемые средства (предложение 4)

5) следствия могут ослабить (или) свести на нет (предложение 6)

2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долго перед нами простирается одна голая долина(1) и уже начинает сильно раздражать своей пустотой и ограниченностью впечатлений(2) потому что из растительного мира видна только густая трава(3) да мелкая кустарниковая поросль в стороне(4) но зато справа и слева(5) позади и впереди - всюду степная ширь(6) и воля.

3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Проводив(1) маму с отцом в очередную командировку(2) мы с бабушкой тут же (3) как заговорщики (4) собирались на экстренный совет. Невысокая (5) сухонькая (6) с коротко подстриженными(7) волосами (8) бабушка напоминала озорного мальчишку(9) а этот мальчишка (10) как говорили (11) сильно смахивал на меня.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «детский писк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «пить с жадностью », построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ТОВАРИЩ - у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется

2) СТЕКЛЯННЫЕ (дверцы) - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН

3) В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца – в окончании существительного в форме П.п. пишется буква Е

4) очень НЕГЛУПО – НЕ с наречием пишется слитно, так как рядом стоит наречие качества ОЧЕНЬ

5) жить ПО-СТАРОМУ – наречие пишется через дефис, так как образовано при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ

7. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВЫРОВНИТЬ (землю) – правописание слов с корнями –РАВН- и –РОВН- зависит от сочетания –ВН

2) ИСПЕЧЁМ – в суффиксе глагола после шипящей под ударением пишется буква Ё

3) НАРИСОВАННОЕ (дерево) - в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, если в слове есть суффикс –ОВА-/-ЕВА

4) В ТЕЧЕНИЕ дня – имя существительное с предлогом пишется раздельно

5) РАСПОЛОЖЕНО – в краткой форме причастия пишется одна буква Н

Прочтите текст и выполните задания 8–11.

(1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот – я люблю… (24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст. (25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, каки нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, конейподыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

8. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Хлудов – художник, творчество которого не всегда понимали, но которое можно отнести к настоящему искусству.

2) Его картины наполнены радостью.

3) В редакции похвалили автора за прекрасную статью о Хлудове.

4) «Настоящий» искусствовед высоко оценил творчество Хлудова, посвятив ем огромную статью.

5) Автор любит Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

9. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является лексический повтор.

1) Так вот – я люблю… Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

2) Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

3) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.

4) Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

5) Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.

10. Синтаксический анализ.   

Выпишите грамматическую основу предложения 28.

11. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ПОЛОТНО (предложение 35). Напишите этот синоним.

Вариант 2

1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Великие физические открытия XX века стали возможными благодаря применению научного метода для познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно описать основные составляющие этого метода и содержание деятельности исследователя, вступившего на трудный путь познания истины. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим –экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей. (5)Третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира, четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир и открыть новые миры. (6)Таким образом, усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) открытия стали возможными (предложение 1)

2) можно (предложение 2

3) может освоить (предложение 3)

4) можно изменить (предложение 5)

5) которое служит (предложение 6)

2. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Очень ясно представлялась Пастухову(1) , что вот(2) , наверное(3) , совсем такими же(4) настороженными перекличками птиц просвистывала такая же утренняя тишина и несколько веков назад(5) , когда нежданнонегаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса(6) и потом раздавался обрывистый(7) железный удар по дереву. 

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение(1) продукты(2) инструменты(3) личные вещи(4) однако (5) ледяной аэродром на реке(6) где нас с Василием Николаевичем должны были высадить(7) затопила наледь(8) и теперь там невозможно (9)было посадить самолет.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ресурсы природы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «глубокая грусть », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание

6. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БОЛЬШОГО (дерева) - в окончании отымённого имени прилагательного после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е

2)вовсе НЕ РАДОСТНО – частица НЕ с наречием пишется раздельно, так как есть зависимое слово

3) ученица умна и ОБРАЗОВАННА – в кратком прилагательном в суффиксе –АН- пишется две буквы Н

