Проверочная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон»
тест по литературе (11 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Методический материал для систематизации и контроля изученного по теме. Для удобства учителя приведены краткие ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_romanu_m._sholohova_tihiy_don.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

Подпиши  фамилию, ориентируясь на имена членов семьи

а

Сергей Платонович, Лиза, Володя

б

Степан, Аксинья

в

Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняшка

г

Мирон Григорьевич, Лукинична, Наталья, Митька, дед Гришака, Маришка, Грипка

Кто кому кем приходится:

  1. Григорий Мелехов Наталье __________________
  2. Наталья Ильиничне  __________________
  3. Наталья Лукиничне _____________________
  4. Полюшка Наталье _____________________
  5. Дуняшка Наталье ______________________
  6. Петро Дуняшке  _________________________
  7. Мирон Григорьич Пантелею Прокофьичу ______________________

Кому принадлежит данная характеристика:

  1. «… топтал  землю шестьдесят девять лет» _________________________
  2. «….работал с ленцой: начесав чуб уходил к товарищам покурить, перекинуться в картишки» ____________________________
  3. «Был сух в кости, хром… носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы» ______________________________________
  4. «….привязалась к ужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость  да привычка» ________________________________________
  5. «…в отца попер: на полголовы выше …, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз…» ___________________________________________
  6. «…таких девок по свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница, что хозяйка!» ________________________________
  7. «В смуглый кулачок, покрытый редким…волосом, крепко зажал он хутор Татарский и окрестные хутора. Что ни двор – то вексель…» _____________________________________________________

Объясни значение слов

А

Курень

1

Галопом

Б

Зараз

2

Сейчас

В

Батя

3

Пусть,пускай

Г

Гас

4

Населенный пункт

Д

Стряпка

5

Кухня, место у печки

Е

Брешет

6

Врёт, обманывает

Ж

Хутор

7

Еще

З

Казак

8

Керосин

И

Атаман

9

У казаков выборный начальник всех степеней

К

Хорунжий

10

Мелкий лес в низменных долинах

Л

Трошки

11

Собрание женщин для совместного времяпрепровождения в непахотную пору

М

Ишо

12

Сослуживец

Н

Окаянный

13

Хата, дом

О

Дюже

14

Офицерский чин, равный корнету в кавалерии

П

На-скорях

15

Довести до конца

Р

Пущай

16

Чуть-чуть

С

Завесок

17

Т

Намётом

18

Отец

У

Односум

19

Быстро, на скорую руку

Ф

На-час

20

Передник, часть женской одежды

Х

Дать рахунку

21

Проклятый

Ц

Посиделки

22

 На минутку

Ч

Урёма

23

Очень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

В романе много  фразеологизмов, выполняющих этноориентирующую функцию. Это донские диалектные фразеологизмы. Определи, что они  означают:

куга зеленая -______________________________

 хисту не хватит – __________________________

взять за хиршу – __________________________

солнце в дуб – ______________________________

войсковая земля – ________________________

 портошное молоко –_________________________________

не хватит соображения, способностей; силой заставить, принудить к чему либо; земля, находившаяся во владении казачьего войска; положение солнца на небе в полдень; отжатое кислое молоко;  молодой, неопытный человек;

Ответы

Подпиши  фамилию, ориентируясь на имена членов семьи

а

Сергей Платонович, Лиза, Володя

Моховы

б

Степан, Аксинья

Астаховы

в

Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Петро, Григорий, Дуняшка

Мелеховы

г

Мирон Григорьевич, Лукинична, Наталья, Митька, дед Гришака, Маришка, Грипка

Коршуновы

Кто кому кем приходится:

  1. Григорий Мелехов Наталье     муж
  2. Наталья Ильиничне      сноха
  3. Наталья Лукиничне    дочь
  4. Полюшка Наталье      дочь
  5. Дуняшка Наталье    сестра мужа (золовка)
  6. Петро Дуняшке      брат
  7. Мирон Григорьич Пантелею Прокофьичу    сват

