Урок литературы в 11 классе "Судьба писателей, подвергшихся репрессии"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Репрессированные писатели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_gonimyh_i_repressirovannyh_pisateley.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Судьба гонимых и  репрессированных писателей.

Не верю, что умру, устану,

Что навсегда в земле усну.

И.Бунин

Цели урока:

  • Создание в сознании ученика литературной картины, панорамы по данной теме с представлением о том, как эта тема развивается в литературе.
  • Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям культуры.
  • Развитие эмоционального восприятия текста, образного мышления.
  • Совершенствование навыков выразительного чтения.
  • Организация деятельности учащихся по сбору и систематизации материала.
  • Развитие интереса к исследовательской деятельности.
  • Воспитание читательской культуры школьников.

Оформление: плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна; тонкие восковые свечи; портреты репрессированных или гонимых поэтов; живые цветы, презентация, книжная выставка.

Музыкальное и звуковое сопровождение: «Реквием» Моцарта; «Я не люблю» Высоцкого; «Обэриуты» В. Долиной; «Анафема» Розенбаума; отрывки из поэмы в чтении А.Ахматовой.

Форма проведения: литературно – музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России.

Ход урока.

Тихо звучит «Реквием» Моцарта.

Слайд.

Посвящается памяти мастерам Лиры,  поклонникам Музы, которые пострадали от необоснованных репрессий в Советском государстве.

Зажигается свеча, она будет гореть весь урок.

Ученик:

Они прошли через такое,

Чего понять нам не дано.

Их время было непростое:

Вот "грех" - и ты ушел на дно

За несогласье с общим хором,

За крамолу и свой стиль,

За борьбу с цензурным сбродом

Книги их пошли в утиль.

Им самим пришлось не слаще:

Лагерь, ссылка и тюрьма,

Открывали дверь все чаще,

Услыхав их имена.

Многих просто расстреляли,

Нет человека - нет проблем.

О них память растоптали,

Чтоб забыли их навек.

Но не вечно темная сила

Будет успех в ночи торжествовать.

Мы помогаем им из книжного пепла,

Как птица феникс, восставать...

А. Балабанов

Учитель

Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа.


Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.        

Музыка умолкает, и в полной тишине идёт перекличка из разных концов класса.

Слайд 4.

Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

Клюев Николай.  В 1934 г. выслан  в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.

Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

Баркова Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

Андреев Даниил. С 1947 по 1956 год отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

Шаламов Варлаам, Домбровский Юрий, Ручьёв Борис и другие отбывали заключение по необоснованным обвинениям.

Слайд 5, 6

Ученик:

Который год мне не даёт покоя

всё то же неотступное виденье.

В тот миг, когда державные часы

на Спасской башне отбивают полночь,

когда ещё не смолк, не отзвучал тяжёлый звон –

с двенадцатым ударом

они на площадь Красную вступают

и начинают шествие своё –

за рядом ряд, колонна за колонной,

и, как штандарты воинских частей,

плывут над ними стяги, на которых,

как номера дивизий и полков,

стоят

(голоса с мест)

29-й, и 30-й,

и 33-й, и 34-й,

и 35-й, и 37-й

и все другие годы.

Слайд 7

Учитель:

Эти убили, а эти ославили.

Кто ж наши Каины?

Кто ж наши Авели?

Даже могил никаких не оставили,

Горько в родимой земле им лежать.

Нашим убитым,

Нашим замученным

мы даже памятник не поставили.

Стыдно и не за что нас уважать.

Ю. Левитанский

Наша встреча - своеобразным памятник всем репрессированным и гонимым писателям России.

2. Зажигается яркий свет. Диалог участников встречи. Перекличка имён продолжается.

Ученик: Николай Степанович Гумилёв родился в Кронштадте в семье морского врача. После отставки отца семья жила в Царском Селе. Гумилёв сначала учился в гимназии, где директором был знаменитый поэт Анненский, затем в Сорбонне во Франции. Печататься начал в 1902 году. В начале своего пути находился под влиянием символизма. В 1905 году выходит первая книга его стихов – («Credo») «Путь конквистадора», в 1908 году – вторая – ( «Крыса») «Романтические цветы» с посвящением Анне Андреевне Горенко (Ахматовой), своей будущей жене.


О тебе.

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой, темной судьбе

Ты – крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твое –

Словно герб отошедших времен.

