Былины
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)

Матюкова Виктория Сергеевна

Работа ученицы 7 класса на тему "Былины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_byliny_7_kl.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские былины Выполнила: ученица 7 класса Пайкова Екатерина

Слайд 2

Вступительная статья Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси. В ид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Слайд 3

всколыбалася (вода): значение слова понятно из контекста: всколыхнуться, бурлить яровчатый: синоним слова "звонкий", пример метонимии (перенос значения на предмет, в нашем случае - на гусли) утеха: в современном языке слово практически не употребляется, его заменило созвучное - потеха и синонимичное по смыслу - развлечение. заклад: сейчас почти не употребляется, вместо него обычно используют слово "спор". палаты: мы говорим - комната, зал похвальба: хвала, поощрение черлёные (или червленые, красные) Думаю, здесь слово употреблено в значении "красивый". вольжаны ( кр.прилагательное от деревянный) вальяжный: важный и одновременно понимающий свою важность шпенёчки : думаю, это крючки, на которых крепились струны у гуслей Словарь устаревших слов по былине «Садко»

Слайд 4

Вольга и Микула Селянинович - былина, с которой стоит познакомить своих детей. В ней показана встреча полководца и князя Вольги Святославовича и обычного землепашца Микулы Селяниновича . Она состоялась в поле, где Микула пашет землю. При виде того, как с легкостью оратай управляется с громоздкой сохой, Вольга приглашает его к себе «во товарищи». Бросил Микула соху за ракитов куст и отправился с князем. Чем еще удивит обычный крестьянин воина, прочтите вместе с детьми в былине. Она учит уважать труд землепашца, описывает силу и мощь русского народа. Вольга и Микула Селянинович

Слайд 5

Интересные, увлекательные приключения Садко вряд ли кого-то могут оставить равнодушным. Это настоящий богатырь, которому удалось побывать на дне морском, и при этом вернуться живым. Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому . Садко

Слайд 6

Про Василису Микулишну Про прекрасную Василису Микулишну - русская народная былина, на которой воспитано не одно поколение. В ней ребята узнают о пире князя Владимира, где один из гостей, Ставер Годинович , оказался невесел . Что так опечалило купца из Чернигова, решил узнать сам князь. Какие перемены произошли в судьбах обоих участников беседы после ответа печального гостя? Узнайте из былины, которая напоминает о том, что высокомерие и хвастовство — плохие спутники дел и семейного счастья.

Слайд 7

Про богатого гостя князя Владимира, который построил на дворе Забавы Путятичной три волшебных терема, поведает былина «Соловей Будимирович». В гости к князю Владимиру приплыл на корабле Соловей Будимирович с подарками. Пришлись по душе князю и жене дары Соловья, и он выделил ему землю у племянницы Забавы. Соловей стал строить там три терема необычной красоты. Он хочет жениться на Забаве, но матушка приказывает отправляться еще за море поторговать, а потом играть свадьбу. Соловей едет, и тем временем к князю является «голый щап » Давыд , который рассказывает, что Соловей в тюрьме... Соловей Будимирович

Слайд 8

О том, как славный богатырь победил прожорливого Змеевича , расскажет былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Как-то раз Алеша Попович в сопровождении Якима Ивановича по дороге наткнулись на камень. На этом камне была надпись: далее ведет три дороги. Одна из них – в город Муром, вторая – в Чернигов, ну а третья – в Киев. Решили они отправиться по третьему пути к князю Владимиру. Князь встретил гостей и пригласил их за стол. Он предложил богатырю занять почетное место, но тот сел на обычный палатный брус. Тут явился Тугарин Змеевич. Ему начали подавать всевозможные яства, и он начал объедаться. Алеша Попович спрашивает у Владимира, что за болван к нему явился... Алеша Попович и Тугарин Змеевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...

Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...

Презентация "Былины.Виды былин"

Презентация знакомит учащихся 5 классов с особенностями былин....

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Целью урока : показать учащимся различие новгородского и киевского циклов былин. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствовать навыки устной речи, нравственное и патриотическое воспи...