Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Анисимова Наталья Петровна

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  русского языка

Класс: 5

УМК: УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2014.

  • Тема урока № 81 Обучение написанию сочинения - описания.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию (Тема: После снегопада (описание зимней природы);

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

Интерактивное обучение. 

Сочинение пишется за 1 урок (работа в группах).

 Учитель определяет тему, сюжет, композицию, даёт вопросный план (абзац = группа), задаёт вступление. После того, как группы отработают свои абзацы, учитель поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует, и все записывают сочинение в чистовом варианте.

Этапы урока

Содержание (деятельность учителя    и деятельность учащихся)

УУД

1.Постановка

учебной задачи.

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя

- Найдите ответ к загадке:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

Он за ворот и в карманы залетает сам собой. (Отгадывают загадку. Снег.)

- Как вы определили, что речь идёт о снеге?

2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? Тема урока: (сочинение - описание зимы, снега, зимней природы.)

Тема нашего сочинения будет звучать так: После снегопада. Как можно сформулировать основную мысль такого сочинения?  (Описание снегопада). (Слайд 1)

- Какой тип речи мы будем использовать, чтобы предать основную мысль нашего текста? (описание).

 В чем особенность данного типа речи? (отвечает на вопрос какой, каков? можно увиденное изобразить на одной фотографии).

Запишем в тетради дату и тему сочинения. (ДОСКА!!!)

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

- Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

- Вспомните загадку. Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании? (определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его).

3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Личностные (готовность к самообразованию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера)

Регулятивные (умение ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей, выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели)

Познавательные (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные (строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности)

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-описанию.  На партах у каждого лежат таблицы.

1. Работа с текстом.  Работа с планом сочинения.

2. Беседа по личным наблюдениям

Работа в группах.

Я предлагаю вам разделиться на 5 групп по 5 человек. В группах обсудите, какими словами и фразами можно заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. С чего начинается любое сочинение? (вступления). Примерный текст вступления у вас есть в таблице. Затем его продолжают основная часть и заключение. Что является неотъемлемой частью нашей работы перед началом написания сочинения?  Что облегчит написание текста? (план).

Какие виды плана вы знаете? (тезисный и вопросный). Какой план пропечатан в ваших таблицах? (вопросный).  Попробуйте сами дать описание снегу (учащиеся пытаются описать снег).

-Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим мнением, эмоциями. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.

На листах в таблицу предлагаю вам вписать примерный текст к каждому пункту плана (каждая группа будет работать со своим абзацем). Но сначала поработаем вместе. По ходу нашей работы прошу вас записывать необходимые слова и предложения в графы таблицы. Итак, начнем с первого абзаца основной части: Каким бывает снег? Учащиеся в ходе прослушивания музыкальных отрывков и чтения учителем текста вносят записи в графу 2 абзаца о том, каким бывает снег.

1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка» (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель с 28 сек. музыкального произведения читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова (ДОСКА!!!), учащиеся дослушивают до конца муз. фрагмент:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста? Запишите их в таблицу.

- Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям

- Вы, наверняка, часто наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег?   Всегда ли он одинаков?

- От чего зависит состояние, вид снега?

 Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.

4. Работа с текстом

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (Доска!!!), чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд 3 и 4) мы сейчас услышим. По ходу чтения заполняйте графу таблицы:

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото... 

- Каким же увидел автор январский снег?

- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

- Какие выразительные средства языка использовал автор?

- А каким становится снег весной? (Слайд 5) 

Учащиеся в группах слушают текст, отбирают нужное. Заполняют таблицу.

Личностные (развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера)

Регулятивные (умение отбирать главное, заполнять таблицу, умение работать с дополнительной литературой, подбирать материал по теме, умение анализировать материал): выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки)

Познавательные (выстраивать логическую цепочку ключевого слова и соподчиненных ему слов; объединять предметы и явления в группы по  определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; находить в тексте необходимую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

оценивать свою работу, вносить коррективы)

Коммуникативные (организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации в малой группе.

3. Результат работы.

1. Творческая работа - составление собственного текста к каждому абзацу.

Групповое обсуждение и выполнение творческого задания. 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. В словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы. Взаимопроверка.

1 и 4 гр.

2 гр.

3 и 5 гр.

