Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

 

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.

Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни,  проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

 

Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._metodich._razrabotka_uroka_literatury.docx966.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

5 класс

Тема урока: «Басни. И. А Крылов "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни,  проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

Словарная работа: устаревшие слова и слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, мультфильм по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», текст басни «Ворона и Лисица» - 15 листов, записи на доске (к словарной работе), карточки с заданием – 15 шт., портрет Кутузова и Наполеона, иллюстрация к басне «Волк на псарне», учебник.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басен Крылова, изученных в начальной школе.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844).

С целью создания представления о внешнем облике баснописца ребятам демонстрируется портрет И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов

Портрет И. А. Крылова кисти К. П. Брюллова. Конец 1830-х гг.

Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами.

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его»,  сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.

Через несколько лет, в 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.

И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен. Их успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам.

Итак, что же такое басня?

Знакомство с терминами.

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего содержит мораль, то есть нравоучительный вывод (затем учащиеся читают данное определение в учебнике).

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления через обрисовку конкретного персонажа или события.

Работа с определением басни и составление опорного конспекта.

Басня

Небольшой рассказ, часто стихотворный,

2 части,

основное повествование и мораль (нравоучение);

аллегорическая форма (иносказание);

сатирическое изображение;

герои – чаще животные;

диалог;

афористичность языка;

особый басенный стих (строчки разной длины),

передающий разговорную речь;

олицетворение.

Просмотр мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Длительность фрагмента: 4:14

Цель: показать мастерство исполнения басни профессиональным чтецом.

(На каждой парте перед учащимися лежит текст басни «Ворона и Лисица».)

Вопросы:

 Найдите мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…»)

 Что такое лесть? (Лицемерие, угодливое восхваление.)

 Почему она «гнусна», то есть омерзительна, внушает отвращение? (Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на лицемерие, самоуничижение.) А почему «вредна»? (Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искажённом свете, думать о себе лучше, чем следует.)

 Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, купаться в славе, которую ты не заслужил, и при этом не прилагать никаких усилий.)

Словарная работа

На доске записаны слова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:

глупость, ограниченность – ум;

беззащитность – наглость;

хитрость – простодушие, наивность;

жестокость – доброта;

скромность – развязность;

вежливость – грубость.

А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочти произведение и определи, является ли оно басней? Почему?

С. Погореловский «Трудное положение»

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

 Ну, что по поведению?

 Да троечка опять!

 Ах, что за наказание?

 А чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

А. Измайлов «Лестница»

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,

Схватил, перевернул –

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной уж на высоте стоит,

Гордится, и глядишь: как раз слетит.

Возьмём в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.

Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы. (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение  басня, потому что есть все признаки басни.)

В чём иносказательный смысл басни А. Измайлова «Лестница»? (Не надо слишком зазнаваться, оказавшись в высоком положении: оно может быть не вечным.)

  1. Знакомство с басней «Волк на псарне».

Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учителем.

Вводное слово учителя.

На доску вешается портрет Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), русского полководца, генерал-фельдмаршала (1812) и  Наполеона I Бонапарта.

Цель: дать представление о персонаже, с которым связан иносказательный смысл басни.

 

Михаил Илларионович Кутузов

Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова

Наполеон Бонапарт

Ф. Бартолоцци. По рисунку Дж. Аппиани, 1789 г.

В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов.

Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Вся Россия узнала в этом волке Наполеона.

Переписав басню, Крылов отправил её Кутузову в действующую армию. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед»,  Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Чтение басни учащимися вслух.

Словарная работа:

ловчий – главный псарь, ведавший всей псовой охотой.

На доску вешается иллюстрация к басне «Волк на псарне».

Цель: формирование умения анализировать текст басни на основе сопоставления словесного и графического образов.

Волк на псарне

А. М. Лаптев. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Волк на псарне».1947 г.

Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике:

  1. Перечитайте басню. Какие слова передают возникший на псарне переполох? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.
  2. Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?
  3. Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Далее учащиеся читают басню вслух и отвечают на вопросы.

  1. Итог урока.

 О каком известном баснописце мы сегодня говорили?

 Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

 Назовите основные особенности басни.

 Что вам понравилось на уроке?

Выставление и комментирование оценок

  1. Домашнее задание: выучить биографию Крылова и  термины «басня», «аллегория», «мораль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...