Освящается им бытиё

Всех земных, всех бескрылых племен.

Если звезды, ясны и горды,

Отвернутся от нашей земли,

У нее есть две лучших звезды:

Это – смелые очи твои.

И когда золотой серафим

Протрубит, что исполнился срок,

Мы поднимем тогда перед ним,

Как защиту, твой белый платок.

Звук замрет в задрожавшей трубе,

Серафим пропадет в вышине…

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В этом же, 1908 году, Гумилёв совершает своё первое путешествие в Африку, последующие были в 1910 и 1913 годах. По возвращению в Россию сотрудничает в журнале «Аполлон», пишет статьи о русской поэзии. В 1910 г. вышел третий сборник его стихов «Жемчужина» с посвящением В.Брюсову, принесший автору широкую известность. Стихи отличались своеобразием, в них проявилась новая художественная манера, поэт отходил от символизма, рождалась новая эстетическая школа. В 1911 г. создаётся литературное объединение акмеистов «Цех поэтов», одним из организаторов которого был Гумилёв. Он выступил с докладом «Наследие символизма и акмеизм», который вместе с докладом Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» был опубликован в журнале «Аполлон». Они стали программными манифестами акмеизма.

Первую мировую войну Гумилёв встретил с патриотическим настроением, сам принимал в ней активное участие, был награждён двумя Георгиевскими крестами. Стихи о войне вошли в сборник «Колчан». Весной 1917 г. в составе русского экспедиционного корпуса он отправился во Францию и вернулся в Россию уже после Октябрьской революции.

Последний период жизни поэта отмечен активной литературной деятельностью. Он работает в редколлегии горьковского издания «Всемирная литература», читает лекции, переводит. В 1918 г. публикует сборник «Костёр», в 1921 г. – «Шатёр», «Три мертвеца».

3 августа 1921 г. Гумилёв был внезапно арестован, несправедливо обвинён, как участник контрреволюционного заговора и расстрелян недалеко от Петрограда…

Учитель:

-Знаете ли вы, в чём обвинили поэта Гумилёва?

-Он не донёс органам Советской власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт категорически отказался от предложения. Но доносить не пошёл, мешало понятие о чести.

- Что такое честь?  По словарю В.Даля, это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть». Поэтому отправляли на Лубянку тех, кто стремился сохранить в чистоте свою совесть. Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправедный суд.

Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек. Все были расстреляны.

Михаил Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, нижних чинов, рядовых остались. Их, безоружных, с привязанными к ногам камнями бросили в море.

К 1919 году были уничтожены 320 тысяч священнослужителей. Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок за день до получения разрешения властей выехать на лечение за границу. Крестьянину-доносчику обещано 25% от конфискованного зерна.

58-я статья содержала специальный 12-й пункт о недонесении. Наказание – вплоть до расстрела. Можно ли оправдать или забыть такое?


Слайд 8  После ответов учащихся включается запись песни А. Розенбаума «Анафема»

Ученик 

Всем,

кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,

кто по суду, без суда, совещаньем особым

был обречён на тюремную робу до гроба,

кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,

им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

Учитель. Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными?

Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Почему? За что? Вспомните судьбу русских писателей XIX века. Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера.

Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию

В.Кюхельбекер.

Слайд 9. Перекличка имён продолжается.

Ученик  Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия – Горенко. Ахматова – её литературный псевдоним. Детские годы провела в Царском селе. В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге, где и прошла почти вся её жизнь. В 1910 г. вышла замуж за поэта Николая Гумилёва. С 1910 по 1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1904 г., примкнув к группе акмеистов. Первый сборник стихов «Вечер» (1912 г.) с предисловием М.Кузьмина принёс ей значительный успех. Стихи этой книги послужили в определённой мере развитию теоретических положений акмеизма. В них привлекал внимание духовный мир женщины – современницы, соединение внешних примет времени с лирическими переживаниями героини. Стихи носили характер дневниковых записей, были проникнуты мотивами грусти и одиночества. После выхода сборника «Чётки» (1914 г.) к Ахматовой пришла подлинная известность.

Твой белый дом и тихий сад оставлю.

Да будет жизнь пустынна и светла.

Тебя, тебя в моих стихах прославлю,

Как женщина прославить не могла.

И ты подругу помнишь дорогую

В тобою созданном для глаз ее раю,

А я товаром редкостным торгую –

Твою любовь и нежность продаю.

