Технологическая карта урока развития речи по литературе «Самый лучший город на земле» в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс)

Андрюхина Анжела Петровна

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без знания истории родного края. Поэтому школа должна прививать чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну, за свой город

Что такое малая Родина?   На этот вопрос, пожалуй, ответит каждый человек. А знает ли он историю родного города, его достопримечательности? Скорее всего, нет. С этой проблемой учитель встречается часто. Поэтому необходимо знакомить учеников с историей малой родины, посещать экскурсии по памятным местам города. В 2019 нашему городу исполнилось 35 лет. Данный урок приурочен к этой дате и знакомит учащихся с достопримечательностями родного города.

Урок развития речи

Класс: 5

Тема: «Самый лучший город на земле»

Цель занятия: привлечь внимание обучающихся к культурному, историческому наследию малой родины, познакомить с достопримечательностями нашего города.

Задачи:

1. Расширить кругозор учеников, изучая материал о своей малой родине.

2.Способствовать формированию гражданской позиции учеников, чувству принадлежности к своему краю.

3.Организовать самостоятельную поисковую деятельность детей.

Прогнозируемый результат:

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

- познавательный интерес к своей малой родине.

- чувство прекрасного и эстетические на основе знакомства с памятниками города.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы результаты:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развития речи по литературе

«Самый лучший город на земле» в 5 классе,

учителя русского языка и литературы Андрюхиной А.П.,

МБОУ «СОШ №5» г. Усинска

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без знания истории родного края. Поэтому школа должна прививать чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну, за свой город

Что такое малая Родина?   На этот вопрос, пожалуй, ответит каждый человек. А знает ли он историю родного города, его достопримечательности? Скорее всего, нет. С этой проблемой учитель встречается часто. Поэтому необходимо знакомить учеников с историей малой родины, посещать экскурсии по памятным местам города. В 2019 нашему городу исполнилось 35 лет. Данный урок приурочен к этой дате и знакомит учащихся с достопримечательностями родного города.

Урок развития речи

Класс: 5

Тема: «Самый лучший город на земле»

Цель занятия: привлечь внимание обучающихся к культурному, историческому наследию малой родины, познакомить с достопримечательностями нашего города.

Задачи:

1. Расширить кругозор учеников, изучая материал о своей малой родине.

2.Способствовать формированию гражданской позиции учеников, чувству принадлежности к своему краю.

3.Организовать самостоятельную поисковую деятельность детей.

Прогнозируемый результат:

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

- познавательный интерес к своей малой родине.

- чувство прекрасного и эстетические на основе знакомства с памятниками города.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы результаты:

  • Познавательные:

-умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение выражать речь в устной форме;

- умение работать с информацией.

  • Коммуникативные - осваивать диалоговую форму общения; слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого, работать в группе.
  • Регулятивные – организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи.
  • Личностные - оценивать результаты деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Метапредметные: умение извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную.

Предметные: уметь выделять существенные признаки понятия.

Результат урока:

Результат урока -  мини – проект «Мой город». С помощью полученных материалов можно оформить выставку работ о родном городе, приуроченную к юбилею города, провести классный час для учащихся начальной школы.

 Продолжительность занятия 45 минут.

Оборудование – мультимедийный проектор, колонки, компьютер, доска.

План урока:

I блок: организационный

Оргмомент. Мотивация. Целеполагание.

5 мин.

II блок:

основной

Актуализация опорных знаний.

Работа в группах с различными заданиями.

Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.

Разработка и защита проекта

35 мин.

III блок: аналитический

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Награждение.

5 мин.

№ п/п

Время

(мин)

Название этапа

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1.

5

Организационный момент. Мотивация

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне посредством включения в обсуждение.

     - Добрый день, ребята! Давайте начнем наше занятие с прослушивания песни и определим тему нашего урока.

  Звучит песня «Лучший город земли, группа «Браво»

Как песня безбрежной России

Звучат городов имена

Но всё-таки самый красивый

Есть город друзья у меня.

- Ребята, как вы думаете, о каком городе я говорю? (ответы детей)

- Конечно, о нашем любимом городе Усинск.

- Сегодня на занятии мы не только приобретем новые знания, но и проверим, что вы знаете об Усинске. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце занятия определим «Знатока Усинска»

  - Какую юбилейную дату будет отмечать наш любимый город в этом году?

- Жителей разных городов называют по-разному: жителей Москвы- москвичи, Воронежа – воронежцы, Курска – куряне. А как же называют жителей Усинска? (усинцы)

- Молодцы. Скажите, пожалуйста, а кто такой усинец?

(Усинец - тот, кто родился в нашем городе; тот, кто любит свой город; тот, кто желает процветания своему городу)

- Отлично!

- Чем для вас является город Усинск?

