программа по литературе 11 класс учебник Журавлева
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)

Программа рассчитана на 102 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_literatura.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

1. Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»

  • изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
  • читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

2.Количество учебных часов

Количество учебных часов в год

Количество учебных часов в неделю

Развитие речи

Внеклассное чтение.

102

3

5

10

3. Требования к уровню подготовки освоения учебного предмета

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

•образную природу словесного искусства;

*содержание изученных литературных произведений;

•основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

•основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

•основные теоретико-литературные понятия;

уметь

•воспроизводить содержание литературного произведения;

•анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

•соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

•определять род и жанр произведения;

•сопоставлять литературные произведения;

•выявлять авторскую позицию;

•выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

•аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

•участия в диалоге или дискуссии;

•самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

*определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

*определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

4.Содержание учебного предмета

Введение.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар».  Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения  «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». 

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». 

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». 

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы

А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман  «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». 

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...». 

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие  представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-90-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

 Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» 

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок» Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». 

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости, предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство - самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». 

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).


5. Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» 11 класс

урока

п/п

     

            Тема урока

Примечание.

1

1.

Введение. Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы.

1

Литература начала ХХ века.

2

2.1.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность, лаконизм и изысканность лирики.

1

3

2.2

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

1

4

2.3

И. А Бунин  «Господин из Сан Франциско». Социально-философские обобщения.

1

5

2.4

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».

1

6

2.5

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

7

2.6

Психологизм и особенности « внешней изобразительности» бунинской прозы.

1

8

2.7

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Поединок». «Олеся».

1

9

2.8

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

1

10

2.9

 РР Подготовка к домашнему  сочинению по творчеству  Бунина и Куприна.

1

11

2.10

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы

1

12

2.11

 «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

13

2.12

«На дне» как социально - философская драма.

1

14

2.13

Три правды в пьесе «На дне».

1

15

2.14

Социальная и нравственно – философская проблематика. Смысл названия пьесы.

1

16

2.15

РР Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Серебряный век русской поэзии..

17

3.1

Русский символизм и его истоки.

1

18

3.2

В.Я.Брюсов – основоположник русского символизма.

1

19

3.3

Лирика поэтов – символистов. Бальмонт. Белый.

1

20

3.4

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

21

3.5

Н.С.Гумилев.

1

22

3.6

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.

1

23

3.7

Футуризм как литературное направление.

1

24

3.8

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики.

1

25

3.9

Тема страшного мира в лирике А.Блока.

1

26

3.10

Тема Родины в лирике А.Блока.

1

27

3.11

Поэма «Двенадцать».

1

28

3.12

Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

1

29

3.13

Новокрестьянская поэзия Н.А.Клюев. Жизнь и творчество .

1

30

3.14

С.А.Есенин. Жизнь и творчество.  Ранняя лирика.

1

31

3.15

 Тема России в лирике С.А.Есенина.

1

32

3.16

Любовная тема в лирике С.А.Есенина.

1

33

3.17

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина.

1

34

3.18

Вн.ч. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1

Литературный процесс 20-х годов ХХ века.

35

4.1

Литературный процесс 20-х годов ХХ века.

1

36

4.2

Обзор русской литературы 20-х годов.

1

37

4.3

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов.

1

38

4.4

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

1

39

4.5

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

1

40

4.6

Художественный мир ранней лирики Маяковского.

1

41

4.7

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского.

1

42

4.8

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

1

Литература 30-х годов ХХ века.

43

5.1

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

1

44

5.2

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Белая гвардия». «Дни  Турбиных».

1

45

5.3

История создания, проблемы, герои  романа «Мастер и Маргарита».

1

46

5.4.

Герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

47

5.5

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

1

48

5.6

Анализ эпизода из романа.

1

Дом.соч

49

5.7

РР Зачетная работа за первое полугодие.

1

II полугодие

50

5.8

А.П.Платонов. Жизнь и творчество .

1

51

5.9

Повесть «Котлован» А.П.Платонова.

1

52

5.10

А.А.Ахматова. Художественное своеобразие поэтическое мастерство любовной лирики.

1

53

5.11

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой.

1

54

5.12

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта.

1

55

5.13

Поэма А. А. Ахматовой  «Реквием ». Тема суда времени и исторической памяти.

1

56

5.14

О.Мандельштам. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1

57

5.15

Трагический конфликт поэта и эпохи в стихах Мандельштама.

1

58

5.16

М.И.Цветаева. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой.

1

59

5.17

РР Тема Родины в стихах М. И. Цветаевой.

1

60

5.18

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

1

61

5.19

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

62

5.20

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

63

5.21

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

1

64

5.22

Трагедия народа. Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

65

5.23

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

66

5.24

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

67

5.25

РР Письменная работа по творчеству М. Шолохова.

1

Литература периода Великой Отечественной войны.

68

6.1

Литература периода великой отечественной войны (поэзия, проза, драма).

1

69

6.2

Литература второй половины ХХ века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1

70

6.3

Литература второй половины 20 века. Поэзия 60-х годов.

1

71

6.4

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1

Литературный процесс 50-90-х годов ХХ века.

72

7.1

А. Т. Твардовский. Размышления о настоящем и будущем Родины.

1

73

7.2

А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны.

74

7.3

Б.Л.Пастернак. Философский характер лирики.

1

75

7.4

Б.Л.Пастернак. Основные темы и мотивы его поэзии.

1

76

7.5

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

1

77

7.6

Проблематика и художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»

78

7.7

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.

1

79

7.8

 Повесть А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича».

1

80

7.9

Вн.ч. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика. «Колымских рассказов».

1

81

7.10

Н.М.Рубцов. Темы и мотивы лирики поэта. Художественное своеобразие.

1

82

7.11

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев.

1

83

7.12

Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы»

1

84

7.13

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок».

1

85

7.14

«Прощание с Матерой». «Живи и помни» В Распутина.

1

86

7.15

И.А.Бродский. Проблемно – тематический диапазон лирики поэта.

1

87

7.16

Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта.

1

88

7.17

Вн.ч. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов.

1

89

7.18

Вн.ч. Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов, Вампилов).

1

90

7.19

Вн.ч. Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество.

1

91

7.20

Вн.ч. Тема памяти о родных местах, мудрости предков в творчестве М.Карима

1

92

7.21

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

1

93

7.22

Проза реализма и «нереализма» поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.

1

 Из зарубежной  литературы.

94

8.1

Вн.ч. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

1

95

8.2

Вн.ч. Д.Б.Шоу «Пигмалион»

1

96

8.3

Вн.ч. Т.С.Элиот. Слово о поэте.  «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

1

97

8.4

Вн.ч. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романы.

1

98вн

8.5

Э.М.Ремарк. «Три товарища».

1

99

8.6

РР Проблемы и уроки литературы ХХ века.

1

100

9.1

Повторение

1

101

9.2

Повторение

1

102

9.3

Повторение

1

Тематический поурочный план

индивидуального обучения

учебного  предмета «Литература» 11 класс

Учебно-тематическое планирование рассчитано на 51 часа, в неделю – 1.5 часа.


урока

п/п

     

            Тема урока

Примечание.

1

1.

Введение. Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы.

1

Литература начала ХХ века.

2

2.1.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность, лаконизм и изысканность лирики.

1

3

2.2

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

1

И. А Бунин  «Господин из Сан Франциско». Социально-философские обобщения.

4

2.3

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».

1

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Психологизм и особенности « внешней изобразительности» бунинской прозы.

5

2.4

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Поединок». «Олеся».

1

6

2.5

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

1

7

2.6

 РР Подготовка к домашнему  сочинению по творчеству  Бунина и Куприна.

1

8

2.7

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы

1

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

9

2.8

«На дне» как социально - философская драма.

1

Три правды в пьесе «На дне».

Социальная и нравственно – философская проблематика. Смысл названия пьесы.

10

2.9

РР Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Серебряный век русской поэзии.

11

3.1

Русский символизм и его истоки.

