Путешествие в страну фантазии Н.В. Гоголя по повести «Ночь перед Рождеством»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Конспект занятия по литературе для учащихся 6 класса. 

Занятие преследует цели: на примере повести «Ночь перед Рождеством» познакомить обучающихся с творчеством Н.В. Гоголя; дать характеристику избранным героям; ввести новое литературоведческое понятие "юмор",заинтересовать творчеством  Н.В. Гоголя, воспитывать любовь к художественному слову. Материал может быть использован во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия24.12 КБ
PDF icon Презентация1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия: Путешествие в страну фантазии Н.В. Гоголя по повести

«Ночь перед Рождеством»

  1. Предмет: литература
  2. Класс: 6
  3. Тема и номер урока в теме: «Литература XIX века» ,1 урок в теме
  4. Учебник для общеобразовательных учреждений. Литература 6 класс/ автор-составитель В.П. Полухина, В.Я. Коровина. М., Просвещение, 2019г

Цель: на примере повести «Ночь перед Рождеством» познакомить обучающихся с творчеством Н.В. Гоголя; дать характеристику избранным героям; ввести новое литературоведческое понятие «юмор».

 Задачи урока:

Образовательная: усвоить содержание повести; обнаружить связь с народными сказками и легендами, изучить литературоведческое понятие «юмор».

Развивающая:

  • развивать устную речь, творческие способности, мышление учащихся. ум
  • развивать учебно – информационные умения: навык пользования словарем, справочниками, комментариями; составление тезисов;
  • работать над развитием учебно-коммуникативных умений: умением слушать и записывать, читать с одновременным слушанием, умением строить развернутый аргументированный ответ с использованием литературоведческих терминов.

Воспитательная: задействовать на уроке весь ученический коллектив, учитывая индивидуальные способности каждого, заинтересовать творчеством  Н.В. Гоголя, воспитывать любовь к художественному слову.

Место проведения занятия: кабинет литературы

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ПК, интерактивная доска, интернет – ресурсы. Иллюстрации – детские рисунки украинских народных костюмов; свечи, кулич, салфетки с вышивкой; мешок; монеты; украинские народные костюмы для инсценирования эпизодов из повести; музыкальное сопровождение – веселая мелодия украинской народной песни.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: (учебники, Толковые словари, Словарь литературоведческих терминов)

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний и умений

                              Эпиграф:  «…Вечера близ Диканьки» изумили меня.

                        Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная…

                        А местами какая поэзия! Какая чувствительность!

                        Какая выдумка!

                                                                                   А.С. Пушкин

I. Организационный этап урока

II.Сообщение темы и целей урока

Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках литературы мы знакомились с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Она входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сегодня на это произведение посмотрим пристальнее, совершим путешествие в страну фантазии Н.В. Гоголя.

Исходной точкой нашего пути станут эти слова А.С. Пушкина (чтение эпиграфа), мы должны доказать справедливость утверждения нашего великого поэта.

Кроме этого в поездке мы  определим, что связывает народные легенды, сказки и повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и, конечно, больше узнаем об Украине, родине писателя.

В дороге мы постараемся быть воспитанными, внимательными друг к другу, и тогда путешествие будет интересным и приятным, а учение увлекательным.

Последнее условие: вы должны определить, на каком транспортном средстве вы поедете: (Карета, Черт – «Ночь перед Рождеством; Воз, тащимый волами – «Сорочинская ярмарка»; сани, бричка – «Мертвые души»).

Итак, в добрый путь! А нашими проводниками станут эти герои.

  1. Основная часть

 Вакула: Здравствуйте, друзья!

Оксана: Добрый день! Мы будем сопровождать вас в пути. А как нас зовут, вы сейчас сами скажете.

Вакула: Перед вами лучшая красавица на свете: и по ту сторону Диканьки, и по эту. Парубки гоняются за ней толпами, но она никому не отдает свое сердце.

Оксана: А это хороший кузнец, он также занимается малеваниеми, слывет лучшим живописем в околотке.

Вакула : Ребята, мы поможем вам в дороге, а вы должны показать хорошие знания нашей культуры.