4)восстание ПОДАВЛЕНО – в кратком прилагательном пишется одна буква Н

5) НЕСМОТРЯ НА усталость – производный предлог пишется с частицей НЕ слитно

7. Орфографический анализ текста.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих

1) работать СОСРЕДОТОЧЕННО - в кратком причастии сохранился суффикс прилагательного -ЕНН, от которого

2) ЦИНГА - в корне слова после Ц пишется буква И

3) УСЕЯННЫЕ (дорожки) – в страдательном причастии, образованном от глагола, имеющего приставку, пишется две

4) ОДНОКОРЕННЫЕ слова – в суффиксе отымённых прилагательных –ЕНН- пишется НН

5) ВСЛЕДСТВИЕ болезни – это наречие, которое пишется слитно, на конце буква Е

Прочтите текст и выполните задания 8–11.

(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6) Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.

(10)Вызвали на обыкновенный пожар…

(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама… (20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь. (29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

(30) – Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки. (33)А я как умалишённая:

(34) – Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:

(43) – Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:

(48) – Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь… (57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58) О страшном… (59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила... (61)И люблю… (62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий. (по С.А. Алексиевич*)

8. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Пожарные, которых вызвали на пожар, знали, что это не обычный пожар.

2)Героиня всё время посвящала своему больному мужу, несмотря на опасность, потому что любила.

3)Настоящая любовь побеждает всё, для неё не существует страха, усталости, препятствий!

4)Врачи не пускали героиню к мужу, говоря, что он уже радиоактивный объект, а не человек.

5) Рассказчица уехала к родителям, оставив своего мужа.

9. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является парцелляция.

1) Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. Всегда вдвоём.

2) А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!»

3) А всё такое родное. Любимое…

4) Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!»

5) Что ты надумала? Сгорите вместе.

10. Синтаксический анализ.   

Выпишите грамматическую основу предложения 55.

11. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный антоним к слову СМЕРТИ (предложение 57). Напишите этот антоним.

Вариант 3

1. Синтаксический анализ предложений. Прочитайте текст.

(1)В течение миллиардов лет существования нашей планеты с ней происходили большие изменения. (2)Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3)Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4)Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5)Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6) Все эти изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) происходили изменения (предложение 1)

2) она покрывалась (предложение 2)

3) меняли положение (предложение 3)

4) оболочка насытилась (предложение 5)

5) которая поведала (предложение 6)

2. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Проводив(1) маму с отцом в очередную командировку(2) мы с бабушкой тут же (3) как заговорщики (4) собирались на экстренный совет. Невысокая (5) сухонькая (6) с коротко подстриженными(7) волосами (8) бабушка напоминала озорного мальчишку(9) а этот мальчишка (10) как говорили (11) сильно смахивал на меня.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пошли медленным(1) размеренным(2) тяжёлым(3) солдатским шагом(4) пошли к тому неизвестному месту(5) которое на карте их командира отмечено(6) должно быть(7) обыкновенным красным крестиком.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «утренняя пробежка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «говорил с восторгом », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание

6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ТОВАРИЩ - у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется

2) СТЕКЛЯННЫЕ (дверцы) - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН

3) В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца – в окончании существительного в форме П.п. пишется буква Е

4) очень НЕГЛУПО – НЕ с наречием пишется слитно, так как рядом стоит наречие качества ОЧЕНЬ

5) жить ПО-СТАРОМУ – наречие пишется через дефис, так как образовано при помощи приставки ПО- и суффикса –ОМУ

7. Орфографический анализ текста.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих

1) работать СОСРЕДОТОЧЕННО - в кратком причастии сохранился суффикс прилагательного -ЕНН, от которого

2) ЦИНГА - в корне слова после Ц пишется буква И

3) УСЕЯННЫЕ (дорожки) – в страдательном причастии, образованном от глагола, имеющего приставку, пишется две

4) ОДНОКОРЕННЫЕ слова – в суффиксе отымённых прилагательных –ЕНН- пишется НН

5) ВСЛЕДСТВИЕ болезни – это наречие, которое пишется слитно, на конце б

Прочтите текст и выполните задания 8–11.

