Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"
статья по литературе на тему

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практически по всем предметам, создаются собственные электронные ресурсы. Мультимедийное приложение «Изучение биографии на уроках литературы» может оказать большую помощь учителю и учащимся в подготовке к современному уроку литературы в 10-11-х классах. Презентации можно использовать как готовый материал, так и частично, привнося свои изменения, но в любом случае урок литературы только выиграет и никогда не будет скучным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_elena_viktorovna_g._cheboksary.docx610.77 КБ

Предварительный просмотр:

Создание электронных учебных пособий к урокам литературы

Автор: Николаева Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50 г. Чебоксары»

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практически по всем предметам, создаются собственные электронные ресурсы.

Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать ученикам необходимые знания, научить их самим искать новые знания, пользоваться ими.

Одна из возможных форм организации обучения – создание электронного учебного пособия, которое можно  использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся дома. Электронная форма пособия позволяет совместить биографический материал, учебные статьи, избранные научные работы по некоторым частным проблемам истории литературы, хрестоматию, практические задания, вопросы. И самое активное участие в  этой деятельности должны принимать сами ученики, оформляя найденный материал не в виде традиционных докладов и сообщений, а в виде компьютерных презентаций.

Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Школьники начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов.

К тому же ученик из простого слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Учащиеся самостоятельно подбирают биографический материал, находят иллюстрации, формируют план работы и готовят публичное выступление. Такая работа способствует формированию многих языковых компетенций: умение анализировать текст, выделять основные мысли, выбирать интересные факты и делать выборочное изложение, совершенствовать ораторское мастерство и навыки публичных выступлений.

        Самая, пожалуй, сложная часть уроков литературы – изучение биографии писателя, поскольку личный жизненный опыт художника, условия его жизни, переживания, выпавшие на его долю, отражаются в художественных произведениях. Также встреча с писателем должна подготовить ученика к  восприятию творчества писателя, к анализу текста.  Биография служит своеобразным ключом к творчеству, помогает услышать  голос писателя, увидеть своеобразие личности, характера и судьбы, дает возможность почувствовать дыхание эпохи, понять обстановку, которая способствовала появлению его произведений.

Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства переплавляются художником в его произведении.

Встреча с писателем должна подготовить ученика к восприятию  его творчества, выявить концепцию жизни писателя, философскую основу бытия, процесс мышления, результатом которого является художественное произведение, включиться в сложнейший диалог с автором. Без этих знаний  школьники не смогут подойти к объективному пониманию художественного текста.

Для того  чтобы  биографический рассказ был четким, занимательным, эмоционально ярким и привлекал внимание читателей к произведению, была разработана форма повествования о жизни и творчестве писателя в виде компьютерной презентации. К тому же презентация дает возможность не только рассказать о писателе, но и проиллюстрировать важные этапы его жизни и творчества.

Благодаря систематической работе учителя и учащихся накопился огромный материал, который в 2009 году позволил выпустить первый диск наших работ: Мультимедийное приложение к урокам литературы в 11 классе «Изучение биографии писателя на уроках литературы».

   

Работа выполнена в конструкторе школьных сайтов и  состоит из следующих разделов:

  1. Литература начала ХХ в. «Серебряный век»
  1. Реализм (Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн)
  2. Символизм (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый)
  3. Акмеизм (Н. Гумилев)
  4. Футуризм (И. Северянин)
  5. Романтизм (М. Горький)
  1. Литература 20-х годов (А. Ахматова, А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Толстой, М. Цветаева).
  2. Литература 30-х годов (М. Булгаков, О. Мандельштам, А. Платонов, М. Шолохов)
  3. Литература периода Великой отечественной войны.
  1. Образ фронтовика в произведениях о Великой отечественной войне.
  2. Поэзия (О. Бергголльц, Ю. Друнина, С. Гудзенко, А. Сурков, К. Симонов, А. Твардовский)
  3. Проза (Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, С. Смирнов, А. Фадеев, М. Шолохов)
  1. Литература второй половины ХХ века.
  1. Поэзия (Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий)
  2. Деревенская проза (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин)
  3. Городская проза (Ю. Трифонов)
  4. Возвращенная литература (А. Солженицын, В. Шаламов)
  5. Авторская песня (И. Бродский, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Б. Окуджава)
  6. Драматургия (А. Вампилов)
  1. Литература на современном этапе (Т. Толстая, В. Пелевин)
  2. Приложение. В  данный раздел включены творческие работы учащихся по русской литературе за 10-11 класс, с которыми они выступали на зачетах, экзаменах, конференциях.

