План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_10_klasse.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни  толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе;

получить представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей;

решить проблему:  «Какой должна быть идеальная семья, которая сможет воспитать хорошего человека?»

Задачи:

•        Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

•        Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.

•        Содействовать развитию индивидуальных способностей и творческих возможностей учащихся.

• Содействовать развитию  речи – обогащению и усложнению словарного запаса; интеллектуальному и общему развитию учащихся.

• Содействовать развитию мышления: умения  анализировать, выделять главное, умения сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

• Содействовать развитию исследовательских способностей школьников.

• Содействовать развитию навыков работы в группе: представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

•        Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Оборудование: доска, учебники, книги, тетради; мэнэдж мэт; компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Обучающие структуры: СИНГЛ РАУНД РОБИН, ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, «РАНЬШЕ Я ДУМАЛ(А)…, СЕЙЧАС Я ДУМАЮ…»,  

ДЖОТ ТОТС, 500 РУБЛЕЙ САМЭРИ

Мыслительные приемы: СОРД КАРДС

Оформление доски:

1.        Записи высказываний:

     «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

     «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

     «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (Л.Н.Толстой).

     «Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это    

     хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов).

2.        Портреты Л.Н.Толстого, его родных.

3.        Иллюстрации семейства Болконских, Ростовых, Курагиных.

Ожидаемые результаты: проведут социально-психологический анализ семей, представленных в романе "Война и мир"; интерпретируют  художественный текст и дадут собственную оценку; проведут сравнительный анализ семей из своего окружения с семьями, представленными в романе «Война и мир»; представят модель счастливой семьи, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.

Опережающее задание к уроку:

прочитать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир»,обратив особое внимание на главы:

РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)

БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)

КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)

 СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ» (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4), эпилог.

Первый урок.

План урока

1.  Организационный момент.

2. Формирование команд (Шаг 1).

3. Определение темы урока. Запуск проблемы (Шаг 2).

4. Анализ проблемы (работа над таблицей ФИЛА) (Шаг 3).

5. Билетик на выход.

1.  Организационный момент.

Добрый день!

Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваш жизненный опыт, ваше умение  анализировать, выделять главное, сравнивать, объяснять, ставить и разрешать проблемы, а также  ваше творческое воображение.

Я хочу, чтобы сегодня вы были предельно внимательны, наблюдательны, потому что мы приступим к решению очень важной проблемы. Работать будем в командах, с которыми  нам необходимо познакомиться.

 2. Формирование команд (Шаг 1).

Для начала поприветствуем друг друга. Улыбнитесь соседу по плечу, партнеру по лицу.

Молодцы!

1). А теперь по очереди расскажите о себе, называя одно из своих качеств, которое должно начинаться с первой буквы вашего имени.

СИНГЛ   РАУНД   РОБИН   (Single   Round  Robin  или   Round  Robin) - «однократный раунд робин». Ответ на этот вопрос проговорите по кругу 1 раз, начинает участник номер 1.

2). А сейчас, чтобы лучше узнать друг друга и начать слаженно работать в команде, придумаем название и девиз команды. Используем для этого структуру «МЫ ЛЮБИМ…». На столах лежат листочки-заготовки, заполните их, отвечая на вопрос «Что я люблю делать в кругу семьи?». Исходя из количества совпавших ответов, придумайте название и девиз команды.

Давайте познакомимся: сделать это нужно креативно, весело. Отвечает стол №…

3). Итак,  первое задание:  вы должны определить для себя правила работы в команде, которые позволят вам работать слаженно и быстро.  ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС: расчертите лист бумаги (участник №3), каждый записывает свою идею в отведенный ему квадрат, затем обмениваетесь  идеями (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – обсуждение идей в команде более одного круга), придя к консенсусу – единому мнению – записываете эту идею (правило) в центральный квадрат. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды. Правил должно быть не более 7.

   Поделитесь своими идеями с другими командами (стол №…, участник №…).

   Что ж, команды готовы, начинаем нашу работу.

3. Определение темы урока. Запуск проблемы (Шаг 2).

1). Работа с высказываниями.

   - Перед вами цитаты:

     «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

     «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

     «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (Л.Н.Толстой).

     «Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это    

хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов).

   - Каким понятием, какой мыслью объединены эти высказывания? (все они о семье, о важной роли семьи в жизни человека).

