Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
статья по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

image         Применение специальных приемов и методов обучения может содействовать пробуждению творческой активности. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средство для открытия новых путей, ведущих к получению новых результатов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

через любительское музицирование»

          Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действий.

         Применение специальных приемов и методов обучения может содействовать пробуждению творческой активности. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средство для открытия новых путей, ведущих к получению новых результатов.

       Творчество - это реализация духовных потребностей. Оно всегда направлено на возвышение этого уровня потребностей как важнейший механизм мотивации к созидательной творческо-поисковой деятельности, а впоследствии и к творческой самореализации.

       Только творя, человек гармонично развивается и создает атмосферу гармонии вокруг себя.

       Ошибочно полагать, что творчество удел избранных гениев. Потребность творчества предопределена самой природой, наделившей каждого человека «Искрой Божьей», задатками Таланта. Следовательно, нет детей. Не способных к творчеству - есть проблема упущенных возможностей, т.е. ускользания от внимания взрослых (родителей, воспитателей, учителей) момента их запуска.

       Следует помнить, что творчество существует только там, где оно создает великие произведения исторического, общекультурного значения, но и везде, где человек воображает, комбинирует и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев.

    Вопрос творческой работы для общего развития и созревания ребенка - один из очень важных вопросов в детской психологии и педагогике. Основной смысл и значение творчества в детском возрасте, в том, что оно позволяет ребенку, преодолеть крупные перевалы в развитии, дает направление его фантазии, углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную сферу.

     Чем раньше ребенок начнет развиваться творчески, тем полнее он сможет реализовать свои способности, состояться как личность.

         Музыка, как и другие виды искусства, основывается на овладении тонкими технологиями, с помощью которых каждому человеку открывается возможность проявить свои природные творческие задатки в любом направлении (в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах).

        Посредником между музыкальным искусством (в частности) и субъектом творческой деятельности (учеником) призвана стать творческая личность учителя. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но и в большей степени - средством возбуждения творческо-поисковой активности.

     В музыкальной практике распространен так называемый способ «копирования и натаскивания», при котором ученику навязывается, с одной стороны «образ и подобие» учителя, а с другой, - неосмысленные и непрочувственные  манипуляции с нотным текстом, чуждым, непонятным по содержанию. И ему, зачастую, ничего не остается, как копировать своего учителя и «присваивать его опыт и культуру».

      Цель этого метода - сокрытие недостатков ученика. Достижения этой методики временны, т.к. в ней присутствуют элементы обмана и самообмана как для педагога, так и для самого ученика, и окружающих (слушателей, родителей и другим, кому приходится оценивать подобного рода достижения).

     Нередко приходится  наблюдать, как деформированное педагогическое сознание толкает преподавателя на эксплуатацию способностей ребенка. Происходит подмена цели. Вместо организации творческого развития личности ученика целью становится соревнование, борьба за первенство.

     Борьба за любое первенство - это всегда бег наперегонки со временем. А значит - форсаж, усталость и как результат, разрушение внутренней гармонии ученика, болезни, психические расстройства и отмирание интереса - гибель мотивации.

     Таким образом,  главной приоритетной целью педагога - музыканта должно стать достижение гармонии личности, которое возможно лишь посредством творческой деятельности, направленной на совершенствование его души.

     Для этого педагог должен быть организатором самостоятельных действий учащегося, поддерживать и направлять ученика на пути творческой самореализации. Именно такой подход способствует активизации деятельности ученика, является содержанием и достоинством истинного профессионального педагога.

    Учитель, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.

     Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают ученые, 40% знаний         человек приобретает в возрасте до 4-х лет, 50% - до семи лет. И знания эти наполняют ребенка, главным образом, во время игры. Игры психологи называют такой вид

деятельности, который направлен не на получение какого-нибудь практического результата, а на сам процесс этой деятельности. Игра - жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека.

       Игра - это всегда модель счастливой жизни. По своей природе игра ребенка имеет импровизационный характер. Она возникает из острой потребности и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающих его чувств. Связь игры с детским творчеством, говорит о том, что ребенок редко работает над своим произведением дома., большей частью он творит его в один прием. Поэтому начальный этап вхождения ребенка в мир музыки и развития его музыкально-творческих способностей должен строиться на основе импровизационной деятельности, т.е. через любительское музицирование, которое показывает что этот процесс изначально активно-творческий, и главной чертой в ней является художественно-поисковая деятельность. Поиск образа, движения, прикосновение звуковых красок и тому подобных средств происходит за счет активизации, воображения, памяти, мышления и основывается на подключении механизма чуткости, лежащего в основе духовности.

      Знания, полученные ребенком в процессе любительского музицирования,  воспринимаются им не как самоцель, а как средство деятельности, средство, способствующее самовыражению, самораскрытию.

Этот подход формирует высокий уровень мотивации как основного стимула к познавательной деятельности и способствует приращению необходимого знания.

      По убеждению известного музыкального педагога Г.И. Шатковского, музицирование как творческая деятельность не нарушает естественной последовательности психического развития ребенка, т.к. сначала учит свободно «говорить» на музыкальном языке, а уж потом «читать» и воспроизводить нотный текст.

    С.О. Мильтонян в своей книге «Педагогика гармонического развития скрипача» отмечает, что групповое музицирование проектирует развитие личности человека нравственного, т.к. развивает умения со - чувствовать, со - действовать, со - переживать, т.е. общаться с другими, не подавляя своего «Я», но и не угнетая себе подобного.

      При работе с группой детей, как показывает практика, более успешно применение аналитического метода обучения. В основе этого метода заложена особая роль учителя, который уже несет ученику «истину в конечной инстанции», он организует деятельность учеников к самостоятельному восхождению к истине. Раскрытие смысла метода заключено в данном случае в групповом анализе, который значительно повышает эффективность процесса тем, что каждый вывод становится общим достижением. Более догадливый и точно мыслящий ребенок обучает остальных, но каждый участник группы присваивает знание, добытое сообща, как собственное.

  Обобщая высказанное, можно сделать вывод, что музицирование включает себя основные качества, характеризующие гармоничную развивающую среду:

  1. Универсальность (целостное единство всех познавательных пространств и процессов);
  2. Экологичность (природосообразность, ненасильственность воздействий);
  3. Резонантность (возникновение устойчивого сочетания между развивающей средой и духовными потребностями личности.

  Процесс этой деятельности является:

  1. Продуктивным;
  2. Естественным;
  3. Объемным; 
  4. Позитивным.

Музицирование позволяет личности:

  1. Раскрыть и развить природный творческий потенциал;
  2. Сформировать объемное мышление;
  3. Воспитать в себе чуткое отношение к проявлениям окружающего и внутреннего мира;
  4. Иметь активную жизненную позицию;
  5. Развить в себе адаптационные способности (качества);
  6. Приобрести способность к сознательной саморегуляции.

Список используемой литературы:

В.Н. Говор «Импровизационная деятельность - средство гармонизации личности»

В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика»

А.А. Радугина «Психология и педагогика»

Поготовила преподаватель фортепианного отдела Тимербулатова Гульнара Халиловна, ДШИ №2 пгт. Высокий г. Мегиона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся.                         ...

Проект "Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

Школьная программа “Музыка” нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно вл...

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...

Развитие творческой личности ребенка.

Данная статья посвящена значимости творческой деятельности для развития личности ребенка....