В книге «Белая стая» (1917 г.) личные переживания интереснейшим образом связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит одическая пророчески-возвышенная манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период в лирику Ахматовой включается «пушкинский слой», стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов. Стиль Ахматовой как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. События современности всегда находили отклик в ахматовской поэзии, в том числе и события политические. В 1918 – 1923 гг. поэзия Ахматовой имела большой успех. (Сборники «Подорожник», «Anna Domini»). С середины 20-х годов началось многолетнее молчание. В 1936 – 1940 гг. её стихи печатались в различных изданиях, в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». Во время войны 1941 – 1945 гг. написала цикл стихотворений «Мужество», посвящённый защитникам Ленинграда.


Мужество.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

В 1946 г. Ахматова была подвергнута жестокой, несправедливой критике, надолго отлучена от литературы, и лишь со второй половины 50-х годов её стихи возвращаются к читателю. («Поэма без героя», «Путём всея земли», цикл «Северная элегия», «Реквием»). Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

Ученица

Показать бы тебе насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской весёлой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И слезою своею горячею

Новогодний лёд прожигать.

Там тюремный тополь качается

И ни звука, - а сколько там

Неповинных жизней кончается

С последними словами стихотворения включается запись голоса А. Ахматовой.

Звучит «Вместо предисловия», «Посвящение».

В 1965 г. ей была присуждена почётная степень доктора литературы Оксфордского университета. Умерла Анна Андреевна в 1966 году в Москве, похоронена в Комарове под Ленинградом.

Сын Ахматовой и Гумилёва был по сути дела мальчиком. Очень часто утренний вывоз арестантов на отправку начинался под стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы.

Страна умилялась «Колыбельной» из кинофильма «Цирк»: «сто путей, сто дорог для тебя открыты». А в Часовой башне Бутырской тюрьмы не пела, а шептала своему сыну поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.

Ученица:

Утром рано на рассвете

Корпусной придет,

На проверку встанут дети,

Солнышко блеснёт…

Во время чтения звучит «Аве, Мария»!

Учитель:

Две тысячи репрессированных поэтов. Это только членов Союза писателей, а многие такого членства еще и не имели. Но они ни в чем не изменили себе. Они не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Однако Николаю Гумилёву на вопрос: можно ли ему писать стихи, - быстро ответили: прозу можно, стихи нет. Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок.

Поэту Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: «Что были для вас в лагере стихи?» Он ответил, не задумываясь: «Жизнь». Часто не на бумаге, а в памяти сохранялись многие стихотворные строки. Или свои стихи выдавались за стихи незапрещённых  Блока или Твардовского (об этом вспоминает А.Солженицын). Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос «За что?» Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти, они писали полные недоумения и веры строки.


Ученик:

За что? Пусть Господь разберет

И движется длинный-предлинный

Наш, к гибели нашей черед.

Но, брат мой, вмурованный в камень,

Пойми, мы недаром легли,

Мы то, чем крепится фундамент

Всей будущей жизни земли.

А. Тришатов

Слайд 10.

Ученик. Но не все были так наивны.

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье ремесленника-кожевника, впоследствии ставшего купцом. В детстве вместе с родителями приехал в Петербург. Окончил Тенишевское училище. В 1907 – 1910 гг. слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете. С 1911 г. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, занимаясь старо-французским языком и литературой. Как поэт дебютировал в журнале «Аполлон» в 1909 г.

В ранних стихах Мандельштама выражены принципы, тесно связанные с символизмом. Знакомство с Гумилёвым, Ахматовой, вступление в группу акмеистов «Цех поэтов» приводит его к освоению нового языка поэзии. История культуры становится непременным контекстом большинства его стихотворений. Цепь литературных ассоциаций, метафорическая насыщенность стиха, цитаты из различных поэтов, которые соединяются воедино ситуациями темы, сюжетом, отдельными фразами и другими средствами, позволяют явственно ощутить своеобразие культуры различных эпох, народов и их преемственность.

Из омута злого и вязкого,

Я вырос, тростинкой шурша.

И страстно, и томно, и ласково

Запретною жизнью дыша.

И никну, никем не замеченный,

В холодный и топкий приют,

Приветственным шелестом встреченный

Коротких осенних минут.

Я счастлив жестокой обидою,

И в жизни, похожей на сон,

Я каждому тайно завидую

И в каждого тайно влюблён.

