презентация 5кл по теме " Басни"
презентация к уроку по литературе (5 класс)

История создания басни, композиция басни, басни Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.5_5kl_litra_basnya.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БАСНЯ Презентация учителя русского языка и литературы Пузиной М.Ф . .

Слайд 2

Басня представляет собой жанр дидактической литературы: это короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл .

Слайд 3

Историческая справка Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Слайд 4

Историческая справка Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). .

Слайд 5

Историческая справка Во всемирной литературе басенная традиция богато представлена двумя ветвями: восточной - в индийской («Панчатантра» 3 в. до н.э.), сирийский, арабской («Калила и Димна» 8 в.), византийской литературе западной – в литературе римской империи (Федр, Бабрий), в средневековой литературе (латинская басня «Ромул», французская «Изопет»), во французской и немецкой литературе нового времени Ж.Лафонтен, К.Ф.Геллерт, Т. Де Ириарте, Л.Хольберг, И.Красицкий . Бабрий « Калила и Димна» Ж.Лафонтен К.Ф.Геллерт

Слайд 6

Историческаяспарвка справка В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукаво-умудренная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова. А.Д.Кантемир А.П.Сумароков И.И.Хемницер А.Е.Измайлов И.И.Дмитриев

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов ( 1769 – 1844) Басни И.А.Крылова – ярчайшее явление русской литературы.

Слайд 8

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Семья жила очень бедно, и дать систематического образования ребенку не могла. Очень рано, еще подростком И.А.Крылов пошел работать. Однако он упорно и много занимался самообразованием, изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. В 14 лет он впервые попробовал свои силы на литературном поприще. Однако его ранние комедии не имели успеха. В 1809 г. вышла первая книга басен И.А.Крылова и с этого момента к нему приходит настоящая слава.

Слайд 9

Анализ басни И.А.Крылова «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» (1824 г. )

Слайд 10

Особенности басни как литературного жанра особенно четко приступают при сопоставлении со стихотворением на сходную тему. . Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, доотвала; Наевшись,выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». — «Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит: В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». «Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут. — Когда бы вверх могла поднять ты рыло. Тебе бы видно было. Что эти жёлуди на мне растут». _______________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Какой чудесный поросёнок! Как будто смотрит на меня! Но нет, он, чистенький и розовый, Приветствует начало дня. Глазами смотрит он на мир, Не зная горестей в начале. Малыш беспечный приоткрыл Мне тайну детства без печали.

Слайд 11

Характерные особенности басни . 1. Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, человеческих характерах и отношениях между людьми, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей . В основе аллегоризма лежит олицетворение - наделение зверей, насекомых, растений признаками людей.

Слайд 12

Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания . 3. В басне серьезное смешано с забавным, поэтому она смешит и одновременно учит. 4. В басне обязательно присутствует диалог. 5. Басне присуща афористичность, краткость.

Слайд 13

6. Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь. 7. Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни.

Слайд 14

Идейный смысл басни И.А.Крылова «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» Что смешного в басне? Каков смысл аллегории? Кто из героев басни выражает серьезный подход к жизни ? Каков смысл морали данной басни?

Слайд 15

Современное звучание басни . И.А.Крылов провозглашает необходимость нравственного отношения к науке и учению. Нельзя отрицать пользы науки, но нельзя и злоупотреблять ею во вред человеку, – так считал И.А.Крылов.

Слайд 16

Отличительные особенности басен И.А.Крылова – близость к русской народной сказке – живой и непринужденный язык У авторов - предшественников И.А,Крылова в басне главенствовал дидактический момент – мораль. И.А.Крылов создал басню-сатиру, басню – комедийную сценку. В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои - от царя до пастуха. Памятник И.А.Крылову на Патриарших прудах в Москве. Скульпторы А.А.Древин и Д.Ю.Митлянс кий.

Слайд 17

Всего И.А.Крыловым было написано более 200 басен и выпущено 9 книг. Он умер, будучи признанным корифеем литературы. Памятник И.А.Крылову в Летнем саду, г. Санкт-Петербург. Скульптор Клодт П.К. Могила И.А.Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург

Слайд 18

Герои и высказывания басен И.А.Крылова органично вплелись в ткань современности. Крылатыми выражениями стали многие строки произведений И.А.Крылова. Они до сих помогают точнее и ярче передать наши впечатления о событиях окружающей жизни и населяющих её людях. Кто не слыхал его живого слова Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной партой с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский

Слайд 19

А Васька слушает, да ест. Басня «Кот и повар»

Слайд 20

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Басня «Квартет»

Слайд 21

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! Басня «Слон и Моська»

Слайд 22

Да только воз и ныне там. Басня «Лебедь, щука и рак»

Слайд 23

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать! У сильного всегда бессильный виноват. Басня «Волк и ягнёнок»

Слайд 24

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши. Басня «Стрекоза и муравей»

Слайд 25

Мартышка к старости слаба глазами стала . Басня «Мартышка и очки»

Слайд 26

Демьянова уха. Басня «Демьянова уха»

Слайд 27

Хоть видит око, да зуб неймёт. Басня «Лисица и виноград»

Слайд 28

Спой, светик, не стыдись ! Басня «Ворона и лисица»

Слайд 29

В презентации использованы иллюстрации из ресурсов Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по басням И.Крылова

Красочная и яркая презентация сопровождает двухчасовой интегрированный  урок "Мне чин один лишь лестен был...чин человека"...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Басни И.А. Крылова"

Прзентация содержит богатый иллюстративный материал, видеоматериал, что позволяет обучающимся вспомнить басни И.А.Крылова, изученные ранее....

Презентация к уроку литературы по теме "Басня"

Данная презентация поможет учителю на уроке по теме "Басня". Даны основнае теоретические положения данного жанра. Представлена история басни. Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. мно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Басня как литературный жанр"

Басня как литературный  жанр (истоки басенного жанра: Эзоп, Лафотен, русские баснописцы XVIII века)...