Создание электронного пособия по истории России в рамках проектной технологии
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Описание работы по созданию электронного пособия К теме "Отечественная война 1812г." Цели, задачи, исследовательский характер, социальная направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1812god_2.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                             лицей№7

                            Электронное пособие к учебнику «История России» 7класс

          Война 1812года

                                 Автор: Сафроненко Е.В., учитель          

                                                               истории

                                       Красный Сулин

                                                                     2012г.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя.

Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Один  из примеров такого образовательного проекта предлагается в данной работе.

В связи с 200- летием Отечественной войны 1812г. в  кабинете истории еще  в ноябре 2011г. была  начата работа над проектом «Отечественная война 1812г.». В ней приняли участие ученики 8 и 10-х классов. Руководителем и координатором  учеников работавших над этим проектом являлся, конечно. учитель.  

  Мы посвятили ее всем солдатам и генералам, крестьянам и ополченцам, вставшим на защиту в 1812г..

Цель нашей работы:

Создание электронного пособия для работы учителя и ученика по этой теме.

По каким направлениям шла работа?

1. Создание  презентаций, фильмов, видео-роликов.

2.Подготовка  модульных уроков.

3.Проведение  игры «Человек в истории»

4. Разоблачение мифов о войне 1812г.

5.Овладение навыками работы с программами  Movie Maker, PowerPoint, Smart.

Новизна работы заключается в том, что:

   1.Создан  медиа-продукт (электронное пособие), с помощью которого можно работать на уроке в компьютерном классе по теме «Отечественная война 1812г.». Он в себя включает

 -документы;

 -теоретические материалы;

 -презентации;

 -модульные уроки;

 -исследования учеников;

 -тесты;

 -разработки обычных уроков по этой тематике;

Надо отметить, что подобные электронные пособия уже создавались и используются при изучении курса «История России» (например,  пособие по теме «Внешняя политика ПетраI»), обществознания ( темы « Сложные системы» , « Демографическая модернизация»). Технология работы с пособием:

- Созданный диск загружается на рабочие столы в двух компьютерных классах.

- Уроки  по теме «Отечественная война 1812г.» в 8-х и 10-х классах ( в первую очередь в профильном гуманитарном классе) проводятся с компьютером.

-  Накануне  ученики получают опережающее задание : прочитать соответствующий параграф учебника.

-   В начале урока ребята слушают инструктаж учителя-тьютора,  который также  определяет,  кому  над каким заданием работать. Сами задания мы назвали модульными уроками. В них  даны пошаговые вопросы для  самостоятельного изучения темы. После инструктажа идет рекламный ролик, который может  обозначить проблему, рассмешить, заставить гордиться или критиковать, словом заинтересовать.

-  Чтобы ответить на вопросы надо поработать с теорией вопроса, документами, картами, мемуарами участников войны.

-  Для получения оценки ученику надо создать документ  Microsoft Office Word, в котором записывать ответы. Для того, чтобы проверяющему легче было понять с каким модулем работал учащийся, я разрешаю ребятам копировать в свой документ вопросы, а рядом уже размещать ответы. В результате на рабочем столе должен остаться документ с  координатами учащегося и ответами.  В перспективе  запланирована работа по созданию электронных рабочих тетрадей, которые войдут в наше пособие, чтобы уменьшить затраты времени учеников и дать им возможность посмотреть больше материалов, в том числе и  видеоматериалов.    

   3.Также новым элементом нашей работы было то, что изучение этой темы происходило через игру  «Человек в истории»,  в ходе которой ребята искали всех людей, живших в к.XVIII- н. XIXв.в., близко и далеко знавших  героя Отечественной войны 1812г. князя Петра Ивановича Багратиона.  Нам хотелось непросто знать факты,  а понять людей из того времени , почувствовать их беды и радости.  

