Легко ли преодолеть последний дюйм?
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon legko_li_preodolet_posledniy_dyuym.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Марашова Ирина Викторовна

Класс: 9

Тема: Легко ли преодолеть последний дюйм?

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:

  1. Образовательные:
  • знакомство учащихся с творчеством Дж. Олдриджа
  • Указать на особенности режиссерской интерпретации классического произведения.
  1. Развивающие:
  • Развивать умение анализировать художественный фильм.
  • Развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
  1. Воспитательные:

Воспитывать зрительскую культуру учеников.

Планируемые результаты:

                  Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения,  определять его роль во всей структуре; сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить  идею,  которая заложена в этом произведении.

Личностные результаты: найти свой смысл в этом произведении и учиться проводить рефлексию.   

Оборудование и наглядность:

Портрет Д.Олдриджа, портреты Т.Вульфовича и Н.Курихина, фрагменты фильма «Последний дюйм» (1958, киностудия «Ленфильм».)

Предварительные задания: прочитать повесть Д.Олдриджа «Последний дюйм»,  один из учеников подготавливает небольшое сообщение об истории создания фильма.

Ход урока:

1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок, потому что невозможно без душевного волнения говорить об удивительном рассказе Д.Олдриджа «Последний дюйм». У вас на столах есть вопросы, ответьте на них письменно. Примерные вопросы:

- Всегда ли вы понимаете настроение и поведение своих родных?

- Можете ли вы говорить совершенно откровенно обо всем со своими родителями?

- Бывают ли случаи, когда вам кажется, что кто-то из родителей не понимает вас?

- Что вы делаете, когда возникает непонимание?

Ученики зачитывают ответы, после чего приходят к выводу, что эти вопросы очень актуальны в наше время.

  1. Мотивация учебной деятельности. Выявление темы, постановка цели урока. 

Учитель: какова цель нашего урока? (ученики отвечают)

Учитель: Думаю, что рассказ «Последний дюйм», который вы прочитали, никого не оставил равнодушным. Ребята, как вы думаете, почему так назван рассказ? (На доске заранее написано значение слова «дюйм». Дюйм — совсем небольшое расстояние, всего 2,5 см.)

Предполагаемый ответ: Название рассказа символично. Дюйм - это то расстояние, которое героям необходимо было пройти для сближения душ. К счастью, Бен и Дэви сумели с честью пройти испытания и не только остались живы, но и преодолели этот самый важный “последний дюйм”, который сблизил их.

Учитель: Одним из известнейших произведений Дж. Олдриджа, который был экранизирован в 1959 году, является «Последний дюйм»,  рассказывающий о непростых отношениях летчика Бэна и его сына Дэви. Олдриджу и самому приходилось подниматься в небо на легком самолете, спускаться в морские глубины и даже сталкиваться с хищными акулами. Потому-то описания подводного мира, полета на «Остере» - маленьком самолете – достоверны, как реальна, правдоподобна история оставшегося без работы немолодого летчика, вынужденного рискованным способом зарабатывать на жизнь.

           Это произведение привлекает внимание не столько необыкновенными обстоятельствами сюжета, сколько своим внутренним драматизмом. «В моих книгах главная тема всегда одна и та же - выбор, - писал как-то Олдридж. - Выбор пути, выбор действия, выбор мировоззрения». Эту тему автор раскрывает и в упомянутом произведении. Рассказ поднимает проблему взаимопонимания между людьми, проблему взаимоотношений родителей и детей и развития человеческого характера в сложной ситуации.

3. Беседа по прочитанному (ученики зачитывают важные моменты)

Учитель:  Что вы узнали о матери мальчика?

(Ненавидела канадское поселение, где они жили. Тосковала по родной Англии. Её охватила апатия. Она покинула семью и вернулась в Англию.

“…Мать им не интересуется…”

“…Пока она не проявила никакого интереса, хотя с того времени, как она уехала из дома, прошло три месяца”.)

Учитель: Кем был отец Дэви? Проследите отношение отца к сыну до полёта на съёмки.

(Отцу 43 года. Лётчик высокого класса. Утратив работу, Бен, чтобы прокормить семью, берётся за небезопасную подводную съёмку акул.

“Где-то в глубине души Бен понимал, что мальчик чужой им обоим”. Был с ним “резким и немногословным”. Во время одного из очень редких проявлений великодушия Бен попробовал научить мальчика управлять самолётом, и хотя сын оказался очень способным и быстро освоил главные правила, “каждое замечание отца доводило его до слёз…”)

Учитель: Как чувствует себя Дэви в семье?

