Личность М. И. Цветаевой. Страницы творчества.
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Шульгина Наталья Борисовна

Личность М. И. Цветаевой. Страницы творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_m._i._tsvetaevoy._stranitsy_tvorchestva.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Личность М. И. Цветаевой. Страницы творчества.

Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве в семье основателя Музея изобразительных искусств Ивана Цветаева и пианистки Марии Мейн.

В их доме была большая библиотека, и увлечение книгами проявилась у Марины очень рано. Это её первая и пожизненная любовь.

Вот что пишет биограф поэтессы Анна Саакянц: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18-ти годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой ... Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейнe, Гете, книги, связанные с Наполеоном и многие другие».

Не удивительно, что писать стихи Марина начинает ещё в детстве. Одно из её первых стихотворений «Книги в красном переплёте» посвящено любимым книгам.

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк!..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки ...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет ... В воздухе свежо ...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры ...

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Первые сборники Марины Цветаевой «Вечерний альбом» 1910-го и «Волшебный фонарь» 1912 года хорошо принимают в поэтических кругах: творчество юной поэтессы высоко оценивают маститые литераторы, такие как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. Примечательным фактом является то, что первые книги она публикует на свои собственные деньги.

В 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле Цветаева знакомится со своим будущим мужем, офицером белой армии, Сергеем Эфроном. Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения поэтессы, посвящённые мужу. В 1914 году, через 2 года после их венчания, она пишет:

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови…

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей¬

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны становятся поэтическим расцветом Цветаевой. Вслед за глобальными изменениями в стране начинаются и переломные моменты в судьбе поэтессы. Она не принимает Октябрьскую революцию, видя в ней «восстание сатанинских сил».

В послереволюционные годы поэтесса работает над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и другими. Сама она говорит, что эти произведения — отвлечение от суровых тягот действительности.

В период с 1916-го по 1921-й год Марина Цветаева впишет «Стихи к Блоку». Она прославляет великого русского поэта. Их поэзию многое объединяет: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность лирического повествования. В своём цикле поэтесса представляет Блока «рыцарем без укоризны», ангелом, божьим праведником. Заглавным в цикле является стихотворение «Имя твоё — птица в руке...».

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твоё, -ах, нельзя!

Имя твоё - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

В стихотворении Цветаева воссоздаёт фонетический и даже графический образ слова «Блок». Первая строка — «Имя твое — птица в руке» — указывает на краткость имени Блока. Оно, как птица, которая мгновенно улетит, стоит лишь разжать пальцы. Во второй строке («Имя твое — льдинка на языке») гениально обыгрывается звук «л», действительно подсознательно ассоциирующийся с холодом. И далее по тексту можно встретить постоянные аналогии с именем Блока.

В 1922 году с дочерью Ариадной она уезжает за границу к мужу, который учится в Пражском университете. После переезда появляются две масштабные работы — «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые впоследствии окажутся в числе её главных произведений. В Праге они живут три года, затем переезжают в Париж. Это сложное время для поэтессы. Сергей Эфрон тяжело болеет, семья живёт на скудные гонорары за статьи и эссе, которые пишет поэтесса. Она называет их материальное положение замедленным умиранием от голода.

Но Цветаеву мучает не отсутствие денег, а невостребованность. Об этом времени её дочь Ариадна Эфрон вспоминает: «По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас...). Если бы она была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди “своих”. Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не вс` ли равно, в конце концов, — где, лишь бы вместе? Если бы она была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные прочие, то богемные кафе богемных кварталов послужили бы ей убежищем... Если бы она не была собой! Но собой она была всегда!».

Цветаева плохо ладит с эмигрантскими кругами и издателями. За границей её практически не печатают. Последний прижизненный сборник стихов «После России» вышел в Париже в 1928 году.

Вдали от Родины Марина Цветаева проживёт 17 лет. Этот период станет большим испытанием и в жизни, и творчестве поэтессы.

Тоска по Родине! Давно

Мне совершенно вс` равно -

Разоблаченная морока!

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Цветаева не может найти себе места на чужбине. Она пишет в своём дневнике: «Я здесь никому не нужна. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…».

В эмиграции Цветаева пишет стихотворение, обращённое к Борису Пастернаку, в котором звучат ноты непередаваемой тоски и грусти о России.

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гексаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

В 1937 году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД. Оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, он вынужден бежать из Франции в Москву. Летом 1939 года возвращается на родину и Цветаева. Но возвращение оборачивается трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает её дочь, а за ней и мужа. В октябре 1941 года Эфрона расстреляли.

Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и последнем пристанище поэта. Удивительно, но ещё в 1913 году, за несколько десятилетий до смерти, Марина Цветаева создаёт стихотворение, в котором размышляла о своей кончине.

Идёшь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет, —

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

После расстрела Сергея Эфрона жизнь Марины Цветаевой становится невыносимой. Дочь Ариадна сидит в тюрьме. Поэтесса не может найти жилье для себя и сына, у неё нет работы. Её стихотворения не публикуют.

Как Осип Мандельштам, Николай Гумилёв и многие другие писатели, Цветаева становится жертвой сталинского тоталитарного режима. Одиночество, душевные страдания, состояние безысходности приводят её к гибели: 31 августа 1941 г в Елабуге Марина Цветаева принимает решение уйти из жизни.

Она надеялась, что когда-нибудь, в далёком будущем её поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Интернет –ресурс: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5614/conspect/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

Применение специальных приемов и методов обучения может содействовать пробуждению творческой активности. Знания, умения и навыки являются обязательным ...

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...

Марина Цветаева: проблемы творчества

Исследование темы творчества в лирике М.Цветаевой поможет при подготовке к урокам литературы в 11 классе. Восприятие творческого наследия поэта, как правило, вызывает затруднение у большинст...

Кроссворд "По страницам творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Кроссворд можно использовать на уроках, посвящённым творчеству Салтыкова-Щедрина, и во внеклассной работе....

Диагностика личности ребенка через анализ страницы в социальной сети

Современная школа, несмотря на все трудности и недостатки, является основным институтом социализации личности ребенка. Соответственно, большая ответственность на развитие личности учащегося ложится на...

Презентация "Поэтическая страница. (Творчество Корнеевой Н.Н. и Крупп А.И)."

Учащиеся рассказывают о творчестве местных поэтесс.Читают свои стихотворения....