Представленный материал по литературе ХХ века собирался в течение  2007-2008 учебного года учащимися 10-11-х классов из различных источников: биографической литературы, различных энциклопедий, учебников, интернета.  Все работы, выполненные учащимися, представлены в виде презентаций с использованием программы PowerPoint. Каждая работа представляет собственный взгляд ученика на биографию того или иного автора, характеризуется творческим подходом в изложении материала и  претендует на оригинальность. Но несмотря на это,  все работы строятся примерно по одной схеме: знакомство с личностью писателя, его детские годы, период учебы, начало творчества, личная жизнь, характеристика основных произведений, итоги жизни, значение творчества писателя в истории страны и литературе.

Весь ХХ век от модернизма в самых разных его проявлениях до литературы последних десятилетий – таково содержание: всего 80 презентаций. Все это поможет ученикам, познакомившимися с этими  материалами, глубже и полнее понять художественный мир писателя, а учителям – подготовить современный урок литературы в 11 классе с применением новых технологий при минимальных затратах времени.

Данная работа рецензирована зав. кафедрой русского языка и литературы ЧРИО, доцентом Домрачевой В. А. и получила одобрительную оценку учителей республики, которые активно использовали ее на своих уроках.

Работа по созданию биографий писателей была продолжена в следующем 2009 году уже с учащимися  другого 10 класса, которые привнесли новый взгляд на жизнь и творчество писателя, рассматривая связь биографии не только с творчеством писателя, но и с местом, где он жил, с людьми, которые его окружали. Создавались презентации по местам жизни писателей, собирался аудио и видеоматериал. Благодаря этому в 2011 году была создана вторая часть электронного пособия для 10 класса. Энциклопедия  «Изучение биографии писателя на уроках литературы» охватывает жизнь и творчество писателей XIX века (15 имен) и является продолжением мультимедийного приложения к урокам литературы для 11 класса, выпущенного в 2009г.

      

Страница каждого писателя состоит из следующих разделов:

  1. Биография
  2. Музеи
  3. Произведения
  4. К уроку
  5. Медиа-ресурсы

Конечно, главный раздел энциклопедии – это биография писателя, созданная в программе PowerPoint. Для полного представления учащихся о жизни и творчестве писателей разработаны виртуальные экскурсии по писательским местам (раздел «Музеи»). Полезность заочной экскурсии объясняется тем, что она вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, помогает прикоснуться к эпохе писателя.

Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках музыки, живописи, кино.  В разделе «Медиа-ресурсы» можно найти аудио и видеофайлы художественного исполнения произведений,  фильмы о жизни и творчестве писателей, отрывки из кинофильмов и мультфильмы. Все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

Также для удобства учителя при подготовке к уроку в энциклопедию включены разделы: «Произведения», где приводятся полные тексты произведений, изучаемых в курсе литературы 10 класса, и раздел «К уроку», где размещена литературная критика, статьи о творчестве писателей, работы учащихся и поурочные разработки уроков литературы в 10 классе под редакцией В. И. Коровиной.

Энциклопедия выполнена в конструкторе сайтов «Websiteevolution 8», для ее воспроизведения достаточно иметь веб-браузер, аудио и видеоплеер, программы MSOffice.

Все работы, представленные в энциклопедии, выполнялись учениками под руководством учителя и были представлены на уроках литературы.

Мультимедийное приложение «Изучение биографии на уроках литературы» может оказать большую помощь учителю и учащимся в подготовке к современному уроку литературы в 10-11-х классах. Презентации можно использовать как готовый материал, так и частично,  привнося свои изменения, но в любом случае урок литературы только выиграет и никогда не будет скучным.

Заказать диски можно по адресу: evn2102@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронного пособия по истории России в рамках проектной технологии

Описание работы по созданию электронного пособия К теме "Отечественная война 1812г." Цели, задачи, исследовательский характер, социальная направленность....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают  правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одн...

Тезисы к докладу «Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ»

Тезисы к докладу "Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ"...

Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"

     Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение».  В нём охватывается изучение теоретических  сведений и практическая работа, что по...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».

В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"...

Тема: «Создание электронного пособия «Школьная Красная книга»

Оглавление I.Введение. Значение красной книги. II.Главная часть . 2.1 Как устроена «Красная книга ». 2.2 «Красная книга» - документ временного действия. 2.3 «Красная книга» МСОП - межд...