   -  Обратите внимание, что почти все высказывания принадлежат одному человеку – великому русскому писателю-философу Льву Николаевичу Толстому, а одно высказывание – о Л.Н.Толстом, вернее, о его романе-эпопее «Война и мир». Известный критик Н.Страхов подчеркивает, что  ценность романа заключается, в первую очередь,   в том, что здесь изображены семьи, семейные отношения, образцы семейных отношений.

   -  Сегодняшний урок, пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни – семье.

   - Так что же такое семья?

2). «Погружение» в тему.

   - Используя мыслительный прием ТОКИН МЭТ, попробуйте как можно глубже разобраться в понятии «семья», которое и будет темой для обсуждения. Запишите это слово в центр листа, затем индивидуально запишите как можно больше слов или фраз (любых ассоциаций) по данной теме. Затем команды переходят к другому столу, изучают работы другой команды, задавая вопросы или устанавливая связи между данными ответами. Вернувшись к своему столу, команды подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.

   -  Представьте свои работы другим командам.

   

   - Итак, вы представили свое, современное,  понимание   семьи. Однако  нам не менее важно знать, каков же толстовский идеал семьи, насколько он изменился со времен писателя. Для этого нам нужно погрузиться в эпоху Л.Н.Толстого, представить, что мы его ученики, последователи. Внимание на доску: просмотр видеоролика «Дети видят, дети повторяют».

3). Сценарий проблемы:

   Вы – ученики, последователи  великого русского писателя, философа Льва Николаевича Толстого, воспитанные на его идеалах, - попали в современное общество и ужаснулись от увиденного: люди ненавидят все, что их окружает, ненавидят себя: они обижают животных, грубо обращаются с детьми, женщинами, не помогают нуждающимся! Но самое страшное – все это видят дети! Видят и повторяют, копируя поведение взрослых. Безнравственные взрослые воспитывают безнравственных детей. Семья как первый, самый важный институт воспитания утратила свою ценность. Какой же должна быть идеальная семья, которая сможет воспитать хорошего человека? Вы, будучи учениками Л.Н.Толстого, знающего и понимающего ценность семьи как главного условия воспитания ребенка, должны показать современному человеку лучшие образцы семейного воспитания, которые нужно будет представить в виде модели идеальной семьи (в любой форме – схема, таблица, презентация и др.) через 2 недели.  

4. Анализ проблемы (работа над таблицей ФИЛА) (Шаг 3).

  - Для решения этой проблемы заполним таблицу Фила: подготовить листы бумаги.

1). Работа над фактами.

  - Заполним первую колонку «Факты». Что мы узнаем из видеоролика и сопровождающего его сценария? Какая информация действительно важна для нас, для решения проблемы?  Обсудите ответ на этот вопрос в группе и запишите ответы (каждый в свою таблицу ФИЛА): ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди»).

   - учитель заполняет коллективную таблицу.

2). Работа над гипотезами.

  - Используя  обучающую структуру ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС (Возьмите лист А 4, начертите посередине прямоугольник, разделите лист на 4 части. В течение минуты каждый записывает свою идею  в свой угол. Обменяйтесь идеями. Если вы приходите к консенсусу, то поднимайте большой палец вверх, а эту идею записывайте в большой квадрат),  записываем идеи. (1)Каковы решения? 2) Какой исход  ситуации ты можешь предположить? 3) Как ты оцениваешь свой ответ? 4) К чему это приведет?)

   - учитель заполняет коллективную таблицу.

3). Работа над обучающими вопросами.

   - Работаем в группе. Все участники команды по одному называют вопросы по кругу, все остальные участники записывают их на своих листках - ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН. (Что мы знаем про….? Где у нас пробелы в знаниях? Какая информация нужна?).

- учитель заполняет коллективную таблицу.

4). Работа над планом действий.

Как планирую найти информацию? Как планирую осуществить самообучение?

   - Используем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – обсуждение идей в команде более одного круга. Время истекло. Посмотрите записанные шаги действий вместе (с графиком выполнения и ответственным лицом).  

   

Факты

Идеи (Гипотезы)

Обучающие вопросы

План действий

Ученики Л.Н.Толстого;

Идеалы писателя;

Безнравственные взрослые;

Безнравственные дети;

Дети копируют поведение взрослых;

Семья неспособна воспитать хорошего человека;

Образцы семейного воспитания;

Модель идеальной семьи;

1 неделя

1.Показать идеальную семью по Толстому;

2.Показать, насколько важен личный пример взрослого для ребенка;

3.Привести примеры «положительных» семей из своего окружения (родственников, знакомых);

4.Найти соответствие своей семьи с идеальной семьей по Толстому;

5.Доступно, в интересной форме составить модель идеальной семьи

1.Какая семья, по Толстому, является идеальной?

