Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Тюдина Людмила Валерьевна

Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль  учащихся с помощью ТОУУ. Для достижения поставленных задач были выбраны мультимедийная презентация, работа с текстом, работа с раздаточным материалом, работа в группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyudina_voyna_i_mir_10_klass.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что основой общества является семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.

Задачи урока:

  1. Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  2. Развивать навыки работы с текстом, монологическую речь учащихся, умение анализировать текст.
  3. Формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию

Оборудование:

Словарь С.И.Ожегова, В. И. Даля, Современный толковый словарь обществоведческих терминов.

Карточки для кластера. Рабочие листы. Презентация к уроку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.  Эмоциональный настрой урока.

Каждый человек мечтает быть счастливым. Л.Н. Толстой говорил «Счастье – это просто». Внимание на экран.

Видео (отрывок из фильма)

Что же нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям.

Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья. Её традиции, уклад»

Познавательные УУД

1. Производить отбор и систематизацию материала.

2. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

II.  Введение в тему урока.

Проблемный вопрос

- Сформулируйте проблему урока (Какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?)

-Тема (Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир)

-Цель (на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что основой общества является семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.)

- Назовите ключевое слово (семья)

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

III. Работа  со словарями С.И.Ожегова, В.Даля

Даль В.И.

1.Совокупность близких родственников, живущих вместе.

Ожегов С.И.

1.Группа живущих вместе родственников.

2.Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.

Современный толковый словарь обществоведческих терминов.

Семья- группа людей, соединенных узами родства ( по браку, крови и т. д) и выполняющая определённые социальные функции ( репродуктивные, воспитательные, экономические, коммуникативные.) Семья – категория историческая.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

3. Пользоваться словарями, справочниками.

IV. Актуализация изученного.

Составление кластера.

ТОУУ

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Владеть разными видами диалога.

2. Осуществлять само- и взаимоконтроль, оценивая своё и чужое высказывание.

Познавательные УУД

1. Давать формулировки понятий.

2. Анализировать, сравнивать, подбирать аналогии.

V.Углубление в тему.

1.Чем для Вас является понятие семья?

Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая школа жизни.

2.Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей?

Вывод: С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье.

(Белый – благородство, чистота

Синий – мечта,

Красный – человек, страсть, кровь)

КАРТОЧКИ – НА ДОСКУ (флаг России)

Начинаем знакомиться с семьями из романа великого писателя.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Планировать деятельность на уроке.

VI.Индивидуальные сообщения учащихся (домашнее задание)

1. Слово 1 группе (чтение цитат). Учащиеся отвечают -

Семья Ростовых  (главы 7-11, 14-17 – на доску под кластер)

С каким цветом ассоциируется семья Ростовых?

Проголосуйте с помощью кружочков (синий)

- Чем семья Ростовых отличается от 3 других, показанных в романе? В какой момент происходит знакомство читателя с Ростовыми? Какая атмосфера царит в их доме? Каковы отношения между детьми и взрослыми? Между детьми и супругами? О чём говорит имя «Наталья»? Давайте составим Кодекс семьи Ростовых и определим главный принцип, на котором основана их жизнь

Ответы учащихся и вывод: Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота, Открытость миру – их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения.

ТОУУ (оцените с помощью кружочков)

2.Слово 2 группе (чтение цитат). Учащиеся отвечают -

Семья Болконских (главы 22-25 на доску под кластер)

С каким цветом ассоциируется семья Ростовых?

Проголосуйте с помощью кружочков (белый)

- Чем интересна личность старика Болконского автору и читателю? (слайд     13,14)

   Ответы учащихся и вывод: Болконский незаурядная личность. «Старик с                    зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие, педантичная во всех отношениях личность.

- Каковы отношения между сестрой и братом, отцом и детьми? Можем ли назвать стиль воспитания авторитарным?

- Составим кодекс семьи Болконских (слайд №15) В чём сходство семей Ростовых и Болконских?

Вывод: Семьи похожи патриархальным укладом жизни, духовным ростом близких; им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость…

ТОУУ (оцените с помощью кружочков)

3.Слово 3 группе (чтение цитат). Учащиеся отвечают -

Семья Курагиных (главы 22-25 на доску под кластер)

С каким цветом ассоциируется семья Ростовых?

Проголосуйте с помощью кружочков (красный )

В чём смысл жизни членов этой семьи? Чем Курагины схожи с Болконскими? Кодекс чести семьи (слайд №16)- на доску под кластер

Ответы учащихся и вывод: В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни

ТОУУ (оцените с помощью кружочков)

   Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

VII. Работа по группам

Задание от 1 группы Семья Ростовых  (задание от выступающих для групп в классе  - тест)

ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы

Задание от 2 группы Болконских (задание от выступающих для групп в классе  - синквейн)

ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы

Задание от 3 группы Семья Курагиных (задание от выступающих для групп в классе  - тест)

ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы

Семья, по Толстому, - это начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в другом.

Мысль семейная в романе представлена и в эпическом повествовании

Выступление учащихся –исследователей

ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы выступающих

Какова же цель урока ?  – эта та семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

VIII.  Рефлексия. Итог урока.

1.Контролирующее задание

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого» в группах

Семьи

Номера вариантов ответов

Ростовы

Болконские

Безуховы

Курагины

  1. В этой семье детей считают обузой.
  2. В доме установлен строгий порядок.
  3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.
  4. Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.
  5. Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.
  6. Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».
  7. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.
  8. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.
  9. Отец называет сыновей дураками.
  10. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.
  11. Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.
  12. Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.
  13. Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

КЛЮЧ:

РОСТОВЫ  3,7,8,10

БОЛКОНСКИЕ  2,6,12,13

БЕЗУХОВЫ 4,11

КУРАГИНЫ 1,5,9

Итоги работы в группах – на доске. Ключ -  на слайде

Вывод:

 Каждый из персонажей – Болконский, Безухов, Курагин, Наполеон, Кутузов – одинаково важны и для развития сюжета, и для общей концепции романа. Они показывают разные стороны человеческой личности; они раскрываются во взаимодействии; наконец, они имеют реальные прототипы, и именно благодаря изображению этих персонажей достигается эффект исторической правды в романе.

«Нет величия там, где нет красоты, добра и правды»

ТОУУ. Результаты работы в рабочих листах

Оценки за урок

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее      задание.

Представитель от группы берёт задание

На следующий урок – сочинение

Две темы на выбор

  1. Семейные ценности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  2. «Нет величия там, где нет красоты, добра и правды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

Конспект урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". Рассматривается темы: "Быт поместного дворянства"...

Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок  в 10 «а» классена тему «Мысль семейная в романеЛ.Н.Толстого «Война и мир».Цели:1. Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н...

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....

Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....

План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Анализ эпизода "Вечер в салоне А. П. Шерер"

На уроке литературы в 10 классе по теме  "Вечер в салоне А. П. Шерер" анализируется эпизод с использованием стратегии технологии развития критического мышления "Фишбон"...

Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Урок -исследованиеТема урока: Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.Цель: Поиск ответа на вопрос о смысле жизни через образ Платона Каратаева.Технология: ТРКМЧП.Форма работы: груп...