Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
статья на тему

Горбенко Наталья Юрьевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбенко Н.Ю.

Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из направлений внеурочной работы является– развитие мотивации детей к познанию окружающего мира. Для работы в этом направлении я ставлю следующие задачи:

- Воспитание положительного отношения к окружающему миру.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Для достижения поставленных задач в воспитательной работе я использую  методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные, с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей детей. Очень важно внешнее побуждение воспитанника к активной деятельности.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью. Эмоциональные методы вызывают эмоциональный отклик в душе воспитанника и интерес к предлагаемой деятельности.

Познавательные методы. Они очень важны чтобы вызвать познавательный интерес у воспитанника, вовлечь его в совместную воспитательную деятельность. Иногда  на занятии рассказываешь, показываешь учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в работу, создаю стимул для усиленного процесса мышления, для этого в своей работе использую почти все методы из этой группы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, парная и групповая работа.

К волевым методам относятся: формирование ответственного отношения к занятию, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности. Эти методы необходимы в арсенале воспитателя для формирования нравственного самосознания личности – осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В своей работе, чаще всего, использую методы данной группы при планировании совместной деятельности, подведении итогов , при обсуждении поведения учащихся.

Большую роль в формировании интереса к окружающему миру играют различные формы индивидуальной и  групповой   деятельности. Поэтому в своей работе  использую: познавательные, нравственные и этические беседы, викторины, кроссворды, ребусы,  участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии, различные игры, выполняем посильную практическую деятельность по охране окружающей среды, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия  провожу не только в классе, но и на улице, в лесу  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Перечисленные мною методы работы и формы организации деятельности, позволяют оказывать более глубокое воспитательное воздействие на  развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира...

Консультация по теме: «Развитие перцептивных действий - познание окружающего мира".

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный о...

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет....

Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности

Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности...