Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока развития речи | 30.65 КБ |
Раздаточный материал (таблица) | 16.29 КБ |
urok_81_sochinenie-_opisanie_snegopada.pptx | 120.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 5
УМК: УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2014.
- Тема урока № 81 Обучение написанию сочинения - описания.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию (Тема: После снегопада (описание зимней природы);
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
Интерактивное обучение.
Сочинение пишется за 1 урок (работа в группах).
Учитель определяет тему, сюжет, композицию, даёт вопросный план (абзац = группа), задаёт вступление. После того, как группы отработают свои абзацы, учитель поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует, и все записывают сочинение в чистовом варианте.
Пример возможного варианта сочинения.
Тема. После снегопада (описание зимней природы)
Композиция | План | Возможный вариант сочинения |
1 абзац Вступление | Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем) | Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. |
Основная мысль | Описание снегопада и самого снега | |
2 абзац | Каким бывает снег? | Снег, снежень, снежище, снежик… Снег бывает очень разным: пушистым, холодным, духовитым, тяжелым, мокрым. Силен и спокоен бывает январский снег. Часто он покрывает тяжелым покрывалом все поле. А иногда прохожий рискует попасть в сыпучее снежное болото. |
3 абзац | Как падает снег? | Он падает медленно, большими хлопьями, как будто струится откуда-то свысока могучая река снега. Потом он идёт быстрее, быстрее. Образовывается бело-серая завеса, которая шевелится и растёт. |
4 абзац | Что я вижу, слышу? | Улица замерла, таинственно застыла. Не слышалось ни звуков, ни голосов прохожих. Только волшебная музыка восторга и очарования звучала где-то в моей душе. |
5 абзац | Как изменяется картина за окном? | Через несколько минут всё преобразилась. Пушистые барханы красиво оттенял свет фонарей. Деревья, как сказочные великаны, застыли в безмолвии. Дома жёлтыми окнами тихо смотрели на мир. |
6 абзац | Что я чувствую? | Красота зимнего снегопада вселяла покой, удивляла простотой и величием. Захотелось почувствовать холодную колкость снежинок на тёплых ладонях. Тихая радость наполнила меня. |
7 абзац Заключение | Что было после снегопада? (Представьте, что снегопад был всю ночь. Опишите, какой стала картина зимней природы) | Снегопад закончился только утром. Солнечный свет посеребрил ночное убранство. Улицы наполнились голосами прохожих, шумом машин и звонким смехом детей. Все вокруг увидели сказочную картину зимней природы. |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию. Тема. После снегопада (описание зимней природы)
Композиция | План | Возможный вариант сочинения |
1 абзац Вступление | Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем) | Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. |
Основная мысль | ||
2 абзац | Каким бывает снег? | |
3 абзац | Как падает снег? | |
4 абзац | Что я вижу, слышу? | |
5 абзац | Как изменяется картина за окном? | |
6 абзац | Что я чувствую? | |
7 абзац Заключение | Что было после снегопада? (Представьте, что снегопад был всю ночь. Опишите, какой стала картина зимней природы) |
В словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы. Взаимопроверка.
1 и 4 гр. | 2 гр. | 3 и 5 гр. |
з..ма | кружится | с…р…бристый |
снеж…к | расст…лается | ж…мчужный |
кр…сота | л…жится | с…реневый |
м…роз | блещ…т | б…гровый |
со…нце | сияет | б…рюзовый |
cв…жо | п…р…ливается | фи…летовый |
б…ло | и…крится | л…ловый |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
Каким бывает снег?
Снег весной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...
Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса
Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...