Главные вкладки

    Обучающий тренинг для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»
    методическая разработка по теме

    Терешкевич Оксана Валерьевна
    Эта разработка может стать как самостоятельным мероприятием в работе с родителями или являться частью родительского собрания. Данный материал будет интересен родителям и педагогам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом Детства и Юношества «Планета Детства» города Александров Владимирской области

    Обучающий тренинг для родителей

    «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

                         Разработал и провёл:

                                                       педагог дополнительного образования

                                                       первой квалификационной категории,

                                                       руководитель студии «Почемучки»,

                                                       психолог

                                       Терешкевич Оксана Валерьевна

    Цель: Вооружить родителей знаниями о природе детской застенчивости и неуверенности, и способами их преодоления.

    Задачи:

    1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на развитие детской личности;
    2. Способствовать формированию у родителей желания помочь ребёнку в преодолении застенчивости;
    3. Развивать культуру взаимопонимания родителей и детей;
    4. Воспитывать  у родителей участливое отношение к проблемам своего ребёнка.

    Форма проведения:  обучающий тренинг 

    Вопросы для обсуждения:

    1. Что такое детская застенчивость?
    2. Природа происхождения неуверенности.
    3. Влияние застенчивости и неуверенности на развитие личности ребёнка и его успехи.
    4. Пути взаимодействия родителей и детей по преодолению возникших проблем.

    Подготовительная работа:

    1. Анкетирование  родителей с целью обнаружения или отсутствия намеченной проблемы .( см. приложение)
    2. Проведение рисуночного теста «Нарисуй человека» с детьми
    3. Анализ результатов обследования родителей и детей. Составление статистической картины.
    4. Подбор практического материала для вооружения им родителей с целью устранения или профилактики застенчивости и неуверенности детей.
    5. Подготовка памятки для родителей.

    Ход тренинга:

    Тренинг может быть проведён как самостоятельное мероприятие в работе с родителями, а может быть включён в ход одного из родительских собраний.

    Вступительное слово психолога:

    Многие люди в своей жизни переживали чувство страха или беспокойства. Повод мог быть самый разный. Одни с детства боятся темноты и собак, другие – замкнутого пространства, потому что однажды надолго застряли в лифте, третьи – высоты и мышей и т.п. Этого страха можно избежать, если стараться не попадать в ситуации, связанные с устрашающей причиной. Но как быть со страхом, который возникает при общении с людьми или попадании в коллектив или микрогруппу? Кто-то чувствует неуютно себя со сверстниками на улице или в школе, группе детского сада, а кто-то во время общего веселья на праздничном мероприятии. Но если взрослые могут объяснить причины такого отношения к данным ситуациям, то дети мало понимают, что происходит, поэтому просто меняют своё поведение. Становятся замкнутыми и хмурыми на людях, плаксивыми или молчаливыми, прячутся за спиной взрослых или боятся далеко от них отойти. У некоторых появляются вредные привычки – грызут ногти, часто жестикулируют, манипулируют каким-то предметом ( дёргают пуговицу, накручивают волосы на палец и т.п.), занимаются онанизмом. В ребёнке уживается сразу два начала – активное и эмоционально устойчивое дома, угнетённое в коллективе. Очевидно, что у ребёнка наблюдается застенчивость и неуверенность.

                                   Ребёнок живёт чувствами, он воспринимает мир через эмоции и личные переживания. Однако его эмоциональная сфера не сформирована до конца, она не подчиняется волевым механизмам. Он не может сидеть тихо, не плакать по приказу, не смеяться по требованию, отказаться сию минуту от своих желаний. Поэтому встреча с неожиданным в такой момент вызывает страх. Страх – это реакция организма на что-то угрожающее. Угрожающим может быть грозный взрослый, требующий в данный момент от ребёнка невозможного (учитель или воспитатель), строгий родитель, предупреждающий о наказании или критикующие сверстники. Сложившаяся ситуация станет причиной переживания беспокойства ребёнком, которое перерастёт в тревожность при неоднократном повторении,  и как следствие – в неуверенность и застенчивость. « Меня ругают – значит я плохой».

    Другой причиной возникновения данной проблемы может отсутствие тёплых эмоционально-приятных для ребёнка отношений с матерью. Такие дети испытывают дефицит внимания, теплоты и ласки, поэтому они мнительны, впечатлительны и очень беспокойны. Они похожи на маленьких зверьков, загнанных в угол. Завести себе друзей или выступить на сцене для них одинаково проблематично. Они бояться быть отвергнутыми.

    Ещё одним поводом неуверенности и застенчивости может стать чувствительность  ребёнка к неудачам, критике, чрезмерные требования родителей к результативности детей (оценки или достижения в спорте), сравнение их с более старшими и успешными детьми. В подобных случаях дети просто отказываются заниматься тем делом, которое становится причиной для волнений.

