Главные вкладки

    Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Материал к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razv_rechi.docx143.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Журавлева Е.А.

    Технологическая карта урока развития речи

    Тема урока

    Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

    Цель урока

    формировать умение описывать содержание картины, определять её тему

    Задачи урока 

    Образовательная:

    Развивающая:

    Воспитательная:

    Коррекционная:

    • познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана
    • использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому
    • повышать культуру речи детей
    • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме
    • путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях
    • развивать у учащихся вкус к точному, образному языку

    Основные понятия, термины

    Описание, пейзаж, осень

    Тип урока

    Урок отработки умений и рефлексии

    Оборудование

    • репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»
    • компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки “Осенняя песенка” П.И. Чайковского
    • карточки для индивидуальной работы с опорными словами

    Планируемый результат

    Предметный

    создать условия, способствующие формированию умения писать сочинение по картине, передавать в определённой композиционной последовательности её содержание с использованием своих наблюдений.

    Метапредметный

    овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины), преобразовывать информацию из репродукции, строить высказывания; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности.

    Личностный

    формировать интерес к русскому языку, к творчеству, живописи, музыке;  воспитывать самостоятельность и творческую активность, чувство красоты, любовь к своей родине.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Организационный этап

    Ты слышишь? - Я слышу.

         [Какой урок?]- Урок русского языка

         [Который урок?]- Второй урок.

            [Что будем делать на уроке?]                  

     - Будем говорить, беседовать, составлять предложения,  

       писать.                                                                  

    Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

    Р. Умение мобилизовать свои силы для работы

    Фонетическая зарядка

    Какой дежурный звук?  

    Проговаривают хором, и индивидуально

    Р. Владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия

    Предварительная работа

    – Что вы сейчас увидели? (Репродукции картин)

    -В чем особенность каждой из них? (Характеристика каждого вида живописи)

    – Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.)

    – Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

    Рассматривают репродукции картин разных художников, выявляют особенности каждой из них, выясняют, в чем особенность пейзажа, совершают экскурсию в виртуальный музей.

    Л.

    Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

    П. структурирование знаний.

    К. умение выражать свои мысли.

    Целеполагание

    – Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов.

    -Как вы думаете, сложно будет вам овладеть этим мастерством? Для чего?

    Да, это сделать достаточно сложно, но мы должны справиться и подготовиться к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

    – Запишите тему урока. (Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».)

    – Вспомните, что такое описание как тип речи.

    – Какие ещё типы речи знаете?

    – Как строится описание?

    – Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

    Формулируют тему урока.

    Л.  интерес к созданию собственных текстов.

    Р.  целеполагание.

    К.  формулирование темы.

    Проблемная ситуация

    - Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.

    -Как вы думаете, что привлекло знаменитого коллекционера в этой картине?

    Вступают в диалог с учителем, решая обозначенную проблему.

    П.  умение строить высказывание.

    К.  умение выражать свои мысли.

    Р.  самокоррекция.

    Физкультминутка

    Организация проведения физминутки

    Выполняют движения физминутки

    Подготовка к сочинению

    Беседапо содержанию картины.

    -Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)

    -Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)

    -Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)

    -Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.)

    -Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.)

    -Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.

    Обобщают результаты наблюдения, воспитывают способность высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи, воспитывают культуру общения.

    П.  умение строить высказывание, струтурирование знаний, поиск информации.

    К.  умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

    Л.  смыслообразование.

    Р.  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

    Составление плана сочинения

    Коллективное составление плана сочинения.

    1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?

    2. Какой день? Как изображены небо, солнце?

    3. Река.

    4. Наряд деревьев.

    5. Земля.

    6. Какие чувства вызывает картина?

    Составляют план сочинения.

    Л. осознают свои эмоции.

    П. осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

    Р. планирование.

    К. умение выражать свои мысли.

    Орфографическая подготовка.

    Словарная работа.

    1.Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж...лтый, б...гряный, б...дрящий, з...л...тые, н...рядные, х...лодные, к...ртина, кр...сота, п...йзаж.

    2.Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр...хладный, пр...низано, пр...сутствует, п...р...дает.

    3.Объясни лексическое значение слов:

    Пейзаж – ... .

    Багряный – ... .

    Озимые – ... .

    - Вспомните, что мы называем эпитетами, сравнением?

    Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей выразительности.

    - Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

    - Подберите сравнения.

    Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

    Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

    -Что вас окружает? 

     -Чем вы любуетесь? 

     -Чем вам особенно нравится картина? 

     -Что вас заставляет грустить? 

    Вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют лексическое значение слов.

    Виртуально путешествуют.

    Описывают картину.

    П. находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

    К. Слушают и слышат других.

    Л.  потребность в творчестве;

    воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

    Построение структуры сочинения

    -С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную природу.)

    -Что нужно написать в основной части текста?

    (В основной части надо описать увиденное на картине).

    -Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?)

    Выстраивают структуру сочинения.

    Р. работать по плану, сверяясь с целью.

    К. излагать свое мнение, аргументировать его.

    Домашнее задание

    Получают раздаточный материал (Приложение) для выполнения домашнего задания.

    Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

    Р. принимают и сохраняют учебные задачи.


    Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

    Картинки по запросу сочинение по картине левитана золотая осень 4 класс

    План.

    1. О художнике и его картине.

         Какое время года изображено на картине?

    2. Какой день? Как изображены небо, солнце?

    3. Река.

    4. Наряд деревьев.

    5. Земля.

    6. Какие чувства вызывает картина?

    Солнце 

    Игривое, осеннее, лучистое 

    День

    погожий, хороший, теплый, осенний

    Небо

    ясное, голубое, светлое, лазурное

    Облака

    Легкие, воздушные, белые, пушистые

    Деревья

    Желтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

    Березы

    Стройные, гибкие, белоствольные

    Трава

    Желтая, зеленая

    Река

    Голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая

    Солнце

    Игривое, осеннее, лучистое

    Сравнения

    Дети составляют план коллективно под руководством учителя. 

    Облака

    Плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

    Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

    Река

    Река, как зеркало

    Река - вьется, как голубая лента

    Деревья

    Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах

    Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

    Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

    Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

    Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

    Презентация. 3 класс. Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова "Золотая осень"

    Презентация для подготовки к написанию сочинения. 3 класс. Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова "Золотая осень"...

    11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

    Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

    Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

    План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе коррекционной школы VIII вида по теме:"Сочинение - описание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"".

    Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

    Мультимедийная презентация к уроку развития речи на тему "Сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

    Мультимедийная презентация  пригодится в подготовке к написанию сочинения-описания по картине Исаака Ильича Левитана  «Золотая осень»...