Сказка «Слёзы Буая»

(1)Однажды крокодил Буая захотел переменить место жительства. (2)Он покинул реку и пополз прямиком без дороги. (3) А так как он не обдумал, куда пойти, то попал в безводную местность, где не росло ни дерева, ни кустика. (4)Крокодил изнемогал от жары, он лежал без движения и горевал, что пришли его последние минуты. (5)Но тут он заметил, что по тропинке идёт подросток. (6)Обрадованный Буая позвал его: «Эй, дружок, пойди-ка ко мне!» (7)Юноша ничуть не испугался, он приблизился и спросил: «Чего тебе от меня надо?» (8)С притворной кротостью Буая сказал: (9)«Я вижу, что ты храбрец и герой! (10)Ноги твои стройны, как стволы пальмы, а мускулы на твоих руках крепки, как корабельные канаты, наверное, и сила в тебе большая, и ты не сочтёшь за труд мне помочь! (11)Я исходил много дорог, и так устал, что мне уже не добраться до воды! (12)Для тебя это сущий пустяк, отнеси меня к воде, сделай это, и я буду благодарен тебе и щедро тебя вознагражу!»

(13)Юноша был беден, он подумал: «Если я заработаю хоть немного денег, то кроме риса смогу купить ещё какой-нибудь приварок. (14)Почему бы мне не снести крокодила к реке?» (15)И он сказал: «Хорошо, дедушка Буая, я тебя отнесу!» (16)Он взвалил крокодила на спину и потащил его, напрягая все силы, к реке. (17)Но только он положил крокодила на берегу, как тот взмолился: «Разве ты не можешь сделать ещё два-три шага и внести меня в самую воду, ведь мне так трудно ползать по земле!» (18)Молодой человек пронёс крокодила ещё немного и опустил прямо в воду. (19)Теперь он спросил: «Ну а как с обещанной платой, Буая?» (20) Крокодил пролил слезу и сказал: «Ты видишь, как я растроган! (21)Ты не можешь не признать, что я воздаю тебе добром за добро! (22)Мне ничего не стоило, схватить тебя и съесть, но я этого не сделаю и ограничусь всего

лишь тем, что откушу одну твою ногу». (23)Мальчик возмутился и воскликнул: «Как? Я спас тебя от смерти и с трудом дотащил сюда, а вместо обещанной награды ты ещё собираешься…»

(24) «О-О-О! – перебил его крокодил, и из его глаза выкатилась ещё одна слеза! (25) – Ты не ценишь благородства души моей! (26)Я мог проглотить тебя целиком, с кожей и волосами, но не сделал этого. (27)И если я довольствуюсь всего лишь одной ногой, разве это не великое благодеяние?»

(28)Только теперь бедный юноша понял, в какую он попался ловушку! (29)Он стал ругать крокодила за коварство, крокодил ревел, кричал на юношу. (30)Поднялся такой шум, что проснулась цапля Бонгау. (31)Цапля как раз перед тем съела жирную рыбу, и, стоя на одной ноге, сладко дремала после обеда. (32)Цапля поскорее опустила вторую ногу и воскликнула: «Эй, вы, что вам там надо? Что за крик?»

(33)Юноша рассказал цапле всё, что с ним случилось, и попросил рассудить их с крокодилом. (34)Бонгау задумалась, потом сказала: «Откровенно говоря, я не уверена, вправду ли всё это было? (35)Неужели ты смог нести на себе такого тяжёлого крокодила? (36)Докажи мне сначала, что ты на самом деле можешь это совершить и отнеси крокодила туда, откуда ты его принёс!»

(37)Буая смекнул: «Ну, у мальчишки, пожалуй, не хватит сил, цапля его посчитает лгуном, а меня оправдает». (38)И он сказал: «Я покоряюсь твоему мудрому решению! О, Бонгау».

(39)Юноше пришлось снова взвалить крокодила на спину и тащить его, а Бонгау, полная достоинства, важно шагала позади. (40)Наконец, добрались они до места, и юноша сбросил крокодила на песок.

