Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х гг.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна

Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 50-х — начале 60-х годов. С именами Григория Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев, пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всем, во всей обнаженной трагедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proza_o_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х гг.

Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 50-х — начале 60-х годов. С именами Григория Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев, пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всем, во всей обнаженной трагедии.

Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном, — вот что отличает повести В. Быкова «Круглянский мост», «Атака с ходу», Г. Бакланова «Пядь земли», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В них «лейтенантский» угол зрения смыкался с «солдатским» взглядом на войну.

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Такая точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных критических статьях зазвучали термины «ремаркизм», «заземление подвига», «дегероизация». Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому еще и… живут люди. Г. Бакланов, В. Быков, Б. Васильев, В. Богомолов писали о войне безвестной, что проходила южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов. Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого не становились менее трагедийными.

Жесточайшие споры вокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 60-х годов, выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.

Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда, черна от пота, вверх

Скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели Григорий Бакланов, Василь Быков, Анатолий Ананьев, Юрий Бондарев. В этом перечне имен нужно упомянуть и Константина Воробьева. По словам А. Твардовского, он сказал «несколько новых слов о войне» (имеются в виду повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!»). Эти «новые слова», сказанные писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой трагедии, необратимость которой вызывала слезы горечи и бессилия, звала к суду и возмездию.

Биография Бондарева Юрия Васильевича.

Семья и детские годы

Юрий Васильевич Бондарев, писатель, родился 15-го числа в марте месяце в 1924 году в городе Орск, что находится в Оренбургской области. Его отец, Василий Васильевич Бондарев, был следователем и адвокатом. Мать – Клавдия Иосифовна. Семья переехала в Москву в 1931 году.

Военные годы

Будучи учеником школы, Юрий Бондарев сооружал оборонительные укрепления под Смоленском в 1941 году. Школу закончил в эвакуации. После окончания школы в 1942 году был направлен в Актюбинск в пехотное училище. В октябре курсанты училища были отправлены под Сталинград. Там Бондарева зачислили командиром миномётного расчёта. Он был контужен в боях и ранен, после лечения вновь воевал, принимал участие в штурме Киева и был ранен вторично в боях за Житомир. В январе 1944 года он снова воевал в Чехословакии и Польше. В октябре месяце в 1944 году был направлен в Чкаловское артиллерийское училище. В декабре 1945 года он закончил училище и его признали ограниченно годным к строевой службе и демобилизовали по ранениям.

Литературная деятельность

Юрий Бондарев поступил в Литературный институт и закончил его в 1951 году. Он быстро стал популярным писателем и был одним из самых печатаемых советских авторов. Первое произведение вышло в печать в 1949 году. Затем было несколько книг, из которых наиболее известны книги о войне: "Батальоны просят огня", "Горячий снег", "Последние залпы", "Тишина" и многие другие. По всем этим произведениям написаны сценарии и сняты кинофильмы. Юрий Бондарев принимал участие в написании почти всех сценариев. Он также автор сценария к кинофильму "Горячий снег".

Союз кинематографистов, Мосфильм

Юрия Бондарева в 1963 году приняли в члены Союза кинематографистов. В период с 1961 по 1966 год он занимал должность главного редактора в Объединении киноработников и писателей на студии Мосфильм.

Руководящие должности и должность в науке

Юрий Васильевич Бондарев стал членом Союза писателей в 1967 году и занимал все годы руководящие должности в СП СССР по 1994 год. Бондарев был председателем правления добровольного общества любителей книги, почётным Председателем Союза писателей Подмосковья. Также он был Академиком Академии российской словесности.

Биография Астафьева Виктора Петровича.

1 мая 1924 года в красноярском селе Овсянка родился мальчик, ставший впоследствии одним из выдающихся русских советских писателей. Его назвали Виктором Петровичем Астафьевым. Его отец спустя всего лишь несколько лет после рождения сына был осужден за «вредительство». А в 1931 году в результате несчастного случая трагически ушла из жизни его мать Лидия Ильинична. После ее смерти воспитанием будущего писателя занимались бабушка и дедушка по материнской линии, о чем у него остались исключительно теплые и светлые воспоминания.