(Мальчику десять лет. Он чувствует себя одиноким: отец занят своей работой, мало уделяет ему внимания, не любит отвечать на его детские вопросы. Дэви ощущает превосходство отца над ним.)

Учитель:  Проследите отношения отца и сына во время полёта в бухту.

(Мальчику плохо и от качки, и оттого, что отец говорит с ним “с раздражением”.

“У мальчика был очень несчастный вид”; Он отвечает на вопросы “тихим и застенчивым голосом, не похожим на грубоватые голоса американских ребят”; “Бен не умел утешать сына, но сказал правду”.)

Учитель: Как проявляются отношения отца и сына в бухте до нападения акулы на Бена?

(Отец не общается с сыном, он занят подготовкой к съёмке акул, только просит выполнять его поручения. Дэви подавлен, молчит, старается не задавать вопросов. Они вместе, но взаимопонимания нет. Но видно, что отец любит сына, заботится о нём.

“Бен <…> когда попал в бухту, совсем забыл о мальчике и время от времени давал ему распоряжения <…> Бен был слишком занят, чтобы обращать внимание на то, что говорит мальчик”.

“— Смотри не подходи к воде! — приказал отец. — Посиди под крылом в тени <…>

— А сюда кто-нибудь когда-нибудь заходит? — спросил его Дэви <…>

Больше вопросов Дэви не задавал. Когда он о чём-нибудь спрашивал отца, голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял, что ему приказывали”.)

Физминутка.

Подготовленный ученик читает об истории создания фильма «Последний дюйм»: «Последний дюйм» — советский цветной художественный приключенческий фильм-драма, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1958 году режиссёрами Теодором Вульфовичем и Никитой Курихиным. Съёмки фильма проходили на Каспийском море в Азербайджанской ССР. В повести речь идёт о самолёте Taylorcraft Auster, в фильме использован подобный ему советский самолёт Як-12. Сейчас этот самолёт находится в аэроклубе города Киржач.

Просмотр отрывка кинофильма «Последний дюйм» с последующим обсуждением фильма и текста. Ссылка: https://yandex.ru/video/preview?filmId=10927298636662056448&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D1%8E%D0%B9%D0%BC&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1574262328168099-651461751391213287400128-man1-4034&redircnt=1574262332.1

 (100 мин.20 сек. – 112, 25 сек., 114 мин. 20 сек. – 120 мин.)

Учитель: Что вы можете отметить в игре актеров фильма? Как удалось чужим людям сыграть родственные души? (Николаю Крюкову (Бен) и Вячеславу Муратову (Дэви)

Учитель: Меняется ли отношение отца к сыну?

(До трагедии, которая случилась с ними отец относился к сыну без внимания, даже с некоторой досадой. Но мужество и самоотверженность мальчика в страшную минуту помогли отцу «разглядеть» Дэви: «Он пристально посмотрел на сына и вспомнил, что уже давно как следует на него не глядел… до …он отвернулся и заплакал».

Учитель: Подумайте, есть ли шанс у героев произведения исправить свое прошлое и теперь по-новому выстроить взаимоотношения? Найдите подтверждение в тексте.

(«Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик. Но, глядя в эти темные глаза, на слегка выдающиеся вперед зубы, на это лицо, столь необычное для американца, Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется»).

Учитель: Проанализировав рассказ, осмыслив важные стороны человеческих взаимоотношений, постарайтесь письменно ответить на вопрос: «Почему все-таки рассказ называется последний дюйм?».

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легко ли прощать? Легко ли простить?

Разговор с учащимися.Любить – это значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости.           ...

Семинар педагогов Тема: Помогите ребенку преодолеть застенчивость

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности. Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из‑за этого и не желают так...

Обучающий тренинг для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Эта разработка может стать как самостоятельным мероприятием в работе с родителями или являться частью родительского собрания. Данный материал будет интересен родителям и педагогам....

Как помочь ребенку преодолеть робость

Для вас,уважаемые родители!...

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Все наше существование пронизано эмоциями - позитивными и негативными. Именно негативные эмоции часто становятся причиной огромного количества заболеваний. Негативные эмоции влекут за собой злость и н...

Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”

материал для классного часа по теме: чрезвычайные ситуации...

Легко ли преодолеть последний дюйм?

Урок литературы в 9 классе...