Урок литературы в 5 классе К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе 13. 04
Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»
Тип: открытие новых знаний
Время и длительность: 1 урок 10.45 – 11.15, 12.15 – 12.45
План урока:
перейти на сайт https://nsportal.ru/kondrateva-svetlana-v
- Познакомить учеников с рассказом «Заячьи лапы», перейдя по ссылке
https://drive.google.com/file/d/1HxA0QFCjtmPrjUwCx6C6kow9gCFmqj5r/view?usp=sharing
- Прочитать материал к уроку и ответить на вопросы, данные на сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_13_aprelya.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»
- Добрый день, ребята!
Константин Георгиевич – великий русский писатель.
Его произведения о природе, животных учат нас доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю.
На прошлом уроке мы прочитали с вами необычную сказку Паустовского «Теплый хлеб».
- Работа над новым материалом.
Сегодня мы познакомимся еще с одним из его произведений - «Заячьи лапы».
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
«Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить ни одного читателя равнодушным.
Эпиграфом к нашему уроку послужит русская пословица «Дарить тепло другим - согреваться самому». В конце урока мы попробуем доказать правдивость или неправдивость этого выражения.
- Словарная работа.
До того, как вы прослушаете авторское чтение, разберем непонятные слова, которые встретятся вам в этом рассказе.
Оголец- мальчишка, молодой парень.
Пенсне- очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.
Ураган- ветер необычной, разрушительной силы.
Он`учи- обмотка для ноги под сапог, портянка.
Лапти- в старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка ( липа)
Коновал- знахарь, лечащий лошадей. ( о плохом, невежественном враче)
Янтарь - окаменевшая живица хвойных деревьев, прозрачного до тёмно- красного цвета, обрабатывается для украшений.
Фетровая шляпа- плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.
Итак, слушайте внимательно, перейдя по ссылке на гугл диск
https://drive.google.com/file/d/1HxA0QFCjtmPrjUwCx6C6kow9gCFmqj5r/view?usp=sharing
или на ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=yR8ArH_RuCQ
4. Осмысление (Все устно!)
- Какую историю вы узнали? Почему рассказ так назван?
- Рассказ назван «Заячьи лапы» потому, что у зайца, о котором идет речь в рассказе, были обожжены лапы, и главное действие рассказа разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы.
Прочитайте вопросы и устно ответьте на них:
-Что случилось с зайцем?
-Почему Ваня пришел к ветеринару?
- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?
- Кто участвовал в спасении зайца?
- Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?
- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?
- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?
- А вы бы смогли помочь в беде?
Словесное рисование.
– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его, используя текст.
(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)
- Ребята, давайте, перечислим героев рассказа. Кто они?
(Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)
Запишите в тетрадь качества героев
Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;
Бабушка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;
Аптекарь - нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;
Ваня - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;
Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;
Дед Ларион - отзывчивый, робкий, добрый.
Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Прочитайте, как об этом пишет автор
(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)
Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго слушали о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем истинную причину этого желания.
Запишите план рассказа в тетрадь.
1.Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.
2.Ваня несёт зайца домой
3.Поиски Карла Петровича
4.Разговор Карла Петровича с дедом
5.Карл Петрович вылечил зайца.
6.Рассказ деда о лесном пожаре.
- Какое из этих событий в действительности произошло первым?
Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе?
(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.
И, наверное, для того, чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от доброго отношения человека к животным.)
О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
Согласны ли вы с русской пословицей «Дарить тепло другим - согреваться самому»?
Запишите пословицу в тетрадь.
Я тоже согласна, потому что дедушка и мальчик от чистого сердца помогли зайчику, который спас деда от пожара, принесли доктору, а тот, в свою очередь, вылечил лапки зайчика. Все эти люди помогли зайчику, а ведь от того, что ты делаешь добро, лучше становится самому себе и всем другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы"
Материал включает в себя подробный конспект урока с презентацией. Включает в себя список личностных, предметных и метапредметных результатов, а также проектныен, групповые и исследовательские формы ра...