з..ма

кружится

с…р…бристый

снеж…к

расст…лается

ж…мчужный

кр…сота

л…жится

с…реневый

м…роз

блещ…т

б…гровый

со…нце

сияет

б…рюзовый

cв…жо

п…р…ливается

фи…летовый

б…ло

и…крится

л…ловый

В группах обсудите с чего можно начать ваш абзац, какую информацию вы включите в него согласно теме сочинения.

На листах в таблицу впишите несколько предложений по теме.

Слушаем фрагменты получившихся текстов. Обсуждаем. Советуем, как улучшить. (После того, как группы отработают свои абзацы, учащиеся слушают работы товарищей, корректируют, учитель совместно с ребятами поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует для написания сочинений дома)

Личностные (формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности);

Регулятивные (выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;  устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; определять критерии правильности (корректности выполнения учебной задачи); оценивать продукт своей деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные (строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте событий, явлений, процессов)

Коммуникативные (строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе; создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств).

4. Подведение итога. Рефлексия

Д.З. Напишите черновик сочинения - описания на тему: «После снегопада». Сначала перепишите в тетрадь план.

-Что мы делали сегодня на уроке? Чему научились? (Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с текстом худ. литературы, работать в группах…)

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

-Достаточно ли вам материала для написания сочинения? 

Личностные (формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками)

 Регулятивные (анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы)

Познавательные (анализировать/рефлексировать опыт реализации учебного задания.

Коммуникативные (выделять общую точку зрения в ходе беседы, делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его).

Пример возможного варианта сочинения.  

Тема. После снегопада (описание зимней природы)

Композиция

План

Возможный вариант сочинения

1 абзац

Вступление

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем)

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом.

Основная мысль

Описание снегопада и самого снега

2 абзац

Каким бывает снег?

Снег, снежень, снежище, снежик… Снег бывает очень разным: пушистым, холодным, духовитым, тяжелым, мокрым. Силен и спокоен бывает январский снег. Часто он покрывает тяжелым покрывалом все поле. А иногда прохожий рискует попасть в сыпучее снежное болото.

3 абзац

Как падает снег?

Он падает медленно, большими хлопьями, как будто струится откуда-то свысока могучая река снега. Потом он идёт быстрее, быстрее. Образовывается бело-серая завеса, которая шевелится и растёт.

4 абзац

Что я вижу, слышу?

Улица замерла, таинственно застыла. Не слышалось ни звуков, ни голосов прохожих. Только волшебная музыка восторга и очарования звучала где-то в моей душе.

5 абзац

Как изменяется картина за окном?

Через несколько минут всё преобразилась. Пушистые барханы красиво оттенял свет фонарей. Деревья, как сказочные великаны, застыли в безмолвии. Дома жёлтыми окнами тихо смотрели на мир.

6 абзац

Что я чувствую?

Красота зимнего снегопада вселяла покой, удивляла простотой и величием. Захотелось почувствовать холодную колкость снежинок на тёплых ладонях. Тихая радость наполнила меня.

 7 абзац

Заключение

Что было после снегопада? (Представьте, что снегопад был всю ночь. Опишите, какой стала картина зимней природы)

Снегопад закончился только утром.  Солнечный свет посеребрил ночное убранство.  Улицы наполнились голосами прохожих, шумом машин и звонким смехом детей. Все вокруг увидели сказочную картину зимней природы.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию.     Тема. После снегопада (описание зимней природы)

Композиция

План

Возможный вариант сочинения

1 абзац

Вступление

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем)

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом.

Основная мысль

2 абзац

Каким бывает снег?

3 абзац

Как падает снег?

4 абзац

Что я вижу, слышу?

5 абзац

Как изменяется картина за окном?

6 абзац

Что я чувствую?

 7 абзац

Заключение

Что было после снегопада? (Представьте, что снегопад был всю ночь. Опишите, какой стала картина зимней природы)

В словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы. Взаимопроверка.

1 и 4 гр.

2 гр.

3 и 5  гр.

з..ма

кружится

с…р…бристый

снеж…к

расст…лается

ж…мчужный

кр…сота

л…жится

с…реневый

м…роз

блещ…т

б…гровый

со…нце

сияет

б…рюзовый

cв…жо

п…р…ливается

фи…летовый

б…ло

и…крится

л…ловый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение – описание. Тема «После снегопада»

Слайд 2

Иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»

Слайд 3

Каким бывает снег?

Слайд 4

Снег весной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...