Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Андрюхина Анжела Петровна

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»

Формы, приемы, методы

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,

работа с учебником, работа у доски.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Приемы: «Синквейн», «Говорящий эпиграф», «Подводящий диалог»,  «Кластер», «Аналитические таблицы», «ПОПС», «Инсерт», «Устное сочинение-схема «Благодарю».

Задачи урока

1) Организовать деятельность учащихся на самостоятельное исследование образа Родины в лирике Сергея Есенина.

2) Сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.

3) Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать образное мышление, речь обучающихся (устную и письменную); формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии.

4) Способствовать выработке умения работать в группах, анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.

5) Формировать положительную мотивацию к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: литература, 11 класс

Учитель: Андрюхина А.П.

Тема урока

Место урока по теме

«Образ Родины в лирике Сергея Есенина»

Третий урок по теме «Творчество Сергея Есенина»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия новых знаний.

е

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,

работа с учебником, работа у доски.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Приемы: «Синквейн», «Говорящий эпиграф», «Подводящий диалог»,  «Кластер», «Аналитические таблицы», «ПОПС», «Инсерт», «Устное сочинение-схема «Благодарю».

Цель урока

Задачи урока

Исследование образа Родины в лирике С. Есенина

1) Организовать деятельность учащихся на самостоятельное исследование образа Родины в лирике Сергея Есенина.

2) Сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.

3) Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать образное мышление, речь обучающихся (устную и письменную); формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии.

4) Способствовать выработке умения работать в группах, анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.

5) Формировать положительную мотивацию к обучению.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- тексты произведений

- Есенинская трактовка образа Родины

- интерпретировать тексты стихотворений, проводить филологический и литературоведческий анализ;

- работать со средствами художественной выразительности;

- на основе полученной информации строить кластер (схему), создавать мини-проект

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Технология критического мышления, проблемного обучения, обучение в сотрудничеств

мультимедийное оборудование, интерактивная доска, фрагменты фильма, тексты стихотворений Есенина, аналитические таблицы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

II этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация  проверки Д/З., подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Организует деятельность учащихся с помощью приема «Синквейн».

РУСЬ.

Голубая. Раздольная. Бревенчатая.

Сохранит. Приголубит. Спасёт.

Не надо рая. Дайте Родину мою.

Страна берёзового ситца.

Демонстрируют знания, умения вычленять главное, анализировать и составлять образы.

Участвуют совместно с учителем в подведении итогов данного этапа урока.

Предполагаемые ответы учеников:

- О России, деревенской, раздольной, мирной, которая, словно матушка, заботится о своих детях, и которую невозможно променять даже на рай.

Учебно-познавательная

Оценка учителя: Отлично, вы действительно правильно отметили характерные черты образа. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений

На этом этапе, чтобы поддержать инициативу, обучающихся, повысить мотивацию к обучению, уместна такая форма оценивания

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

III этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи  урока в виде вопросов или гипотез.

Способствует совместно с учащимися постановке цели и задач урока, использует прием «побуждающего диалога» через «говорящий эпиграф»

- Обратите внимание на эпиграф урока. Кто из поэтов мог написать эти строки, попробуйте составить его психологический портрет:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю».

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Предполагаемые ответы учеников:

- Эти строки мог написать человек, который настолько сильно любит Родину, что не мыслить своё существование вне России.

Учебно-познавательная, коммуникативная, исследовательская

Отметка учителем умения обучающихся ставить цели, определять задачи, обосновывать свой вариант ответа:

Абсолютно верно: эти строки мог написать только тот человек, который не может жить без своей Родины. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений 

На этапе целеполагания учитель обязательно должен отметить стремления обучающихся определить и спланировать дальнейшую работу, поскольку от качества данного этапа будет зависеть протекание всего урока.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: изучение нового материала. Стадия «вызов» 23 мин

Организация получения новых знаний в результате самостоятельного исследования.

Учащиеся по группам заполняют таблицу ПОПС «Психологический портрет поэта-лирического героя»

Предполагаемые ответы учеников:

Позиция: я считаю, что это не просто поэт, но и гражданин

Обоснование: потому что у него чуткая к красоте и внимательная к природе душа, он любит свою нищую (бревенчатую, ситцевую) родину и никогда не откажется от неё.