(41) «Это ли самое место, Буая?» – спрашивает цапля. (42)Крокодил подтвердил. (43)Цапля продолжает задавать вопросы: «А смог ли бы ты спастись сам, без его помощи? Скажи правду, Буая». (44)«Нет, госпожа цапля, один я бы пропал здесь!» (45)Цапля, подумав, решила: «Тогда пусть юноша скажет, хочет ли он тебя теперь выручать?» (46)Но юноша только засмеялся в ответ: «Лицемера, обманщика, который не только не держит своё слово, но и хотел меня сделать безногим калекой! (47)Нет! (48)Такому я во второй раз помогать не стану!» (49)И юноша с цаплей удалились, оставив крокодила лежать на горячем песке.

(50)Вот с тех самых пор, стали называть слёзы притворщика «крокодиловыми слезами», а малайцы просто кличут лицемеров и негодяев именем Буая. (малайская сказка)

8. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В финале крокодил всё же получил наказание за свои неблагодарность и коварство.

2)Мудрая цапля разрешила спор крокодила и мальчика

3)Крокодил щедро отблагодарил юношу за помощь.

4) «Крокодиловыми слезами» называют слёзы благодарности.

5)Неблагодарный крокодил надеялся, что мальчик устал, поэтому у него не хватит сил ещё раз проделать этот путь.

9. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Юноше пришлось снова взвалить крокодила на спину и тащить его, а Бонгау, полная достоинства, важно шагала позади.

2) Наконец, добрались они до места, и юноша сбросил крокодила на песок.

3) Только теперь бедный юноша понял, в какую он попался ловушку!

4) Но юноша только засмеялся в ответ: «Лицемера, обманщика, который не только не держит своё слово, но и хотел меня сделать безногим калекой!»

5) Юноша рассказал цапле всё, что с ним случилось, и попросил рассудить их с крокодилом.

10. Синтаксический анализ.   

Выпишите грамматическую основу предложения 31 .

11. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ПОДРОСТОК (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

Вариант 4

1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

1) В окружающем нас мире мы часто сталкиваемся с явлением коррозии. (2)Под коррозией понимается разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (3)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (4)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (5)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (6) Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) сталкиваемся с явлением (предложение 1)

2) понимается (предложение 2)

3) защитить (предложение 3)

4) добавление значительно увеличивает( предложение 4)

5) надо обновлять (предложение 6)

2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пошли медленным(1) размеренным(2) тяжёлым(3) солдатским шагом(4) пошли к тому неизвестному месту(5) которое на карте их командира отмечено(6) должно быть(7) обыкновенным красным крестиком.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долго перед нами простирается одна голая долина(1) и уже начинает сильно раздражать своей пустотой и ограниченностью впечатлений(2) потому что из растительного мира видна только густая трава(3) да мелкая кустарниковая поросль в стороне(4) но зато справа и слева(5) позади и впереди - всюду степная ширь(6) и воля.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «осенний лес», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «писк детей », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

6. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ СМОТРЯ в книгу – производный предлог пишется с НЕ раздельно

2) ПО-ОСЕННЕМУ холодно – прилагательное пишется через дефис, потому что образовано при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ

3) ПРИГОЖ - у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется

4) с ДЛИННЫМИ косами – в страдательном причастии, образованном от глагола, имеющего приставку, пишется две буквы Н

5) Х ОЛЩОВЫЙ - буква О после шипящих и Ц пишется в суффиксе отымённых прилагательных

7. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БОЛЬШОГО (дерева) - в окончании отымённого имени прилагательного после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е

2)вовсе НЕ РАДОСТНО – частица НЕ с наречием пишется раздельно, так как есть зависимое слово

3) ученица умна и ОБРАЗОВАННА – в кратком прилагательном в суффиксе –АН- пишется две буквы Н

4)восстание ПОДАВЛЕНО – в кратком прилагательном пишется одна буква Н

5) НЕСМОТРЯ НА усталость – производный предлог пишется с частицей НЕ слитно

Прочтите текст и выполните задания 8–11.