   Отношения между людьми:  служебные, дружеские, интимные лучше дали возможность понять события этого времени, нежели чем сухие строки учебника.   Кстати сама идея игры возникла после того, как мы узнали, что героя Бородинской битвы князя П.И. Багратиона не любила жена. Как это могло быть? Да кто она такая?  Начали искать всех, кто знал Багратиона и мог объяснить сложные отношения между ними. Оказалось, познакомил их Павел I, и он же был шафером на их свадьбе. Потом ветреная красавица укатила в Париж и не приехала даже тогда, когда раненый на Бородинском поле Багратион умирал  в имении Голицыных. Это возмутило всех, даже тех, кто был в стороне от проекта. Стали искать тех,  кто его любил.  А так как  вопросы любви волнуют людей в этом возрасте гораздо сильнее, чем война, революция и политика,  то в нашу игру постепенно  втянулись все восьмиклассники и десятиклассники.  По программе только в этих классах изучается история России  XIX века.  

Потом   увлеклись и просто искали друзей, боевых товарищей, сослуживцев, адъютантов, ординарцев Петра Ивановича.  Соревновались: кто больше найдет.  

Технически  этапы работы можно продемонстрировать следующим образом: сначала были презентации отдельных учеников, где ребята демонстрировали портреты тех людей, которых они нашли, указывали или степень родства,  или характер взаимоотношений их с П.И. Багратионом. Затем наступила стадия систематизации и поиска формы готового продукта -  итоговой   презентации, а фильм делали уже десятиклассники. Им так понравился сам процесс, что они сделали еще один фильм о Н.Дуровой, знаменитой по фильму «Гусарская баллада».

  Результаты игры также вошли в наш диск.

Научно-исследовательский аспект работы проявился  в следующем:

 -обобщение и систематизация итогов игры «Человек в истории»;

 - поиск и попытка собственного опровержения  мифов о войне 1812г. В ходе работы над проектом мы столкнулись с большим количеством слухов , домыслов, мифов о событиях этого страшного и великого года в истории России. Явно вырисовывалась новая линия в наших исследованиях. Мифы собирали и опровергали  также всем миром. Вот такие мифы мы нашли:

  1.  Миф о причинах войны
  2. Миф о стратегии Наполеона
  3. Миф о результатах Бородино
  4. Миф о поджоге Москвы
  5. Миф о народном единстве
  6. Мифы и о причинах поражения французской армии
  7. Миф о Кутузове

Вот пример опровержения одного из мифов:

Миф о стратегии Наполеона

Победно шли его полки,
Знамена весело шумели,
На солнце искрились штыки,
Мосты под пушками гремели -
И с высоты, как некий бог,
Казалось, он парил над ними
И двигал всем и все стерег
Очами чудными своими… /37/

А.С.Пушкин

Сущность:

  1. Особенности стратегии Наполеона заключались в следующем:   желая захватить страну, он переходил через границу,  навязывал сражение, побеждал и вынуждал страну подчиниться его воле. Стратегия Наполеона была направлена на уничтожение живой силы противника в генеральном сражении. "В Европе, - говорил Наполеон австрийским генералам после победы, одержанной над их армией, - немало хороших генералов, но они видят сразу слишком много вещей. Я вижу только одно - массы неприятельских войск. Я стараюсь их уничтожить, будучи уверен, что все остальное рухнет вместе с ними".

 Ведя войну,   Наполеон ставил своей целью решить ее исход генеральным сражением. Уничтожив армию противника в одном или нескольких генеральных сражениях, он захватывал его столицу и диктовал ему свои условия. От сражения, говорил Наполеон, «зависит участь армии, государства или обладание престолом». Сражение при Маренго (1800 г.), по определению Наполеона,  доставило французам Италию, сражение при Ульме (1805 г.) ликвидировало целую армию, сражение при Иене (1806 г.) имело следствием покорение всей прусской монархии, сражение при Экмюле (1809 г.) решило участь всей кампании. Сражение при Бородино (1812 г.) было одним из тех, где необыкновенные усилия имели самые неудовлетворительные результаты.   В сражении при Ватерлоо (1815 год, последнее сражение, данное Наполеоном) ничего не удалось, а если 6ы все удалось, то Франция была бы спасена,  Европа получила бы иной вид.

          Считая сражение решающим актом войны, Наполеон заявлял, что его не следует             давать, если нельзя рассчитывать на 70-процентный успех.