Оксана: Перед вами задание, которое вы должны выполнить, а результат сообщить всем присутствующим

А) Операциональный этап (самостоятельная работа в группах по алгоритму)

 (Примечание: черным цветом напечатано индивидуальное задание или задание для обучающихся с высоким уровнем мотивации в обучении; зеленым – средний уровень выполнения, синим – задание, с которым справятся все обучающиеся)

Станция I Рождественская

  1. Индивидуальное задание. Сообщение «Христианский праздник Рождество»
  2. Найдите приметы христианского праздника Рождество в повести

Н.В. Гоголя. Выпишите их в тетрадь ( морозная зимняя ночь, первые колокола к заутрене, славить Христа, церковь, дьяк, миряне, иконы святых, последняя ночь власти нечистой силы, баба жарит на Рождество колбасу)

  1. Объясните значение слов: «кутья», «миряне», «пономарь», «голодная кутья».

             Объединитесь, сформулируйте общий ответ и представьте его.

    Станция II Коляда

  1. Индивидуальное задание. Сообщение «Языческий праздник Коляда».
  2. Как показывает Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» языческий праздник. Выпишите его приметы в тетрадь.
  3. Объясните значение слов: «колядовать», «щедровки», «гречаник», «корж».

     Спойте колядки (прочитайте)

Пришла Коляда                                                                                                                              

Накануне Рождества!

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна- пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и богатством

                              ***

 Ехала  Коляда

В малеваном возочку,

На вороном конечку

Заехала к Василю,

Василь, Василь, одари Коляду

Объединитесь, сформулируйте    общий ответ и представьте свой ответ

  Станция III Нечистая сила

1.Какие герои произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» встречались вам ранее в народных сказках?

(Ведьма, черт, петух, возвещающий о рассвете)

2. Встречаются ли подобные герои в коми мифах и легендах?

3.Какие из данных пословиц можно использовать при характеристике героев?

- Как аукнется, так и откликнется.

- За каждым вечером следует утро.

-Бери ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.

  4. Найдите в повести слова и выражения, которые встречали в народных сказках. Какой вывод можно сделать?

IV станция Словесная

  1. Найдите в тексте повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» устаревшие слова и диалектизмы, объясните их значение.
  2. С какой целью писатель использует эти слова в своем произведении?
  3. Объясните значение слов: «запорожец», «черевички», что является диалектизмом, а что - устаревшим словом?
  4. Объединитесь, сформулируйте общий ответ и представьте его.

V станция Юмор

  1. Изучите статью учебника «Юмор» (стр. 132-133)
  2. Из толкового словаря учебника выпишите понятие юмора.
  3. Найдите в повести примеры

А) неожиданных поступков и слов героев

(Чуб и кум, Вакула в городе, Солоха и кавалеры)

Б) гиперболы (преувеличения)

(Вид Петербурга, Пузатый Пацюк)

В) несоответствия и противоречий в поведении героев

Объединитесь, сформулируйте общий ответ. Подготовьте выразительное чтение эпизода о кумовой жене ( стр.115-117).

Найдите особенности юмора в этом отрывке

VI Станция Костюм

  1. Выпишите из произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» слова, относящиеся к теме «Одежда».
  2. Объясните, из чего состоит костюм украинцев.
  3. Почему Н. В. Гоголь подробно описывает одежду своих героев?

Объединитесь, выработайте совместный ответ, представьте его.

Б) Результативный этап

Обсуждение результатов работы

Ребята, вы закончили самостоятельное исследование. Послушаем, какие общие ответы  от группы вы сформулировали. (выступление групп)

  1. Итог:

Понравилось ли вам путешествовать по стране фантазии Н. В. Гоголя?

Что нового вы узнали?

Рефлексия (Ребята высказываются одним предложением,  выбирая начало

фразы)

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
– Я научился…
– У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…

  1. Домашнее задание
  1. Сочините веселую новогоднюю сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех;
  2.  Нарисуйте рисунок «Страна фантазии Н.В. Гоголя» ( на выбор)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Интеллектуальная игра по повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

Цель: привить интерес к творчествуН.В.Гоголя;Задачи: развитие наглядно- образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти;-обогащение словарного запаса учащихся.- развивать умения работ...

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".

Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...

Тест по повести "Ночь перед Рождеством" Н.В.Гоголя

Тест по повести "Ночь перед Рождеством" Н.В.Гоголя позволит проверить знание содержания текста, его литературоведческих особенностей....

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»

Цели:познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» ...