(1)Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения? (2)Никто этих правил из головы не выдумывал, они создавались в народе постепенно. (3)Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вошёл!»

(4)«А зачем её снимать, шапку? — думал ты с досадой. — И откуда взялось такое правило?»

 (5)А вот откуда. (6)В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа. (7) Шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные. (8) Их надевали не только готовясь к бою, но и вообще собираясь, скажем, съездить в гости. (9)Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. (10) Даже в городах люди ходили тогда вооружёнными. (11)А уезжая из дому в дальний путь, рыцари обязательно надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под железный шлем с забралом, закрывавшим лицо. (12)Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. (13)Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке.(14) «Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта. (15)Я тебе доверяю. (16)Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. (17)Удара исподтишка не нанесёшь».

(18)Суровые эти времена давно прошли. (19)Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался. (20)Остался потому, что это хороший обычай. (21)Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.

(По А.Дорохову*)

8. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Все мы знаем, откуда появились различные правила поведения.

2) В старину люди не боялись, что на них нападут злые люди.

3)Заходя в дом, снимая головной убор, мы показываем хозяевам, что не опасаемся их.

4)Рыцари ходили в доспехах из листового железа, чтобы защитить себя от врагов.

5) Снимая шлем, рыцарь предупреждал врага о том, что он сможет себя защитить.

9. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является лексический повтор.

1) Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?

2) Шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные.

3) Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.

4) Ты хороший человек, не грабитель и не предатель.

5) В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа.

10. Синтаксический анализ.   

Выпишите грамматическую основу предложения 11 .

11. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный синоним к слову ШАПКУ (предложение 19).

Напишите этот синоним.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

15

15

15

35

2

245

1235

23456891011

124567

3

23456891011

1234678

124567

245

4

Писк детей

Природные ресурсы

Пробежка утром

Лес осенью

5

Жадно пить

Глубоко грустить

Восторженно говорил

Детский писк

6

45

25

45

23

7

35

23

23

25

8

125

234

125

34

9

15

13

34

23

10

Хлудов не боялся рисовать

Душа была крепче

Цапля съела и дремала

Рыцари надевали , прятали

11

картин

любовь

Юноша/ молодой человек/ мальчик

шлем

 

 



Предварительный просмотр:

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема: «Идейное значение «Золотого слова» Святослава».

Учитель:  Пузина М. Ф.

Место работы: МБОУ "СОШ №2" пгт. Нижний Одес

Должность: учитель русского языка и литературы.        

Предмет: литература.        

Класс: 9 класс.        

Номер урока в теме:  4.

Базовый учебник:  А.Г. Кутузов (литература).        

Цель урока: определить идейное значение «Слова о полку Игореве», выполнив анализ эпизода «Золотое слово Святослава».

Задачи:

- обучающие

  • интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;
  • определить идейный замысел «Слова о полку Игореве», заключающийся в  общечеловеческой значимости идеи единства народа, пагубности смут, раздоров.

 - развивающие

  • формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, анализировать содержание текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные, звуковые и зрительные образы;
  • формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
  • формировать различные виды мышления, памяти, внимания и речи.

- воспитательные

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • воспитывать уважительное отношение к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, ЦОР, используемые на уроке.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Проверка домашнего зада-ния.

№ 1-5

И-модуль

 «Слово о полку Игореве» как памятник древнерус-ской литера-туры (базовое изучение),

И - модуль  

«Слово о полку Игореве. Памятник древнерус-ской литературы ХII века и опера А.П. Бородина "Князь Игорь"

И - модуль  

«Феодальная раздроблен-ность»,

И-модуль

«Политичес-кое устройство русских земель в период феодальной раздроблен-ности»,

П-модуль

«Политичес-кое устрой-ство русских земель в период феодальной раздроблен-ности»

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы, проверка домашнего задания.

Слово учителя:

- Дома вы должны были самостоятельно познакомиться  с  информационными и практическими модулями.  Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, представленный в модулях.

Обратимся к тесту,  состоящему из 4 утверждений. Ваша задача – определить, какие из высказываний верные, а какие ошибочные.