Вернувшись из заключения, отец Виктора Астафьева снова женился и вскоре отправился в Игарку. За ним последовала и вся семья, включая новорожденного брата писателя Николая. В Игарке отец устроился на местный рыбзавод, но проработал там недолго, поскольку совсем скоро попал в больницу. В результате Виктор оказался на улице, где ему пришлось провести несколько месяцев. В 1937 году брошенный мачехой и родными он оказался в детском доме. После окончания школы-интерната Виктор Астафьев отправился в Красноярск, где продолжил учиться в школе фабрично-заводского ученичества. Отучившись, он устроился на станцию Базаиха неподалеку от Красноярска составителем поездов.

Война

Едва дождавшись того момента, когда ему исполнилось 18 лет, Виктор Астафьев вызвался добровольцем на фронт. Принять участие в боевых действиях ему удалось только в 1943 году. Перед отправкой на фронт его направили в новосибирскую пехотную школу. Вскоре его тяжело ранили, однако, залечив раны, Виктор Петрович вернулся на фронт, где пробыл вплоть до окончания войны в 1945 году, после чего он был демобилизован.

После войны

Демобилизовавшись из рядов Вооруженных Сил, Виктор Астафьев женился. Его избранницей стала Мария Семеновна Корякина. После войны семья обосновалась в городе Чусовой, располагающийся на территории нынешнего Пермского края. С 1947 по 1950 год у супругов родилось трое детей – Лидия, умершая еще в младенчестве, Ирина и Андрей. В этот период многодетному отцу пришлось перепробовать множество профессий, начиная от вахтера мясокомбината и заканчивая слесарем.

Карьера писателя

Первый рассказ Виктора Астафьева был опубликован в одном из номеров газеты «Чусовской рабочий» за 1951 год. В это время он работал ее литературным сотрудником, занимая эту должность вплоть до 1955 года. В 1953 году увидел свет дебютный сборник рассказов «До будущей весны». Однако широкую известность Виктор Астафьев получил после издания романа «Тают снега», который был издан в 1958 году. Эта работа была очень высоко оценена, прежде всего, государством, которое отблагодарило его принятием в ряды Союза писателей РСФСР.

С 1959 по 1961 год Виктор Петрович учился в столице на Высших литературных курсах. А в следующем 1962 году он вместе с семьей перебрался в Пермь, где прожил до 1969 года, после чего последовал новый переезд – на этот раз в Вологду.

В 1973 году в сильно усеченном виде были изданы первые рассказы из цикла «Царь-рыба». В исходном варианте эти произведения вызвали жесткую критику, при этом некоторые из них были вообще не допущены к печати. Однако через пять лет именно за «Царь-рыбу» Виктор Астафьев стал лауреатом Государственной премии СССР.

В 1980 году Виктор Петрович вернулся к себе на родину. Он прожил в селе Овсянка всю оставшуюся жизнь. Поскольку перестроечные годы он встретил без особого восторга, то все многочисленные попытки втянуть его в политику оказались безуспешными. Кроме того, куда больше Виктора Астафьева интересовала культурная жизнь страны. В 1985 году его избрали секретарем правления Союза писателей РСФСР, а в августе 1991 года – на ту же должность, но уже в СП Советского Союза. После его развала Виктор Петрович активно занялся публицистикой и драматургией, войдя в состав редколлегий крупнейших периодических литературных изданий.

Виктора Петровича Астафьева не стало 29 ноября 2001 года. Его похоронили в родном селе.

Биография Кондратьева Вячеслава Леонидовича

Известный русский, советский писатель родился в городе Полтаве 30 октября 1920 года. Родители его были людьми образованными и с детства принялись за его образование. С начала 20-х годов семья переезжает в Москву, где он с успехом оканчивает среднюю школу и поступает в Автодорожный институт.

Далее 1941 год, война. Теперь судьбы всех его ровесников схожи с его судьбой. Ушел на фронт, был тяжело ранен под Ржевом, затем лечение в госпитале, как только позволило здоровье, продолжил воевать в железнодорожных войсках. И снова тяжелое ранение, и скитание по госпиталям, как итог инвалидность в 25 лет.