(Малой Родиной)

- А почему есть Родина большая и Родина малая?

(- Тот маленький уголочек, точечка на Земле, где мы родились и сделали свои первые шаги в жизнь, это наша «малая родина».)

Учащиеся определяют тему урока

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

КоммуникативныеУУД:

1. Умение слушать и слышать собеседника.

Познавательные  УУД:

1. Умение делать выводы и умозаключения.

2.

5

Целеполагание.

Постановка цели деятельности.

Цель работы: знакомство с достопримечательностями города Усинска.

Со словом «родина» мы встречаемся очень часто и на уроках, и в литературных произведениях, и в народном творчестве - пословицах.

- Ребята, а знаете ли вы пословицы? Давайте поработаем в группах. Знакомство с правилами работы в группах. Возьмите конверт №1, которые лежит на каждом столе, откройте его и составьте пословицы. Кто же будет самым быстрым. Как только будете готовы, все команда, взявшись за руки, должна поднять их вверх.

Молодцы. Все справились с поставленной задачей.

Работа в группах по составлению пословиц.

Где родился, там и пригодился.

Человек без Родины, что семя без земли.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Всякому мила своя сторона.

За морем светлее, а у нас теплее.

Родина краше солнца, дороже золота

КоммуникативныеУУД: Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

3.

5

Открытие нового знания.

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

  - Давайте представим, что к нам в гости приехали люди из далёкой страны.

- Что бы вы могли рассказать о нашем городе? Ответы детей.

 - Давайте разберёмся с понятиями достопримечательности и патриот… 

А являетесь ли вы патриотами?

Ответы детей на вопросы

Учащиеся формулируют определения к терминам «достопримечательность», «патриотизм».

Достопримечательность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо.

Патриот -  человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

КоммуникативныеУУД: Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

1. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Познавательные УУД:

1. Умение формулировать.

4.

13

Поиск путей решения проблемы

Проектная деятельность. Работа в группах.

-Теперь, как истинные патриоты своего края, мы поговорим о достопримечательностях нашего города. Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила.

Теперь возьмите конверт №2.  В нем находятся фотографии, названия достопримечательностей и информация о них. Вам необходимо правильно расположить информацию и приклеить на лист А4.

Физминутка

- Прежде чем приступать к озвучиванию ваших работ, давайте немного отдохнем и поиграем.

Осуществление учебных действий по плану. Групповая работа по решению практических задач

Каждая команда за отведённое время (10 мин) должна выполнить задание, а затем познакомить класс со своим открытием, выбрав из предложенной информации 2-3 предложения, содержащих самую важную информацию

КоммуникативныеУУД: Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

1. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Познавательные УУД:

1. Умение формулировать.

5.

12

Первичное закрепление.

Первичное закрепление работы с проговариванием информации вслух.

После выполнения работы, ребята рассказывают о достопримечательностях города, выделяя важную информацию о выбранном объекте.

Затем работы детей складываются в одну папку, вкладывается 1 лист с названием «Достопримечательности Усинска».

Творческая пятиминутка

- Видите, ребята, результатом нашей работы стала брошюра, которая будет храниться у вас в классе. Со временем вы можете дополнять брошюру новыми достопримечательностями. Или можете оформить выставку, провести классный час в начальном звене.

Необходимо оценить работу в группе. Памятка №2.

Работа в группах.

Фронтальное обсуждение.

Защита проектов.

Оценивание работы в группе.

Коммуникативные УУД:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

1. Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции).

Познавательные УУД:

1. Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

6.

5

Рефлексия.

Соотнесение цели урока и результата

 - О чём говорили на занятии?
   -Все ли достопримечательности города назвали сегодня?

-Можно ли сказать, что мы знаем всё о нашем родном городе?

-Посмотрите на слайд, на какую природную достопримечательность похоже оформление?

Награждение детей, набравших наибольшее количество жетонов.

Метод «Зарядка»

А теперь предлагаю вам через выполнение определенных движений дать оценку нашему занятию.

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

- Я поздравляю вас, ребята, с приближающимся юбилеем нашего города. Желаю продолжать знакомство с его историческим прошлым и настоящим. Стать достойным гражданином и патриотом родного края и страны. Сегодня вы справились с задачей на 5 баллов.  Вы молодцы!

Дискуссия.

КоммуникативныеУУД:  Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

  1. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции.

Познавательные УУД:

  1.  Умение делать выводы и умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе

Сочинение-рассказ по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»Урок подготовки к написанию домашнего сочинения - рассказа по восприятию картины. Предусмотрены пробное действие, работа по...

Технологическая карта урока развития речи в 1 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме "Овощи и фрукты"

Технологическая карта урока развития речи в 1 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме "Овощи и фрукты"...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.

Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён....