Разработка урока "Великая Отечественная война в прозе русских писателей 20 века".
план-конспект занятия (9 класс)

В разработке представлена презентация, рабочие листы, музыкальное сопровождение урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereprava.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний.
  2. Цели: познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне на примере особенности произведения Е. И. Носова.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: навыки смыслового чтения.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Оборудование: презентация, рабочий лист.

  1. Ход урока
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

-Если бы вам предложили вписать историю нашего государства в 20 веке, книгу какого цвета вы бы выбрали? Почему?

-Какое самое страшное событие в истории нашей страны мы знаем?

-Формулировка темы урока

-Цели урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне

  1. Информация о Е. И. Носове
  2. Музей в Курске на улице Садовой
  3. Когда я ввела в поисковую строку «Рассказ Евгения Носова «Переправа», Гугл выдал мне следующие результаты…
  4. Согласны ли вы с этими словосочетаниями и отзывами?
  5. О чём этот рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?
  6. Как вы себе представляете переправу? ВИДЕО
  7. Первичное усвоение новых знаний.

Очень молодым был и солдат-обозник Товарняков из рассказа Евгения Ивановича Носова «Переправа».

  • Какие чувства, несмотря на описание тягот войны, вызывает у читателя этот рассказ?
  • Почему начальника переправы волнует внешний вид полковых обозов? С какими чувствами он пропускает на другой берег «пёструю обшарпанную базарщину»? Объясните смысл этого выражения.
  • Найдите в тексте рассказа описание верблюда. С какой целью автор называет его поведение на переправе «буддийским спокойствием»? Чему оно противопоставляется?
  • Какую роль играет в рассказе приём контраста? Приведите примеры из текста.
  • Какими способами создания комического пользуется автор? С какой целью? Найдите в тексте рассказа примеры неожиданности и несоответствия.
  • Найдите в рассказе элементы композиции: пейзаж, портрет, художественные детали. Объясните их роль в рассказе.
  1. Первичное закрепление.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Выбрать фрагмент музыки, наиболее точно отражающий ваше эмоциональное состояние в конце урока. Поднять карточку.

Искусство стремилось проанализировать те невидимые «нити» духовной жизни, благодаря которым человек в самых невыносимых условиях оставался человеком. Есть корни, которые держат каждого на земле: здесь и долг, и любовь к жизни, и преодоление страха смерти, и чувство ответственности перед будущими поколениями, перед своей страной. О войне написаны тысячи книг, но эта тема неисчерпаема и до сих пор волнует читателей, потому что именно в них человек осознает силу духа и стойкость своего характера – это самые жизнеутверждающие произведения в мире литературы.

  1. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений о Великой Отечественной войне.

Вопросы к беседе

#1050;акое впечатление произвел рассказ?

2. Почему начальника переправы волнует внешний вид бойцов?

3. Когда происходят события?

4. Найдите пейзаж. В чем его особенности? Роль пейзажа?

5. Объясните выражение «пестрая обшарпанная базарщина»?

6. В чем заключается комизм ситуации? Найдите описание верблюда. Почему он тут появился? Кто его хозяин?

7. В чем заключается прием контраста? Найдите в тексте примеры контраста. Объясните роль этого приема.

#1050;то такой Рокоссовский? Прочитайте диалог с возницей. Что можете сказать об участниках разговора?

#1063;то можете сказать об особенностях лексики, использованной в рассказе?

10 Идея рассказа?

Выводы.

Война – тяжелый каждодневный труд. Это распутица, отсутствие дорог, тяготы фронтовых будней.

Все это ложилось тяжелым бременем на плечи солдат.

Именно он, солдат, за все в ответе. И очень важно, когда командир понимает, как помочь людям, как поддержать их. Рокоссовский, несмотря на занятость, на высокое положение, заинтересовался тем, откуда на переправе оказался верблюд. И смешно, и грустно читать о том, как возница рассказывает о своем подопечном животном. А тот « с буддийским спокойствием» с высоты своего роста смотрит на готические крыши европейских зданий.

Русскому солдату нечего стыдиться перед Европой. Русский солдат - освободитель.

Не всегда ратные подвиги были отмечены орденами и медалями. Возница воевал и под Сталинградом, а ни единой награды не заслужил. Рокоссовский поэтому и приказал отметить заслуги героя.

Несмотря на описание трудностей при переправе, при прочтении остается светлое впечатление. Почему? Наверное, потому, что война на исходе, скоро Победа.

Школьные годы Евгения Носова прошли в Курске. Когда он закончил восьмой класс, началась Великая Отечественная война. Город заняли немцы. Отец был призван в армию, и Евгений был вынужден вернуться в Толмачево. В 1943 году, когда под Курском отгремели бои и город был освобожден, Евгений ушел на фронт и сразу попал на передний край. Воевал в армии маршала Рокоссовского. Освоил специальность наводчика-артиллериста. На его счету немало подбитых вражеских орудий.

Фронтовой путь внушительный – прошел от Брянска до Варшавы, был награжден орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией». Возле Кенигсберга Носов получил ранение в плечо и руку. День Победы встретил на госпитальной койке в городе Серпухове, и лишь в июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века"

"Великая Отечественная война в творчестве поэта XX века Константина Симонова"...

«ПАРИЖСКИЙ ТЕКСТ» В ПРОЗЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ

Статья посвящена изучению «парижского текста» прозы первой волны русской эмиграции.  Этот матриал расширяет круг знаний учащихся 8 и 10 класса. В работе  выделяются признаки этого текстового...

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...