Одной из характерных черт наполеоновской стратегии являлось создание превосходства сил на решающем направлении. «Сущность стратегии, - говорил Наполеон, - заключается в том, чтобы с более слабой армией иметь больше сил, чем противник, натом пункте, на котором ты атакуешь или на котором атакуют тебя».  

Французский полководец искусно определял решающее   направление - главный театр войны - и сосредоточивал на нем превосходящие по численности войска. 

В отличие, например, от Суворова,   который в сражениях,   за исключением   двух-трех, имел   меньше сил, чем противник, французский полководец почти во всех 

данных им сражениях имел превосходство в силах.

Опровержение:

1.Но мы будем слишком примитивно мыслить и унижать Наполеона , если будем думать, что он всегда применял одинаковую тактику.

В качестве одного из доказательств превосходства Кутузова над Наполеоном у нас с 50-х годов широчайше распространилась версия, будто Наполеон «всегда (в 1812 г. тоже. — Н. Т.) стремился решать исход войны в одном генеральном сражении», отличаясь тем самым (разумеется, невыгодно) от Кутузова, который понимал, что «исход войны решается не одним, а несколькими сражениями». Оплошность этой версии столь очевидна, что доверие к ней сонма историков кажется невероятной. Дело в том, что и до 1812 г. Наполеон никогда не решал исхода какой бы то ни было из своих войн в одном сражении, и в 1812 г. такой исход исключался заведомо уже потому, что перед Наполеоном (он это знал!) стояли вразброс на 800 верст три русские армии, и при всем желании он не мог встретиться с ними в одном сражении.

    Все собранные мифы с опровержениями также вошли в наше электронное пособие

   

  Итак,объектом нашего исследования  стала война 1812года.

Предмет исследования – влияние войны на русское общество, отношения между людьми во время войны, искаженное восприятие войны со временем.

Социальная направленность проекта очевидна:

 - первоначально  он создавался как пособие  по истории России XIX века, которое можно использовать на уроках в 8, 10 классах,  а затем возникла идея создания сайта для привлечения всех учеников, интересующихся  историей,  и учителей, ищущих новые подходы к преподаванию истории.

 - над проектом  работали группами, разбивка на которые была сделана учителем. В процессе создания презентаций, поиска новых имён изменились отношения между ребятами; они стали дружнее, терпимее друг к другу, изменился и психологический климат в классе;

 новая форма работы ( игра, опровержение мифов, создание модульных уроков, медиа - пособия)  изменила отношение детей  и к предмету история, и к учителю, который её преподаёт;

возникло ощущение причастности к людям, жившим в далеком XIX веке, сопереживание событий.

Перспективы:

Работа над пособием может продолжаться по следующим направлениям:

- составление тестов в специальной программе Tester, модульных уроков, рабочих  тетрадей  по теме;

- опровержение мифов ( поиск новых аргументов) ;

- совместно с учителями литературы исследование скрытого подтекста в баснях Крылова, написанных по следам событий 1812года.

- продолжение игры « Человек в истории» по линии Багратиона и, возможно, с другими классами начнем поиск по линии Барклая де Толли, так несправедливо обзываемого современниками « Болтай да и только».

    Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность,  контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

Организация обучения на уроках истории по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Пособие по истории России для подготовки к экзамену (октябрь 2013)

В пособии вы найдете полезную информацию о правителях России начиная с Древней Руси и заканчивая XXI  веком....

Методическое пособие по истории России с древнейших времен до начала 21века

Пособие содержит материал для повторения курса истории учащимися, окончившими основную школу...

Приемы создания электронного учебного пособия средствами текстового процессора Word

В данной статье  описывается технология создания  электронных учебных материалов c  использованием  программных средств общего назначения, в частности  MS Word....

Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"

     Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение».  В нём охватывается изучение теоретических  сведений и практическая работа, что по...

Тема: «Создание электронного пособия «Школьная Красная книга»

Оглавление I.Введение. Значение красной книги. II.Главная часть . 2.1 Как устроена «Красная книга ». 2.2 «Красная книга» - документ временного действия. 2.3 «Красная книга» МСОП - межд...