Влюблённый в древнюю Элладу, он глубоко ощущал связи русской культуры с эллинизмом. Пушкина, Баратынского, Батюшкова считал представителями «эллинской линии» в русской поэзии и восхищался ими.

Сочувственно приняв Октябрь, Мандельштам с трудом врастал в послереволюционную действительность. В 20 – 30 – е годы в его стихах усиливается социальное начало, он открыто выступает против подавления свободы личности авторитарным государством. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения.

Ученик:

Мы живём, под собою не чуя страны.

Наши речи за десять шагов не слышны.

А коль хватит на полразговорца,

Так припомним кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд толстошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей,

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову куёт за указом указ –

Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

Слайд 11. В 1938 г. Мандельштам был незаконно репрессирован, погиб недалеко от Владивостока, реабилитирован посмертно. Памятник Мандельштаму во Владивостоке создан приморским скульптором Валерием Ненаживиным.. Он был перенесен в одну из аллей университетского парка в 2003 году. До этого памятник, отлитый в бетоне, стоял недалеко от предполагаемого места смерти поэта, возле бывшего пересыльного лагеря - там он был установлен в октябре 1998


Мне стало страшно жизнь отжить –

И с дерева, как лист, отпрянуть,

И ничего не полюбить,

И безымянным камнем кануть;

И в пустоте, как на кресте,

Живую душу распиная,

Как Моисей на высоте,

Исчезнуть в облаке Синая.

И я слежу – со всем живым

Меня связующие нити,

И бытия узорный дым

На мраморной сличаю плите;

И содроганья тёплых птиц

Улавливаю через сети,

И с истлевающих страниц

Притягиваю прах столетий.

Слайд 12

Ученик Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве. Её отец Иван Владимирович – профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств им. Пушкина, мать – М.А. Мейн – пианистка. Цветаева в 1908 году окончила гимназию. Слушала лекции по истории французской литературы в Сорбонне. С шестнадцати лет начала печатать свои стихи. Её первые сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» встретили одобрение Брюсова, Волошина, Гумилёва. В 1918 году выходит сборник «Из двух книг», в который вошли лучшие произведения начинающей поэтессы. В этих книгах сказалось влияние символистов. Но уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность Цветаевой, формируются важнейшие темы её творчества: Россия, любовь, поэзия.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Февральскую и Октябрьскую революции она не приняла. В творческом плане для неё это время активной работы. В 1921 году выходит книга стихов «Версты», она пишет для театра-студии МХАТ пьесы «Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Феникс», а также поэму-сказку «Царь-девица» и др. В 1922 году Цветаева с семьёй эмигрировала. Жила сначала в Берлине, затем в Праге и Париже. В белоэмигрантских журналах опубликовала книги «Стихи к Блоку» (Имя твоё – птица в руке …), «Разлука», «Ремесло», ею написаны «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов», «Поэмы лестницы», а также ряд трагедий на античные сюжеты. За рубежом Цветаева терпела острую материальную нужду, тосковала по России. Все возраставшая ностальгия отразилась в стихах «Родина», «Тоска по родине! Давно…», «Челюскинцы». Последний прижизненный сборник стихов «После России. 1922-1925» вышел в Париже в 1928 г. Лирический цикл «Стихи к Чехии», связанный с оккупацией Чехословакии, пронизан ненавистью к фашизму. По разным причинам Цветаева оказывается в изоляции, её творчество не получает должной оценки эмигрантской критики.

В 1939 году возвратилась на Родину. Занималась поэтическими переводами, готовила к изданию свои книги. В начале войны оказалась в эвакуации в городе Елабуга, где 31 марта 1941 ушла из жизни.

Звучит песня на стихи М.Цветаевой  «Я зову дождь»

Слайд 12

Ученик . Борис Леонидович Пастернак родился в семье академика живописи Л.О. Пастернака.

Окончил гимназию, затем в 1913 году - философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Летом 1912 г. изучал философию в университете в Марбурге, ездил во Францию и Венецию. Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина, занимался шесть лет композицией. Первые стихи появились в печати в 1913 году. Тогда же он выступил с философско-литературной работой «Символизм и бессмертие».


В предреволюционные годы он становится участником футуристической группы «Центрифуга». В это время написаны сборники «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь». В стихах этого периода открывается одна из главных черт поэзии Пастернака – её нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Он становится одним из самых популярных поэтов.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука -

Натянутая тетива

Тугого лука.

