Урок литературы в 5 классе К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Урок  литературы в 5 классе 13. 04

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Тип: открытие новых знаний

Время и длительность: 1 урок   10.45 – 11.15, 12.15 – 12.45

 

План урока:

 перейти на сайт  https://nsportal.ru/kondrateva-svetlana-v

  1. Познакомить учеников с рассказом «Заячьи лапы»,  перейдя по ссылке 

https://drive.google.com/file/d/1HxA0QFCjtmPrjUwCx6C6kow9gCFmqj5r/view?usp=sharing

 

  1. Прочитать материал к уроку и ответить на вопросы, данные на сайте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_13_aprelya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: К. Г. Паустовский. Рассказ  «Заячьи лапы»

  1. Добрый день, ребята!

Константин Георгиевич – великий русский писатель.

Его произведения о природе, животных учат нас доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю.

На прошлом уроке мы прочитали с вами необычную сказку Паустовского «Теплый хлеб».

  1.   Работа над новым материалом.

Сегодня мы познакомимся  еще с одним из его произведений -  «Заячьи лапы».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

 «Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить ни одного читателя равнодушным.

Эпиграфом к нашему уроку послужит русская пословица «Дарить тепло другим - согреваться самому». В конце урока мы попробуем доказать правдивость или неправдивость этого выражения.

  1. Словарная работа. 
    До того, как вы прослушаете авторское чтение, разберем непонятные слова, которые встретятся вам в этом рассказе.

Оголец- мальчишка, молодой парень.
Пенсне- очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.

Ураган- ветер необычной, разрушительной силы.
Он`учи- обмотка для ноги под сапог, портянка.
Лапти- в старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка ( липа)
 Коновал- знахарь, лечащий лошадей. ( о плохом, невежественном враче)
Янтарь - окаменевшая живица хвойных деревьев, прозрачного до тёмно- красного цвета, обрабатывается для украшений.

Фетровая шляпа- плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.

Итак, слушайте  внимательно, перейдя по ссылке на гугл диск

https://drive.google.com/file/d/1HxA0QFCjtmPrjUwCx6C6kow9gCFmqj5r/view?usp=sharing

или на ютуб

https://www.youtube.com/watch?v=yR8ArH_RuCQ

4.  Осмысление (Все устно!)

Какую историю вы узнали?  Почему рассказ так назван?

Рассказ назван «Заячьи лапы» потому, что у зайца, о котором идет речь в рассказе, были обожжены лапы, и главное действие рассказа разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы.

Прочитайте вопросы и устно ответьте на них:

-Что случилось с зайцем?

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

- Кто участвовал в спасении зайца?

- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?

- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?

- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?

- А вы  бы смогли  помочь в беде?

Словесное рисование.

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его, используя текст.

(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)

Ребята, давайте, перечислим героев рассказа. Кто они?

 (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

Запишите в тетрадь качества героев

Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;

Бабушка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед  Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.

Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Прочитайте, как об этом пишет автор

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)

 Что вам показалось необычным в построении рассказа?
      Мы долго слушали о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем истинную причину этого желания.

Запишите план рассказа в тетрадь.

1.Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.

2.Ваня несёт зайца домой

3.Поиски Карла Петровича

4.Разговор Карла Петровича с дедом

5.Карл Петрович вылечил зайца.

6.Рассказ деда о лесном  пожаре.

- Какое из этих событий в действительности произошло первым?

 Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе?

(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.

И, наверное, для того, чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от доброго отношения человека к животным.)

О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

 Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

Согласны ли вы с русской пословицей «Дарить тепло другим - согреваться самому»?

Запишите пословицу в тетрадь.

Я тоже согласна, потому что дедушка и мальчик от чистого сердца помогли зайчику, который спас деда от пожара, принесли доктору, а тот, в свою очередь, вылечил лапки зайчика. Все эти люди помогли зайчику, а ведь от того, что ты делаешь добро, лучше становится самому себе и всем другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы"

Материал включает в себя подробный конспект урока с презентацией. Включает в себя список личностных, предметных и метапредметных результатов, а также проектныен, групповые и исследовательские формы ра...