2.Как влияют на судьбы детей «положительные» и «отрицательные» примеры поведения родителей?

3.Какие семьи меня окружают?

4.В чем соответствует моя семья идеалу семьи Толстого?

5.Как, в какой форме представить модель идеальной семьи?

1.Найти в романе, выбрать материал, изображающий идеальные семьи, обобщить.

2.Найти примеры влияния на судьбы детей «положительного» и «отрицательного» поведения родителей.

3.Понаблюдать за семьями из своего окружения.

4.Сравнить свою семью с идеальной семьей по Толстому.

5.Представить модель идеальной семьи.

5. Билетик на выход. Возьмите листочки. Напишите, что вы узнали, чем озадачил вас урок. Наклейте стикер, который может передать ваше настроение в конце занятия.

Второй урок.

План урока.

1.  Организационный момент.

2. Переоценка проблемы (Шаг 4).

1).  Погружение в тему урока.

2). Добавление новой информации, исключение сомнений.

3). Углубление понимания проблемы.

4). Переосмысление идей (гипотез).

5). Углубление понимания темы.

6). Пересмотр плана действий.

3. Работа с понятием «модель».

4. Подведение итогов урока. Установка на дальнейшие действия.

1.  Организационный момент.

   Добрый день!

   Сегодня мы с  вами продолжим нашу работу над решением проблемы, заявленной на прошлом уроке, и от вас снова потребуются ваши знания, ваш жизненный опыт, ваше умение  анализировать, выделять главное, сравнивать, объяснять, разрешать проблемы, отстаивать свою точку зрения, ну и, конечно же, ваше творческое воображение.

   Я хочу, чтобы сегодня вы были также  внимательны и  наблюдательны, потому что мы продолжим работать над очень важной проблемой:  Семья как первый, самый важный институт воспитания утратила свою ценность. Какой же должна быть идеальная семья, которая сможет воспитать хорошего человека? Работать будем в тех же командах,  которые мы создали на прошлом уроке, так как часть работы над решением проблемы уже вами проведена дома.

   Для начала поприветствуем друг друга. Улыбнитесь соседу по плечу, партнеру по лицу.

Молодцы!    

2. Переоценка проблемы (Шаг 4).

1).  Погружение в тему урока.

   - Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н.Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого свое русло, свой исток…» На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что  исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад, и  характерные особенности семьи, поведение родителей, отношение к детям отражаются  на формировании личности ребенка.

   - В современном мире остро стоит проблема: семья не может воспитать хорошего, нравственного человека. Анализируя проблему, мы выяснили ее причины (нравственная деградация общества, отрицательное поведение родителей, копируемое детьми), наметили пути решения проблемы. Продолжим работу.

2). Добавление новой информации, исключение сомнений.

   -  Работая дома, вы, наверное, столкнулись с тем, что ваше видение проблемы и ее решение не идеальны. Что же вы изменили в своей таблице?

   - Используя структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН (обсуждение идей в команде по одному разу по кругу), поделитесь своими наблюдениями, действиям, которые вы предприняли дома. Ваша задача – рассказать, именно рассказать, что вы делали дома и какие новые мысли, идеи пришли вам в голову.

   - Даю вам 30 секунд на размышления.

   - А теперь 3 минуты на обсуждение.

 (Добавьте недостающую информацию. Пересмотрите гипотезы. Пересмотрите новые вопросы для изучения, если это необходимо. Пересмотрите план, при необходимости).

NB! – Даю вам 30 секунд для того, чтобы вы вернулись к своим таблицам ФИЛА и добавили в них какие-то новые идеи, вопросы, которые у вас возникли в результате обсуждения и которые, как вы считаете, понадобятся вам для решения проблемы и создания модели идеальной семьи.

   - Что именно добавили?

3). Углубление понимания проблемы.

   - Продолжим работу над проблемой. Используя структуру ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, выясним для себя, что относится к семейным ценностям. Приготовьте для работы листочки, расчертив их соответствующим образом. Запишите  в центр листа следующую тему: «Семейные ценности», затем, опираясь на исследование семей из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», индивидуально запишите в отведенный вам «угол» как можно больше семейных ценностей, на которых основываются семьи Ростовых и Болконских в романе. Затем вам нужно выбрать только 5, самых важных именно для Л.Толстого, так как  вы – ученики Л.Толстого (это ваша роль) (в структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН).    (Эти ценности действительно присущи семьям Ростовых и Болконских? Как ты докажешь это? Как соотносятся семейные ценности по Толстому с нашей проблемой? Как знание этих ценностей поможет нам создать модель идеальной семьи?).