Именно этот отрезок жизни и стал периодом становления Кондратьева как человека, как писателя. Именно в эти недобрые годы созревало большинство его литературных планов. Безусловно, война — это смерть и разруха, кровь и грязь. Но, как позднее будет вспоминать Владислав Леонидович, здесь он встретил большинство людей, которые позже перекочевали на страницы его книг. После войны работал художником и учился в институте Полиграфии, по специальности художник - оформитель. В это же время он пробует себя на писательском поприще, но тщетно. Но желание писать превалировало над всем всеми остальными желаниями.

В семидесятые годы счастливый случай свел его с Константином Симоновым. Даже в те времена, людей такого масштаба, как Константин Михайлович, были единицы. С его помощью удается опубликовать, пожалуй, лучшее произведение Кондратьева - «Сашка». Публикация этого произведения в одночасье сделала его известным на всю страну писателем. Книга нашла своего читателя и в скорости стала популярной. В ней повествуется о простом солдате, прошедшем все ужасы войны, но не переставшим быть человеком простым, добрым, справедливым.

Большинство произведений писателя, как и повесть «Сашка» автобиографичны». Позднее этот самый плодотворный период жизни писателя назовут «Ржевским». Создавалось впечатление, что ему необходимо было выговориться, поведать читателю обо всем, что накипело за долгие военные годы.

Простота, с которой удавалось Вячеславу Леонидовичу доносить до читателя весь ужас и реальность войны поражает. В своем «Овсянниковском поле» именно эта способность писателя и позволила сделать главного героя человеком близким, давно знакомым. Прочитав его «военные» очерки, повести, читатель получает законченную картину жизни людей в то время. При этом не только описание фронтовых будней, но и жизни глубоко в тылу, о проблемах молодежи во время войны.

Как и любого писателя Кондратьева интересовали проблемы нравственно этического плана. Повесть «Борькины пути-дороги», написанная вначале 80-х, рассказывает о мытарствах пленных в фашистском лагере вблизи Ржева и ужасах советских фильтрационных лагерей. Позже в 80-е годы в своих рассказах писатель повествует о великой победе, об огромных надеждах, которые победители возлагали на светлое будущее и о крушении этих надежд.

В его произведениях переплелись гордость и боль, трусость и отвага, воспоминание о боевой юности и о погибших однополчанах. К концу 80-х годов в его произведениях все чаще появляются размышления о судьбе страны, о том разочаровании, которое постигло многих сограждан. Но во всех его произведениях воспевается величие человека, подвиг простого солдата, на плечи которого и легла вся тяжесть войны.

В сентябре 23 числа 1993 года, трагически оборвалась жизнь русского писателя Кондратьева В.Л. После долгой, продолжительной болезни он свел счеты с жизнью.

Война наделила командира любого ранга и звания правом посылать людей на смерть и наказала ответственностью за их жизнь. Она заставила ежедневно и ежечасно испытывать душевную муку, винить в преждевременной гибели людей не войну, а самого себя, неустанно стремиться сберечь каждого человека.

Художественное постижение подобной антитезы позволяет проникнуть в существенные повороты мучительного становления личности в условиях фронтовой действительности, постигнуть не на словах, а на живом опыте новый социальный характер, следовательно, и новый тип советского «романа воспитания», построенного на материале войны, самом, казалось бы, разрушительном, а не созидающем материале. Каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам, необходимо пополнять свои знания в области литературы.

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. 19-летний младший лейтенант отправился на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует такой факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненым, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен. Демобилизовался лишь в 1955 году.

        Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи. В 1956 – 1957 годах писатель создает военные рассказы и остается верным военной теме: « Журавлиный крик», « Третья ракета», «Альпийская баллада», « Обелиск», « Дожить до рассвета», « Волчья стая», « Его батальон», « Знак беды».

          Повести « Дожить до рассвета», « Обелиск», « Сотников» представляют собой своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

В произведениях В.Быкова о войне наряду с темой нравственных истоков борьбы существует еще мотив испытания на человечность. Через такое испытание  герои Быкова проходят на рубеже между жизнью и смертью. Для писателя очень важно выяснить, каковы нравственные качества наших людей, с такой силой проявившиеся в ожесточенной схватке.

