"Белой стаей летя на плаху..." М.Цветаева "Лебединый стан."
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок. посвященный гражданской лирике М. Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebed.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Белою стаей летя на плаху…»

Урок по книге М.Цветаевой «Лебединый стан»

 

                                                                                                           Поэт - издалека заводит речь.

                                                                                                           Поэта - далеко заводит речь.                                                                                                                                                                        

                                                                                                                               М.Цветаева

                                                                                                Поэт – очевидец всех времен в истории.

                                                                                                                                  М.Цветаева

1.Какие ассоциации вызывает название урока?

2. «Лебединый стан»-единственная книга гражданской лирики  в творчестве М.Цветаевой. В сборник вошли стихи, созданные в период с весны 1917 г. по 31декабря 1920г. Поэтесса отбирала стихи « по принципу их душевной направленности», а направленность этих стихотворений определило отношение  Цветаевой к революции: «Самое главное с первой секунды Революции понять: все пропало! Тогда - все легко".

3.Чтение «На кортике своем: Марина-...». С этого стихотворения начинается книга. Стихотворение личное, в нем грусть разлуки с мужем.

Небольшое сообщение о Сергее Эфроне и Марине.

Сергей Марине:  « Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…».

Марина Сергею: «Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела. Не знаю с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам».

Всегда на ВЫ. И в этом уважение к сложности ближнего.

Сергей уехал в Ростов, где формировалась армия Корнилова.

4.«В его лице я рыцарству верна…». С этого момента и переплелись в судьбе Цветаевой личное и современность.

5. «Над церковкой – голубые облака…». Анализ ( Какие картины, выписать наиболее яркие образы, средства худож. выразительности, цветопись …)

Как изображается новая жизнь? Отсутствие песен в Москве для Цветаевой исполнено глубочайшего смысла, поскольку песня для нее «мерило правды».

6.Смутные времена уже были на Руси . «За отрока – за Голубя-за сына…». Мотив невинной жертвы, обреченности… Образы… Лексика…

7. У истории свои законы: однажды начатое дело обернулось трагедией. « Из строгого, стройного храма…». Какие ассоциации возникают при чтении? (А.Блок  « Вхожу я в темные храмы…»). Что стоит за символическим образом  Прекрасной Дамы? (Мечта об идеале).

8. В следующем стихотворении – картина поруганной жизни. Выпишите приметы этой жизни. Душа попирается силой. Логическим продолжением звучит тема протеста.

9.Образ Москвы сменяется образом Белого Дона. «Белая гвардия, путь твой высок…». Возникает новый образ: лебединая стая-белогвардейская рать. Почему лебеди? Объясните эпитеты. Как понимаете смысловую связь « Молодость –Доблесть –Вандея Дон)?

10. «Волны и молодость- вне закона…». Стихотворение написано в Благовещенье. Какую же весть услышат современники?.

Взгляд со стороны исчезает. В стихотворении «Андрей Шенье» Цветаева обозначит свои нравственные принципы. Какие?

Голос Цветаевой достигает трагического звучания. « Я эту книгу поручаю ветру…»

11. «Плач Ярославны». Народные мотивы плача. образ Ярославны. Позиция Цветаевой за три года претерпела изменения: постепенно крепнет убеждение, что в гражданской войне нет победителей. Поэт оплакивает и правых и виноватых.

12. «С Новым Годом, Лебединый стан!». Как вы понимаете последние строчки? (Письменный ответ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".

Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке"....

Көпұлтты Қазақстан. Қазақстан қалалары. Мыс-тас тас ғасыры ( энеолит)

Қазақстанның көпұлттылығы және қалаларының тарихы, мыстытас ғасырының ерекшеліктерімен таныстыру; Оқушылардың есте сақтау қабілетін дамыту; Оқушыларды ұлтжандылыққа, бірлікті сақтауға тәрбие...

Көпұлтты Қазақстан. Қазақстан қалалары

Қазақстанның көпұлттылығы және қалаларының тарихы, Оқушылардың   есте сақтау  қабілетін дамыту; Оқушыларды  ұлтжандылыққа, бірлікті сақтауға тәрбиелеу, әдемілікке баулу....

«Когда чужая боль становится своей» (посвящен 10-летию трагедии в Беслане)

Цель мероприятия:-  формирование  у  учащихся  представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.Задачи:-  рассказать  о  трагических событиях в Бе...

Занятие На тему: Выключить станок, снять изделие со станка, зачистить торцы .( Дата проведения 24.03. 20г)

Токарные станки – группа оборудования, которая сейчас широко используется на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, домашних условиях и при обучении в школах  с целью механичес...