Учитель демонстрирует тест на экране проектора.

Учащиеся выслушивают инструкцию к выполнению теста «Верные – неверные утверждения»  и выполняют задание на рабочей карточке (См. приложение № 3).

Задание представлено на экране проектора.

5 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение уникального памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Обратите внимание на ключевую фразу урока: «Главная идея «Слова о полку Игореве» – это ____?______».

Как вы заметили, вторая часть предложения скрыта под знаком вопроса. В первой части предложения использован термин «идея». Что такое «идея художественного произведе-ния»? О чем мы будем говорить на уроке? Что необходимо сделать, чтобы определить идею произведения?  Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить об идее «Слова о полку Игореве». Наша с вами задача – сформулировать идейный замысел произведения. В конце урока мы вернемся к ключевой фразе урока и закончим ее.

Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока.

Примерные ответы учащихся.

- Тема нашего урока – идейный замысел «Слова о полку Игореве».

-На уроке мы должны определить идейный замысел «Слова о полку Игореве», выяснить, какие образы выражают идейный замысел произведения, в каких композиционных элементах заключен идейный замысел «Слова…».  

2 мин.

4.

Актуа-лизация  знаний

№ 6

Аудиофраг-мент

"Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" А.П. Бородина (N 168250)

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы и степени готовности к восприятию нового материала, актуализация  знаний, полученных на предыдущих уроках.

 

Слово учителя:

- Прослушайте отрывок из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», созданной по мотивам «Слова о полку Игореве».  Каким настроением наполнена музыка? Меняется ли это настроение?  Запишите ассоциации, возникшие у вас во время прослушивания музыки.

Учитель воспроизводит аудиофрагмент.

- Какой прием положен в основу данного музыкального отрывка?  (Прием антитезы).

Фрагмент назван «Половецкие пляски». Какая часть фрагмента посвящена половцам? Кому посвящена первая часть отрывка? Почему части противопоставлены друг другу? Какую мысль хотел выразить композитор при помощи антитезы?

Учащиеся прослушивают аудиофрагмент, заполняют таблицу на рабочей карточке (См. приложение № 3).

Учащиеся определяют роль антитезы в музыкальном фрагменте, отвечают на вопросы.

5 мин.

5.

Изуче-ние нового материала

№ 7-9

Иллюстрация

«После побоища Игоря Святославича с половцами (N 109737),

искусствоведческая справка по  картине Васнецова В.М. "После побоища Игоря Свято-славича с половцами" (N 109622),

аудиофраг-мент "Слова о полку Игореве". "Князь Святослав с боярами"      (N 204356).

Изучение нового материала, создание проблемной ситуации.

Слово учителя:

- А теперь обратимся к другому произведению, также созданному по мотивам «Слова о полку Игореве».

Учитель демонстрирует картину В.М. Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами" на экране проектора, приводит некоторые факты из истории ее создания.

- В какой части «Слова …» звучат эти слова? Кто их произносит? Какой эпизод «Слова…» иллюстрирует картина? Почему русская дружина потерпела поражение?  

Ответ на этот вопрос дается в «Золотом слове Святослава».

Учащиеся рассматривают картину В.М. Васнецова, прослушивают искусствоведческую справку и   аудиофрагмент из «Слова о полку Игореве» "Князь Святослав с боярами".

Учащиеся отвечают на вопросы.

5 мин.

 

№ 10

«Слово о полку Игореве»         (N 205364)

№ 11

Интерактив-ная карта

«Древнерус-ские княжества»

(N 48766)

Изучение нового материала,

формирование навыков анализа художественного произведения.  

Слово учителя:

- Обратимся к анализу «Золотого слова Святослава». Задайте, пожалуйста, к этому эпизоду один «тонкий» и «один «толстый» вопросы. Самые интересные вопросы войдут в таблицу сравнения.

- Обратимся к таблице сравнения. Сегодня на уроке мы с вами заполним первую часть таблицы.

Учитель демонстрирует текст эпизода «Золотое слово Святослава» на экране проектора.