Звучит песня «Никого не будет в доме».

Вопреки требованиям времени Пастернак высказывает свою концепцию чувства, считая его «заповедной», неуправляемой творческой стихией, не терпящей социального заказа.  Вокруг поэзии Пастернака обостряются споры. Его положение в литературе осложняется. Превосходно владея немецким, английским и французским языками, он переводит из Гёте, Шекспира, Шелли, Верлена и др. Перед войной создаёт цикл стихов «На ранних поездах», в 1943 г. выходит сборник «На ранних поездах», включавший стихи военных и передовых лет, а в 1945 г. – сборник «Земной простор». В середине 50-х годов создаёт цикл «Когда разгуляется», исполненный надежд на перемены после смерти Сталина. С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

На Пастернака было оказано  личное давление, которое, в конечном счёте, вынудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя, конечно, писатель не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму, что было бы возможно в сталинское время. Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в своём письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».


Смерть Сталина в 1953 г. не остановила лавину репрессий и предательств.

Слайд 13

Ученик:

Я плачу, я слёз не стыжусь и не прячу,

хотя от стыда за страну свою плачу.

Какое нам дело, что скажут потомки?

Поэзию в землю зарыли подонки.

Мы славу свою уступаем задаром:

как видно, она не по нашим амбарам.

Как видно, у нас её край непочатый –

поэзии истинной — хоть не печатай! 

Г. Б. Плисе́цкий (19311992) — русский поэт, переводчик.

Слайд 14

Учитель:

Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов.

Ученик:

Пусть мне говорят: «Успокойся» -

спокойным я быть не сумею,

Покуда наследники Сталина

живы еще на земле,

Мне будет казаться,

что Сталин еще в Мавзолее.

Е.Евтушенко

Учитель:

Уничтожая и преследуя миллионы людей, советская власть старалась скрыть свои преступления. Кто знает, сколько в точности их было - невинных жертв террора? Где закопаны убитые? Где стояли бесчисленные лагеря и что творилось за колючей проволокой? Даже родственники расстрелянных не знали правды: "10 лет без права переписки" - вот единственная информация о судьбе сталинского зэка, краткая формула его жизни и смерти. Жертв репрессий при Сталине было много. Среди них крупнейший режиссер Всеволод Мейерхольд, писатели Осип Мандельштам, Борис Пильняк, Андрей Платонов, Варлаам Шаламов, Александр Солженицын, художники Михаил Соколов, Михаил Рудаков и многие другие.

Среди тех, кого «не одобряли» власти, был Владимир Высоцкий.

Слайд 15

Звучит песня Высоцкого «Я не люблю».

Многие, слишком многие не дожили до реабилитации. Многих еще предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь. «Забвение пережитого – смерть души», - говорил Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки.

Ученица:

Приснилось мне, что старые друзья

Опомнились, раскаялись, вернулись

И что ко мне, тревожа и дразня,

Приветливые руки протянулись.

И дружеские руки отстраня,

Я говорю без гнева и досады:

-Друзья мои, не трогайте меня,

Мне ничего ни от кого не надо.

Е. Тагер


Слайд 16

Идёт перекличка поэтов.

Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Колыме.

Плужников Евгений, уже больным туберкулёзом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер.

Васильева Елизавета  ее отправили хромую по этапу на Урал

Учитель:

Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

(Диалог с залом. Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах, подготовленные заранее).

Слайд 17, 18

Ученица:

-Мы к вам идём,

в сегодняшний ваш день,

И в завтрашний ваш день, и в день грядущий,

-Мы к вам идём –

куда ж нам друг без друга,

Мы память, что жестока и горька,

И мы её горчайшая строка,

Но в памяти – грядущему порука,

Цена ж забвенья слишком высока.

Ю. Левитанский

(Гасится свеча)

Учитель:

Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Урок литературы по программе « Писатели Восточной Сибири» в 6 классе

Тема: Стихотворения декабристов периода ссылки. Биография Александра Одоевского. Анализ стихотворений « Утро», « Из детских всех воспоминаний» Цели: -дать представление о жизни и творчестве декабрис...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Презентация к уроку литературы «Слово о писателе. Паустовский К. Г.» для обучающихся 5 класса

Презентация к уроку литературы «Слово о писателе. Паустовский К. Г.» для обучающихся 5 класса...

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий»....