1

В.Я.Брюсов – основоположник русского символизма.

Лирика поэтов – символистов. Бальмонт. Белый.

12

3.2

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

Н.С.Гумилев.

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.

13

3.3

Футуризм как литературное направление.

1

14

3.4

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики.

1

Тема страшного мира в лирике А.Блока.

Тема Родины в лирике А.Блока.

15

3.5

Поэма «Двенадцать».

1

Художественное своеобразие поэмы

16

3.6

Новокрестьянская поэзия Н.А.Клюев. Жизнь и творчество .

1

17

3.7

С.А.Есенин. Жизнь и творчество.  Ранняя лирика.

1

Тема России в лирике С.А.Есенина

Любовная тема в лирике С.А.Есенина.

.

18

3.8

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина

1

Вн.ч. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Литературный процесс 20-х годов ХХ века.

19

4.1

Литературный процесс 20-х годов ХХ века.

1

Обзор русской литературы 20-х годов.

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов.

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

20

4.2

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

1

Художественный мир ранней лирики Маяковского

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского

21

4.3

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

1

Литература 30-х годов ХХ века.

22

5.1

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

1

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Белая гвардия». «Дни  Турбиных».

23

5.2

История создания, проблемы, герои  романа «Мастер и Маргарита».

1

Герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

24

5.3

Анализ эпизода из романа.

1

Дом.соч

25

5.4

РР Зачетная работа за первое полугодие.

1

II полугодие

26

5.5

А.П.Платонов. Жизнь и творчество .

1

Повесть «Котлован» А.П.Платонова.

27

5.6

А.А.Ахматова. Художественное своеобразие поэтическое мастерство любовной лирики.

1

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой.

28

5.7

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта.

1

Поэма А. А. Ахматовой  «Реквием ». Тема суда времени и исторической памяти.

29

5.8

О.Мандельштам. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1

Трагический конфликт поэта и эпохи в стихах Мандельштама

30

5.9

М.И.Цветаева. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой.

1

РР Тема Родины в стихах М. И. Цветаевой

31

5.10

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

1

32

5.11

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

33

5.12

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон».

34

5.13

РР Письменная работа по творчеству М. Шолохова.

1

Литература периода Великой Отечественной войны.

35

6.1

Литература периода великой отечественной войны (поэзия, проза, драма).

1

36

6.2

Литература второй половины ХХ века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1

37

6.3

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1

Литературный процесс 50-90-х годов ХХ века.

38

7.1

А. Т. Твардовский. Размышления о настоящем и будущем Родины.

1

А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны.

39

7.2

Б.Л.Пастернак. Философский характер лирики.

1

Б.Л.Пастернак. Основные темы и мотивы его поэзии.

40

7.3

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

1

Проблематика и художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»

41

7.4

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.

1

Повесть А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича».

42

7.5

Вн.ч. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика. «Колымских рассказов».

1

43

7.6

Н.М.Рубцов. Темы и мотивы лирики поэта. Художественное своеобразие.

1

44

7.7

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев.

1

Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы»

45

7.8

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок».

1

«Прощание с Матерой». «Живи и помни» В Распутина.

46

7.9

И.А.Бродский. Проблемно – тематический диапазон лирики поэта.

1

Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта.

47

7.10

Вн.ч. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов.

1

Вн.ч. Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов, Вампилов).

48

7.11

Вн.ч. Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество.

1

Вн.ч. Тема памяти о родных местах, мудрости предков в творчестве М.Карима

49

7.12

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

1

Проза реализма и «нереализма» поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.

 Из зарубежной  литературы.

50

8.1

Вн.ч. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

1

Вн.ч. Д.Б.Шоу «Пигмалион»

51

8.2

Вн.ч. Т.С.Элиот. Слово о поэте.  «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

1

Вн.ч. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романы.

вн Э.М.Ремарк. «Три товарища».

РР Проблемы и уроки литературы ХХ века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. 10 класс, 2014 год

Программа включает пояснительную записку, содержание курса, требования, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...