                Сотников стал воевать с самых первых дней. Первый бой стал для него последним в том смысле, что он попал в плен. Затем побег, снова плен, опять побег. В настойчивом стремлении вырваться из плена чувствуется решительность, сила, мужество характера Сотникова. После удачного побега Сотников попадает в партизанский отряд. Здесь он проявляет себя как смелый, решительный партизан. Однажды он остается в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает жизнь Рыбаку. После этого они вместе спали, ели из одного котелка. Больной Сотников идет на очередное задание вместе с Рыбаком, в то время как двое здоровых партизан отказываются. На вопрос недоумевающего Рыбака, почему он согласился идти на задание, Сотников отвечает: « Потому и не отказался, что другие отказались».

            Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? Логика характера Сотникова такова, что он способен на самопожертвование. Сотникова первым берут на допрос, считая, что он быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой Быкова не оправдывает надежды полицаев. Он молчит даже под пытками.

            Главное для Сотникова – уйти из жизни по совести, со свойственным человеку достоинством, как пишет об этом Быков. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставленное падению Рыбака. Автор и его герой помогают нам понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом. Сотников выдержал страшное испытание и показал свою зрелость, идейную и нравственную.

« Коварная судьба заплутавшего на войне человека» - такой фразой завершает В.Быков рассказ о Рыбаке. Судьба – это неодолимая власть обстоятельств.

          Рыбак не злодей, маскировавшийся до поры до времени, многое в нем вызывает симпатию, инее потому, что мы поначалу не распознали его истинное лицо, а потому, что у него действительно много достоинств. Ему свойственно чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову, заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает ему свое полотенце. Делится с ним остатками пареной ржи. Как же случилось, что Рыбак, вроде бы не трус и не шкурник, становится предателем и участвует в казни своего товарища?

          Находясь в плену, он смутно чувствует, что у него есть какой-то шанс благополучно выбраться из этой переделки, но воспользоваться им он сможет, лишь развязав себе руки, то есть отделив свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к его падению. И вот его последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, и под ним медленно раскручивается пустая пятая петля.

          И даже теперь Рыбак не понимает, что он сделал: причем тут он, разве это он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских. Даже теперь он не понимает, что решив любой ценой « обойти судьбу»,»вывернуться», он обрекает себя только на одно – на предательство. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступит примирение с предательством.

МАТЕРИАЛ ЛЕКЦИИ.

1. Первый поток – художественно-документальные произведения.

2. Второй поток – героико-эпические произведения.

3. Третий поток – «лейтенантская проза».

Первый поток военной прозы – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – командира батальона Момыш-Улы, в повести Александра Бека«Волоколамское шоссе» (1944 г.); история молодежного подполья в небольшом шахтерском городке Краснодоне, воспетая Александром Фадеевым в романе «Молодая гвардия» (1945 .); повествование о драматической судьбе летчика Алексея Маресьева в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке (1946 г.); история прошедшего фашистский плен офицера, изложенная в рассказе Михаила Шолохова «Наука ненависти» (1942 г.). Позднее, в годы оттепели, когда открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники замалчиваемых прежде событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

Александр Бек. Русский писатель. Создал повесть о героической защите Москвы в 1941 «Волоколамское шоссе» (1943-44), роман «Жизнь Бережкова» (1956). Роман «Новое назначение» (опубликован в 1986) о нравственных проблемах, порождавшихся командно-административной системой управления в 1930-50-х гг. Роман «На другой день» (не окончен, опубликован в 1989) об истоках феномена сталинщины.

Борис Полевой. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). В основу «Повести о настоящем человеке» (1946) положен подвиг летчика А.П. Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий все-таки вернувшегося в боевой строй. Роман «Золото» (1949-50), повести, рассказы. Дневники военных лет, в т. ч. книга о Нюрнбергском процессе «В конце концов» (1968); воспоминания. Главный редактор журнала «Юность» (с 1962). Государственная премия СССР (1947, 1949).