Пример: я могу доказать это на примере строк из предложенного для анализа текста стихотворения:

я скажу: «не надо рая,

дайте родину мою.

Следствие: исходя из этого, я делаю вывод о том, что автор этого стихотворения поэт - патриот и гражданин.

Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская

Самооценка: Проверьте правильность вашего ответа по образцу и выставите себе отметку по 5-балльной шкале

На данном этапе уместна самооценка, поскольку на интерактивной доске предлагается эталон выполнения задания

Работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал.

IV этап: изучение нового материала. Фаза реализации смысла:

1. Организация активной деятельности с информацией:

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Приём «Подводящий диалог»

- Вы не ошиблись. Именно такой предстаёт Русь в стихотворениях Сергея Есенина, замечательного русского поэта эпохи Серебряного века, принадлежащего к творческой группе имажинистов. А задумывались ли вы о том, что для вас Родина, какая она в вашем сердце, что в ней для вас дорого, как вы к ней относитесь? И почему мы сегодня обратились к России Есенина?

- Возможно, нам нужно ближе познакомиться с Сергеем Есениным как с поэтом и гражданином.

Учитель предлагает работу в группах по аналитическим таблицам

Предполагаемый ответ учеников:

- Научиться дорожить ею и любить её так, как рассказывает об этом Есенин.

1.1.Подготовленный ученик представляет презентацию «Сергей Есенин. Поэт и гражданин».

1.2.Обучающиеся по группам, используя приём «Инсерт», анализируют теоретический материал о жизни и творчестве С.Есенина, составляют кластеры, затем группы озвучивают краткие выводы о проделанной работе.

1 группа. Цветопись в лирике Есенина

2 группа. Глаголы движения, создающие динамику картин природы

3 группа. Приёмы одушевления природы

4 группа. Образы животных и птиц в стихотворениях Есенина

По окончании работы группы озвучивают краткие выводы о своих наблюдениях, отвечая на вопрос: «Какой представляется Родина, её природа в лирике Есенина»?

Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская

Оценка учителя: вы верно определили одну из целей нашего урока. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений

Оценка класса: учитель предлагает классу оценить работу обучающегося и аргументировать оценку.

На данном этапе класс вполне способен высказать своё мнение о работе обучающихся и аргументировать свою оценку

Взаимооценка: группы оценивают работу друг друга, обучающиеся отмечают отметки в таблице достижений

На данном этапе уроке каждая из групп высказывает своё мнение о работе других групп и аргументирует свою оценку

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

V этап: рефлексия 7 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1.Обучающимся предлагается через рефлексивное устное сочинение-схему «Благодарю» высказать своё отношение к поэту:

2.Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:

  • Сегодня на уроке я …
  • Самым полезным и интересным для меня было….
  • Я встретился с трудностью при…

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: подготовить рассказ о развитии темы Родины в творчестве С.Есенина и выучить наизусть понравившееся стихотворение Есенина о Родине, природе с последующим семантическим анализом текста.

Анализирует деятельность по достижению цели и результата

Используя клеше устного сочинения «Благодарю» группы благодарят за сотрудничество и выставляют друг другу оценки

Учебно-познавательная, аналитическая

Рефлексия с использованием клеше устного сочинения «Благодарю»

Оценка класса: Обучающиеся подводят итоги урока и оценивают работу отдельных обучающихся, чья работа показалась наиболее продуктивной, оценивают работу групп. Обучающиеся подводят итоги своих достижений на уроке в своих таблицах.

Учитель оценивает работу класса, групп, корректирует самооценки обучающихся, озвучивает и выставляет отметки в классный журнал.

На этапе рефлексии предполагается комплексная оценка деятельности отдельных учащихся, групп и всего класса. Используя клеше на слайде, заготовку устного сочинения «Благодарю» обучающиеся подводят итоги своей работы на уроке, оценивая при этом свою работу и работу других учеников. На основании их оценок в таблице достижений, а также на основании личных наблюдений учитель также оценивает работу класса и выставляет отметки в журнал.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Урок-композиция по творчеству Сергея Есенина

Цель- познакомить с жизнью и творчеством поэта, развивать личностные качества...

Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)

Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...