Кому принадлежит данная характеристика:

  1. Дед Гришака
  2. Степан
  3. Пантелей Прокофьевич
  4.  Аксинья
  5.  Григорий Мелехов
  6.  Наталья
  7.  Мохов Степан Платонович

Объясни значение слов

А

Курень

1

Хата, дом

Б

Зараз

2

Сейчас

В

Батя

3

Отец

Г

Гас

4

Керосин

Д

Стряпка

5

Кухня, место у печки

Е

Брешет

6

Врёт, обманывает

Ж

Хутор

7

Населенный пункт

З

Казак

8

Крестьянин, потомок поселенцев на Дону, а также боец воинской части из этих крестьян

И

Атаман

9

У казаков выборный начальник всех степеней

К

Хорунжий

10

Офицерский чин, равный корнету в кавалерии

Л

Трошки

11

Чуть-чуть

М

Ишо

12

Еще

Н

Окаянный

13

Проклятый

О

Дюже

14

Очень

П

На-скорях

15

Быстро, на скорую руку

Р

Пущай

16

Пусть,пускай

С

Завесок

17

Передник, часть женской одежды

Т

Намётом

18

Галопом

У

Односум

19

Сослуживец

Ф

На-час

20

На минутку

Х

Дать рахунку

21

Довести до конца

Ц

Посиделки

22

Вечерний сбор женщин для совместного времяпрепровождения в непахотную пору

Ч

Урёма

23

Мелкий лес в низменных долинах

Значение диалектных фразеологизмов:

 куга зеленая - «молодой, неопытный человек»,

хисту не хватит - «не хватит соображения, способностей»,

 взять за хиршу - «силой заставить, принудить к чему либо»;

солнце в дуб - «положение солнца на небе в полдень»,

 войсковая земля - «земля, находившаяся во владении казачьего войска, портошное молоко - «отжатое кислое молоко;


Найдите и определите лексические (тропы) и синтаксические (конструкции) средства в данных примерах.

  1. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой.
  2. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.
  3. Шел с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика.
  4. Щекотнула лицо налетевшая паутина, и неожиданно продал сон.
  5. Над Доном – туман, а вверху звездное просо.
  6. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков.
  7. В тяжкой накипевшей злобе своей шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока.
  8. По крыльцу шаги… Шаги в сенцах… Шаги у самой двери…
  9. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала.
  10. Братья Мелеховы дрались отчаянно. Клевали Степана, как стервятники падаль.
  11. У берега желтым пышным кружевом на зеленом подоле волны змеилась пена. Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном.
  12. Серебряным дождем сыпала над поверхностью воды мелочь рыбешка.
  13. Плетни. Огороды. Желтая марь засматривающих солнцу в глаза подсолнухов. Зеленый в бледной цветени картофель.
  14. Полковник говорил еще. Расстанавливая в необходимом порядке слова, пытался подпалить чувство национальной гордости, но перед глазами тысячи казаков – не шелк чужих знамен, шурша, клонился к ногам, а свое буднее, кровное, разметавшись, кликало, голосило: жены, дети, любушки, неубранные хлеба, осиротелые хутора, станицы…
  15. Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно!
  16. По артериям страны, по железным путям, к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь.
  17. Глухой говор. Звяк стремени. Скрип седел.
  18. Фронт еще не улегся многоверстной неподатливой гадюкой
  19. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
  20. Перемены вершились на каждом лице, каждый по своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной.
  21. Подруженьки березки стояли на отшибе у леска тесной кучей
  22. Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов.
  23. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть.
  24. Сегодня эти миллионы сидят у себя по домам, в разных концах страны. Завтра приказ о мобилизации – и они собрались в назначенные пункты. Сегодня они лежат в траншеях, лежат иногда месяцами. Завтра они в другом порядке идут на штурм. Сегодня они проявляют чудеса, прячась от пуль и от шрапнели. Завтра они проявляют чудеса в открытом бою. Сегодня их передовые отряды кладут мины под землей, завтра они передвигаются на десятки верст по указаниям летчиков над землей.
  25. От роты осталось не больше шестидесяти человек, и он видел, с какой безумно отчаянной храбростью защищались эти люди от казаков, никли под сабельными ударами, умирали, а лезли напролом, на гибель, уничтожение, решив, что все равно, где принимать смерть.
  1. Ой, да разродимая моя сторонка,