Второй поток военной прозы – героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» - подлинный эпос Великой Отечественной, который в емком образе простого пехотинца, обычного даже в своей исключительности, дал собирательный образ солдата. В большинстве же произведений этого потока судьба отдельных солдат – лишь отправная точка для обобщающей мысли авторов, которые сосредоточились именно на воспевании величия народа-победителя и масштабности его подвига.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений – характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний. Подлинный расцвет героико-патриотических произведений наступит во второй половине 50-х годов, когда выйдут монументальные полотна Константина Симонова «Живые и мертвые» (1959 – 1979 г.г.) и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960 г.). Сами названия этих произведений говорят о том, на чьи традиции опирались их авторы – опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался особенно актуальным для писателей, стремящихся сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с внимание к судьбе отдельной личности.

Константин Симонов. Русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Поэмы, сборники интимной и гражданской лирики («С тобой и без тебя», 1942; «Друзья и враги», 1948). Эпическое изображение Великой Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести «Дни и ночи» (1943-44); романе-трилогии «Живые и мертвые» (1959-71; Ленинская премия, 1974), цикле повестей «Из записок Лопатина» (1957-78). Дневники военных лет; «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (опубликованы 1988) — попытки оправдать свое активное участие в идеологической жизни в 1940-50-х гг. Пьесы, в т. ч. «Парень из нашего города» (1941), «Четвертый» (1961). Публицистика. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56. Главный редактор журнала «Новый мир» (1946-50, 1954-58), «Литературной газеты» (1938; 1950-54). Государственная премия СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). В 1960 году К.М.Симонов опубликовал роман «Живые и мертвые», давший название трилогии, в которую вошли еще два романа – «Солдатами не рождаются (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). В трилогии повествуется о трех годах Великой Отечественной войны – от первых дней наших трагических неудач до победоносного наступления в последнее лето войны в Белоруссии. В ходе романного действия поле боя сменяется картиной штабной работы, раздумья героев о себе и о своих близких переходят в философские размышления автора о судьбе страны, мира, героизм офицеров и солдат подкрепляет философия сражений, в которых концентрируется мысль полководцев.

Третий поток военной прозы связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на нее не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить смелые, нередко трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека – важнейшая для произведений этого ряда. Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова«В окопах Сталинграда» (1946 г.), положившая начало в нашей литературе одному из самых ярких явлений в литературе о войне, получившего название в 1950 – 1970 годы «лейтенантская проза».

Истинное лицо войны, суть «трудной работы солдата», цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Войдя в состав более широкого явления «военной повести», «лейтенантская проза» задала собой главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Значительными произведениями этого направления стали повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.); Г.Бакланова «Пядь земли»(1959 г.) и «Навеки - девятнадцатилетние» (1979 г.); К.Воробьева «Убиты под Москвой» (1963 г.) и «Крик» (1962 г.); В.Курочкина «На войне как на войне» (1965 г.)

Эти книги упрекали в «дегероизации» подвига, пацифизме, преувеличенном внимании к страданиям и смерти, излишнем натурализме описаний, не замечая того, что усмотренные «недостатки» порождены прежде всего болью за человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях войны.

Пафос человечности в бесчеловечных условиях определил основное содержание произведений Ю.Бондарева «Горячий снег» и Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Юрий Бондарев. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983).

Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) — война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) — осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-1987). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», 1970-1972).

Борис Васильев. Русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).

Темы рефератов

-Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»

-Суровая правда войны.

-«У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)

-Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.

-Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» - суровая правда о войне.

-Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей.

-Традиции классической литературы в современной военной прозе.

-Тема исторической правды в произведениях фронтовой прозы II половины XX века.

-Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»,В.Кондратьев «Сашка», М.Карим «Помилование», В.Астафьев «Прокляты и убиты»).

-Художественное исследование духовных истоков массового героизма

народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей о

Великой Отечественной войне).

Темы сочинений

1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).

2.Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

«Фронт и тыл – родные братья» (А.Т.Твардовский) (По одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).

3.«Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).

4.«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).

5.«Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне).

Магистерская работа  «Тема войны и мира  на  внеклассных занятиях по литературе»  (на материале прозы о Великой Отечественной войне). (магистерска работа и текст защиты)...

Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»

методические материалы для преподавателей литературы...