                        Неуверенные дети не имеют опыта общения, бояться выступать или отвечать перед классом, боятся насмешек и ошибок. Они превращаются в объект повышенного внимания, отчего страдают ещё больше. Их статус в детском коллективе падает, а отношение родителей и педагогов оставляет желать лучшего . Ребёнок замыкается и переживает свои проблемы в одиночку. Каковы будут последствия?

                         Распознать неуверенность  и застенчивость возможно путём наблюдений за ребёнком в различных ситуациях, а также по его творческому самовыражению – его работы содержат много мелких деталей, а размеры изображаемого ничтожно малы. Кроме того, этому способствуют различные рисуночные тесты.

    Анализ диагностики рисуночного теста детей. Составление статистической картины в коллективе. (фамилии и имена не называются)

    Анализ анкет родителей на предмет обнаружения у их детей застенчивости и неуверенности. (фамилии и имена не называются). Подведение итогов.

    Сопоставительный анализ результатов обследования родителей и детей. (проводится индивидуально и самостоятельно каждым родителем с целью получения объективной картины наличия или отсутствия данной проблемы у ребёнка)

    Тренинговый практикум по преодолению неуверенности и застенчивости детей:

    Тренинговый практикум позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности ребёнка и поможет преодолеть неуверенность и застенчивость.

    Демонстрация приёмов и упражнений проходит с инициативной группой в качестве наглядного материала.

    1. «Автопортрет». Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.
    2. «Мои эмоции». Нарисуйте с ребёнком негативные эмоции, которые он переживает, а затем зачеркайте их или проведите акт сожжения.
    3. «Свет мой, зеркальце …» . Предложите ребёнку расхвалить себя, стоя перед зеркалом. Запомните его слова и напоминайте при необходимости.
    4. «Дневник». Научите ребёнка записывать свои переживания, а спустя время перечитывать и анализировать. Некоторые переживания окажутся смешными.
    5. «Письмо». Предложите ребёнку написать письмо тому, с кем не складываются отношения у ребёнка или кого он боится. На бумаге постараться изложить свои переживания.
    6. «Маска». С помощью масок разыграть характеры разных героев – от злобных до самых приветливых. Обсудить степень комфорта каждого выступления.

    Все перечисленные упражнения предоставят возможность понять ребёнку, что  родители не равнодушны к его проблемам, а значит, обязательно помогут в преодолении застенчивости и неуверенности.

    Необходимо помнить, что только прикладывая совместные усилия, можно добиться результата.

    Не констатируйте – мой ребёнок застенчивый, а помогите избавиться от этого ощущения ему и себе.

    Обсуждение памяток для родителей

    Каждый родитель получает памятку, где изложены рекомендации по установлению новых контактов с ребёнком в семье.

    1. Повышайте в ребёнке чувство значимости через похвалу и одобрение его поступков. («Ты совсем у нас большой», «У тебя есть, чему поучиться»).
    2. Не завышайте требования к ребёнку, оценивайте его возможности реально, а не через призму ваших желаний.
    3. Больше читайте. Анализируйте положительные черты героев и мотивируйте быть таким же.
    4. Вовлекайте его в занятия творчеством. Это помогает получать удовлетворение  и дополнительную похвалу.
    5. Предоставляйте больше самостоятельности в ситуациях выбора, считайтесь с мнением ребёнка, советуйтесь с ним.
    6. Избегайте высказываний типа «Ты как всегда», « Когда ты изменишься только?». Следите за своей мимикой и высказываниями – дети очень чувствительны.
    7. Найдите для ребёнка способы снятия напряжения. ( плавание, музыка или ароматерапия)

    Подведение итогов.

    Приложение.

    Анкета для родителей.

    Литература:

    Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога.- М.:

                                                                                                             Ось -89, 2002

    Василевич Л.И. Дневник самопознания.- М.: Прогресс, 2005

    Диреклеева Н.И. Новые родительские собрания.- М.: Вако, 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар педагогов Тема: Помогите ребенку преодолеть застенчивость

    Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности. Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из‑за этого и не желают так...

    Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

    Застенчивый ребёнок. Как  помочь ему?Нужно научить его быть в центре внимания и не стесняться. Для этого можно использовать  игры  «Руки» и «Гроза»....

    Как преодолеть сомнения и неуверенность в танце

    Об образе солидного человека и роли ученика в танцзале...

    Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка

    Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка...

    25 способов преодолеть застенчивость

    Ты чувствуешь себя неловко в компании, краснеешь, язык прилипает к горлу, если кто-то к тебе обращается. Ты не в состоянии в открытую высказать собственное мнение, а уж вечеринки для тебя пыткам ...

    Семейный коррекционно-обучающий тренинг для родителей младших школьников с ОВЗ "Вместе легче нам шагать!"

    Семейный коррекционно-обучающий тренинг для родителей младших школьников с ОВЗ, в котором представлены различные методы и приёмы работы с детьми, имеющими речевые нарушения....


     

    Комментарии

    Николаева Татьяна Петровна

    Я думаю, чтобы преодолеть преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка, для начала нужно выявить причину их происхождения! И самое главное никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость и неуверенность. Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.