Не увижу больше я тебя.

Не увижу, голос не услышу

На утренней зорьке в саду соловья.

  1. Дороги братьев растекались врозь: гнула Григория война, высасывала с лица румянец, красила его желчью, не чаял конца войны дождаться, а Петро быстро и гладко шел в гору…
  2. Маленькими смуглыми руками, покрытыми редким глянцем волоса, щупал Сергей Платонович Мохов жизнь со всех сторон. Иногда и она с ним заигрывала, иногда висела, как камень на шее утопленника.
  3. Над хутором оранжевым абрикосом вызревало солнце, под ним тлели, дымясь, облака.
  4. но в апреле чья то заботливая рука слила все сотни – полк был наготове.
  5. На перроне строится почетный караул от Александровского военного училища, у виадука – московский женский батальон смерти. Около трех часов пополудни – поезд.
  6. Взбугрившаяся толпа подхватила, понесла, кинула Листницкого на перрон.
  7. Стремительный строчащий пересвист невидимых в темени крыльев. Ночь. Безмолвие. Туманная луговая сырость. На западе у подножья неба – всхожая густо лиловая опара туч.
  8. Мягкая, ночная, ласковая тишина паслась на лугу.

Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!..


Ключи:

  1. метафора, сравнение                   20. развернутая метафора
  2. эллипсис, синт.параллелизм                    21. эпитет, олицетворение
  3. фразеологизм                       22. развернутая метафора
  4. метафоры                  23. назывные предложения
  5. эллипсис, метафора                        24. метонимия, антитеза
  6. метафора                  25. эпитет, градация
  7. эпитет, сравнение                        26. анафора
  8. лексический повтор, парцелляция                 27. метафоры, антитеза, фразеологизм
  9. сравнение, эпитет                          28. метафора, олицетворение,
  10. метафора, сравнение сравнение
  11. сравнение, метафоры, эпитет                            29. сравнение, метафора
  12. сравнение, эпитет                      30. метонимия, метафора
  13. назывные предложения                      31. эллипсис
  14. метафора, ряды однородных членов                      32. эпитет, метонимия, метафора
  15. лексический повтор                         33. назывные предложения
  16. метафора, эпитеты                     34. эпитеты, метафора
  17. назывные предложения                         35. анафора, синт. параллелизм
  18. метафора, эпитеты, сравнение
  19. эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М.Шолохова " Тихий Дон"

Презентация может послужить вспомогательным материалом к уроку литературы....

Тест по роману М. Шолохова "Тихий Дон"

Тест по роману М. Шолохова "Тихий Дон"...

"Чудовищная нелепица войны" по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Презентация к уроку литературы в 11 классе по роману Михаила Шолохова "Тихий Дон", на уроке идёт речь о влиянии войны на человека....

урок литературы 11 кл. по роману М. Шолохова "Тихий Дон" - "Мир, расколотый надвое"

Урок разработан с применением ИКТ ( в папке находится разработка урока, презентация)...

Презентация "Мысль семейная в романе М. Шолохова "Тихий Дон"

Презентация к уроку "Мысль семейная" в романе - эпопее М. А. Шолохова "Тихий Дон" в 11 классе....

План работы по роману М.Шолохова "Тихий Дон".

План помогает структурировать, систематизировать прочитанное, особенно в классах, где нет возможности изучать литературу на профильном уровне....