УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
статья (5 класс) на тему

Руднева Наталия Александровна

В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают  правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одноклассников, не оспаривая их; принимаются самые фантастические версии; свою точку зрения нужно обосновать. Работа проходит в командах, которые формируются учащимися самостоятельно. Первая фаза урока – вызов - строится на использовании приёма «мозговая атака». Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета. Следующий этап урока – представление учителем писателя и составление кластера, в котором ученики, узнав имя сказочника, аккумулируют разрозненные знания о нём. Задание: составить рассказ по словам, имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников  составлять связный текст на заданную тему. Далее каждой команде предлагаются утверждения (некоторые из них неверны). Учащиеся обсуждают утверждения, мотивируя свою точку зрения, опираясь на информацию, полученную в процессе урока.

 Вторая фаза урока – осмысление - становится временем открытий для учеников.

 Сделать процесс чтения индивидуальным помогает приём «инсерт».  Во время ознакомления с текстом учащиеся делают на полях пометки:    «v» - знаю,  «+» - новое, «-» -думал иначе, «?» - есть вопросы. Такая работа активизирует деятельность учащихся, они сами, формулируя вопросы, ставят перед собой задачи, которые им предстоит решить. Эта работа позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения задавать вопросы. В рефлексиях ученики анализируют этапы урока, свою активность, дают положительную оценку получения информации о писателе с помощью технологии РКМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ:

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Выявление талантливых детей в контексте инновационного развития страны необычайно актуально, но ещё более важной и технологически более сложной задачей представляется поддержка одарённости и сохранение высокого уровня познавательных, творческих общих и специальных способностей учащихся в период всего цикла обучения в школе[1]. Уже в начальной школе ученики проявляют разнообразные способности, и важно в дальнейшем использовать все возможные средства, чтобы научить сегодняшних прагматичных детей мечтать, фантазировать, увлечённо учиться, осознавать себя личностью, имеющей своё мнение и умеющей обоснованно доказывать свою точку зрения.

Эти умения успешно развиваются у учащихся с помощью использования современных технологий, в частности технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель использования данной технологии: формирование  творческих умений, необходимых для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждения в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:

- способам смысловой обработки,

- способам нахождения информации,

- умению анализировать полученные знания, интерпретировать,

- систематизировать,

- оценивать.

     Базовая модель технологии РКМ: «вызов- осмысление - рефлексия» - помогает обучающимся самим определять цели  обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого информационного общества, на развитии качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие[2].

     В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают  правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одноклассников, не оспаривая их; принимаются самые фантастические версии; свою точку зрения нужно обосновать. Работа проходит в командах, которые формируются учащимися самостоятельно. Первая фаза урока – вызов- строится на использовании приёма «мозговая атака». Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета. Следующий этап урока – представление учителем писателя и составление кластера, в котором ученики, узнав имя сказочника, аккумулируют разрозненные знания о нём, записывая предполагаемую информацию о жизни писателя. Задание: составить рассказ по словам, имеющим отношение к биографии Андерсена (башмачник, король, театр, учитель, певица), формирует умения учеников  составлять связный текст на заданную тему. Далее каждой команде предлагаются утверждения (некоторые из них неверны): 1. Андерсен был королевского происхождения; 2. Не любил свои сказки; 3. Был принят в театр из жалости; 4. Прожил жизнь в одиночестве и т.д.  Учащиеся обсуждают утверждения, мотивируя свою точку зрения, опираясь на информацию, полученную в процессе урока.

      Вторая фаза урока – осмысление - становится временем открытий для учеников.

     Сделать процесс чтения индивидуальным помогает приём «инсерт».  Во время ознакомления с текстом учащиеся делают на полях пометки:    «v» - знаю,  «+» - новое, «-» -думал иначе, «?» - есть вопросы. Такая работа активизирует деятельность учащихся, они сами, формулируя вопросы, ставят перед собой задачи, которые им предстоит решить. Эта работа позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения задавать вопросы.

     Игровые приёмы в форме викторин, отражённых на слайдах, помогают пятиклассникам вспомнить названия сказок Андерсена, героев его сказок.

     В заключительной части урока учащиеся пишут эссе-рефлексии, опираясь на вспомогательные вопросы: 1. В чём, по-вашему, своеобразие этого урока?

2. Интересна ли вам такая форма получения информации?

3. Как вы определяете свою активность на уроке? ( Был активным, пассивным, умеренно активным.)

4. Ваши пожелания.

     В рефлексиях ученики анализируют этапы урока, свою активность, дают положительную оценку получения информации о писателе с помощью технологии РКМ.

      Наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей работы, свидетельствуют о том, что используемая технология развития критического мышления в ряду других известных технологий может быть использована для формирования не только коммуникативных компетенций на уроках литературы, но и других современных ключевых компетенций[3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабич И.Н. Синергетический подход в образовании как фактор становления молодых талантов, с. 280, Transformation of approaches to education in Russia and CIS states. Volume 1. Stuttgart – 2012.

2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/

3. http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Makarova.pdf

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...