Один из сильных учащихся работает у интерактивной доски с интерактивной картой, выполняя индивидуальное задание: «Отметьте на карте, к каким удельным князьям обращается Святослав».

 

Учащиеся формулируют вопросы.

 

Учащиеся заполняют первую часть таблицы сравнения на рабочей карточке (См. приложение № 3).

 

Текст эпизода «Золотое слова Святослава» представлен на экране проектора.

Учащийся работает с интерактивной доской, выполняя индивидуальное задание.

Учащиеся слушают результаты работы.  

3 мин.

15 мин.

1

мин.

6.

Подве-дение итогов урока

Определение степени усвоения материала, оценка качества работы.

Слово учителя:

- Итак, почему слово Святослава названо «золотым»? В чем заключается его ценность? Почему именно этот эпизод является кульминацией «Слова о полку Игореве? Определите главную идею «Слова  о полку Игореве» и закончите ключевую фразу урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, определяют идейный замысел «Слова о полку Игореве», заполняют рабочую карточку (См. приложение № 3).

Примерные ответы учащихся:

В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В «золотом слове» князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. В «золотом слове» Святослава выражена главная идея произведения, она выражена в страстном призыве к князьям выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Главная идея «Слова о полку Игореве – объединение русских князей.

3 мин.

7.

Объяс-нение  домашнего зада-ния

№ 12

Рабочие материалы ученика

«Идея единства Русской земли - Слово о полку Игореве».

 (N 200013)

Объяснение домашнего задания.

Слово учителя:

-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Вам предлагается два варианта домашнего задания. Необходимо выполнить одно задание.

  1. Составить кластер.
  2. Используя рабочие материалы ученика, ответить на вопросы.  

Учащиеся записывают домашнее задание.

2 мин.

        

Приложение к плану-конспекту урока

«Идейное значение «Золотого слова» Святослава».

  Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса        

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы (базовое изучение)

ЭУМ информационного типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/15860/slovo-o-polku-igoreve-kak-pamyatnik-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html

2.

Слово о полку Игореве. Памятник древнерусской литературы ХII века и опера А.П. Бородина "Князь Игорь"

ЭУМ информационного типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/4892/slovo-o-polku-igoreve-pamyatnik-drevnerusskoy-literatury-hii-veka-i-opera-a-p-borodina-knyaz-igor.html

3.

«Феодальная раздробленность»

ЭУМ информационного типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/919/feodalnaya-razdroblennost.html

4.

 «Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности»

ЭУМ информационного типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/13842/politicheskoe-ustroystvo-russkih-zemel-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html

5.

 «Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности»

ЭУМ практичес-кого типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/21686/politicheskoe-ustroystvo-russkih-zemel-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html

6.

"Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" А.П. Бородина

(N 168250)

Аудиофраг-мент

Прослушивание аудиофрагмен-та

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777037d-009e-4a15-9983-92776c2d6dde/?interface=teacher

7.

После побоища Игоря Святославича с половцами

(N 109737)

Иллюстрация

Просмотр иллюстрации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69b3a2f4-9476-4479-811b-1e8e5881c54a/Vasnecov.PoslePoboisha.jpg

8.

После побоища Игоря Святославича с половцами (описание и история создания)

(N 109622)

Текст / текст с иллюстрация-ми

Чтение искусствовед-ческой справки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a419bcb-121f-4c3a-b357-3ab306e1841e/Vasnecov.PoslePoboisha-opis.htm

9.

Фрагмент "Слова о полку Игореве". "Князь Святослав с боярами" (N 204356)

Аудиофраг-мент

Прослушивание аудиофрагмен-та

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/092066fe-7e93-4bcf-82ae-96e4830ee256/?interface=teacher

10.

Слово о полку Игореве (N 205364)

Текст/Текст с иллюстрациями

Чтение текста

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7c8a2d41-fec8-4ab1-a420-92fa7250cfec/?interface=teacher

11.