NB! – Даю вам 30 секунд для того, чтобы вы вернулись к своим таблицам ФИЛА и добавили в них какие-то новые идеи, вопросы, которые у вас возникли в результате работы над темой «Семейные ценности»  и которые, как вы считаете, понадобятся вам для решения проблемы и создания модели идеальной семьи.

   - Что именно добавили?

4). Переосмысление идей (гипотез).

   - Используя структуру «РАНЬШЕ Я ДУМАЛ(А)…, СЕЙЧАС Я ДУМАЮ…» попробуем пересмотреть идеи (гипотезы): те, которые у нас были, оставить или опровергнуть, приводя доказательства своей точки зрения, новые же,  возникшие  у вас при выполнении домашней работы, аргументировать.  Затем обсудите свои ответы в команде. (Насколько эта идея является возможным  решением проблемы? Как ты можешь доказать, что эта идея  является наиболее подходящей? Что еще тебе необходимо узнать для подтверждения данной идеи? Как эта идея поможет тебе в создании модели идеальной семьи?).

NB! – Даю вам 30 секунд для того, чтобы вы вернулись к своим таблицам ФИЛА и добавили в них какие-то новые идеи,  которые у вас возникли в результате обсуждения и которые, как вы считаете, понадобятся вам для решения проблемы и создания модели идеальной семь, и откорректировали «старые» идеи.

   - Что именно добавили? Что именно откорректировали?

5). Углубление понимания темы.

   - Используя мыслительный прием СОРД КАРДС, попробуйте разобраться, из чего складывается понятие «идеальная семья» (опираясь на исследование семей из своего окружения и семей из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»): используя структуру ДЖОТ ТОТС, запишите свои идеи относительно понятия «идеальная семья» на отдельных листочках (записывают слово, проговаривают, кладут «лицом» в центр стола). От каждого по 4 слова: 2 понятия по Толстому, 2 – по современным семьям. Затем распределите карточки на две категории: идеальная семья, основанная на чувствах, и семья, основанная на разуме, объясняя причины своего выбора. (Вы уверены, что данная категория отвечает  понятию «идеальная семья»? Как вы можете это доказать? Почему вы решили, что «оставшиеся» карточки соответствуют обеим категориям?).

NB! – Даю вам 30 секунд для того, чтобы вы вернулись к своим таблицам ФИЛА и добавили в них какие-то новые идеи, вопросы, которые у вас возникли в результате работы над понятием «идеальная семья»   и которые, как вы считаете, понадобятся вам для решения проблемы и создания модели идеальной семьи.

   - Что именно добавили?

6). Пересмотр плана действий.

   - Итак, в ходе работы на уроке у вас возникли новые идеи, вопросы, для осуществления и решения которых необходимо пересмотреть план действий.  Предлагаю обсудить его в командах и внести изменения в таблицу ФИЛА. Думаю,

1 минуты будет достаточно. (Что именно добавили в таблицу? Что вы уже попробовали к данному моменту? Что не сработало? Чего вы достигли? Насколько участие всех членов команды было полезным и эффективным?).

3. Работа с понятием «модель».

   - Насколько хорошо вы понимаете слово «модель (чего-то)»? Что это такое?

   - Предлагаю посмотреть некоторые виды моделей (слайд презентации).

   - А вы продумали, каждая группа, какая модель будет у вас?

4. Подведение итогов урока. Установка на дальнейшие действия.

      -  Итак, команды отлично справились с анализом и переоценкой проблемы, откорректировали план действий для создания модели идеальной семьи. Все команды прекрасно поработали! Но впереди еще очень ответственный этап: вам предстоит апробировать новые идеи и создать конечный результат: модель идеальной семьи. Я ожидаю от вас, что каждый примет активное участие и в работе над моделью, и в презентации модели идеальной семьи, каждый будет говорить, объяснять, показывать свою работу. Ждем ваши модели идеальной семьи и их презентации.

       5. 500 РУБЛЕЙ САМЭРИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...

«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».

Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...

Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»...

Презентация к уроку в 10 классе «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир»

Конспект этого урока представлен на моём сайте. Ребята олпределяют фамильные черты Ростовых и  размышляют о составляющих счастливой семьи....

Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль  учащихся с помощью ТОУУ. Дл...