Древнерусские княжества (N 48766)

Гипертекст/ Гипертекст с иллюстрациями

Работа с интерактивной картой

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d6f658c-8708-8273-d076-b48090194ff1/?interface=teacher

12.

Идея единства Русской земли - Слово о полку Игореве.. (N 200013)

Текст/Текст с иллюстрациями

Оформление рабочих материалов ученика

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5342daa1-633c-4ff3-b552-2f42aa0f7513/?interface=teacher&subject=10

        

Приложение к плану-конспекту урока

«Идейное значение «Золотого слова» Святослава».

Рабочая карточка учащегося.

Число  _______________________________________________________

Классная работа

Ключевая фраза урока:

              Главная идея «Слова о полку Игореве» – это ________?___________

Задание № 1.  Отметьте те утверждения, которые вы считаете верными.

  1. Княжеские междоусобицы начались в 12 веке.
  2. Процесс феодальной раздробленности привел к возникновению сильного централизованного русского государства.
  3. Главный конфликт «Слова…» - внешний конфликт между русскими князьями, их дружинами и половцами.
  4. В «Слове…» важен и внутренний конфликт между князем Игорем, его родственниками (братом, сыном и  племянником) и другими князьями во главе с князем Святославом.

Задание № 2. Прослушайте отрывок из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», созданной по мотивам «Слова о полку Игореве».  Каким настроением наполнена музыка? Меняется ли это настроение?  Запишите, какие ассоциации у вас возникли во время прослушивания музыки.

Настроение

Настроение

Ассоциации

Ассоциации

Задание № 3.  Задайте один «тонкий» и «один «толстый» вопросы к эпизоду «Золотое слово Святослава».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • дайте объяснение, почему...
  • что...
  • почему вы думаете...
  • когда...
  • почему вы считаете...
  • может...
  • в чем разница...
  • мог ли...
  • что, если…
  • как звали...

             

  • согласны ли вы... 

  • верно...

  Задание № 4.  Заполните первый столбик таблицы.

Золотое слово Святослава

Линия

сравнения

Плач Ярославны

Кто произносит?

Когда произносит и где?

Каким настроением проникнута речь?

Из каких частей состоит?

В чем особенности жанра?

Какие фольклорные традиции использованы?

Каким элементом композиции является?

Каково идейное значение речи?

Задание № 5. Завершите ключевую фразу урока:

Главная идея «Слова о полку Игореве» – это_______________________________________

Домашнее задание: 

  1. Составьте кластер «Идея единства» по шаблону или самостоятельно.

Шаблон кластера

 

  1. Ответьте на вопросы, используя рабочие материалы ученика «Идея единства Русской земли - Слово о полку Игореве.. (N 200013)»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5342daa1-633c-4ff3-b552-2f42aa0f7513/?interface=teacher&subject=10

При подготовке к  уроку были использованы материалы:  

  1. http://window.edu.ru
  2. http://slovoopolku.ru 
  3. http://fcior.edu.ru 
  4. http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения промежуточной аттестации по биологии 6 классе ФГОС Пасечник.

Задания для проведения промежуточной аттестации по биологии в 6 классе ФГОС Пасечник...

Кимы промежуточной аттестации по географии 6 класса ФГОС.

В работе приведены тестовые задания по  для проверки знаний и умений по географии 6 класса ФГОС, приложены  кодификатор   и спецификация....

Кимы промежуточной аттестации по географии 7 класса ФГОС

В  промежуточной аттестации приводиться перечень элементов  содержания, достижения  проверяемые  за курс географии 7 класса....

Промежуточная аттестация по рус яз 9кл ФГОС

Вариант промежуточной аттестации с кодификатором и спецификатором. Есть варианты работы...

Промежуточная аттестация по рус яз 9кл ФГОС

Вариант промежуточной аттестации с кодификатором и спецификатором. Есть варианты работы...

Промежуточная аттестация по информатике 9 класс (ФГОС)

Промежуточная аттестация по информатике 9 класс (ФГОС)...

Промежуточная аттестация по информатике 8 класс (ФГОС)

Промежуточная аттестация по информатике 8 класс (ФГОС)...